Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах, предложениях
Автор: Булганина Наталья Николаевна, учитель-логопед ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса с ОНР 3 уровня.
Данное занятие рассчитано на учащихся 1 класса, имеющих недостатки в развитии слуховой дифференциации фонем [Д] – [Т], обусловленных ОНР 3 уровня.
Возникновение данной ошибки у детей с ОНР 3 уровня прослеживается из-за недоразвития фонематического восприятия. Речь детей с ОНР 3 уровня смазанная, непонятная не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом.
Основным направлением занятия является развитие слуховой дифференциации фонем [Д] – [Т] на уровне слова, предложения.
Занятие проводится с опорой на наглядный материал. Все задания ориентированы на усвоение правильных методических приёмов по коррекции данных ошибок; взаимосвязаны и дополняют друг друга, что способствует поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении материала.
Конспект данного занятия разработан с использованием методик: Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Л.Н. Ефименковой, В.В. Коноваленко.
Характеристика детей с ОНР III уровня
Для детей с ОНР 3 уровня речевого развития характерны полиморфные замены, неточное употребление звуков (свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат и др.), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы, то есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа - при узнавании звука, подборе слова на заданный звук и т.д.
У детей с ОНР 3 уровня восприятие фонем отличается незаконченностью процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма. Следовательно, работа по развитию слухового внимания, восприятия, является первичной.
Кроме звуковой стороны речи у детей с ОНР 3 уровня отмечаются нарушения слоговой структуры слова, трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Речь характеризуется бедностью, неточностью словарного запаса слов. Возникают затруднения в подборе антонимов, синонимов. Пассивный словарь превышает активный. Грамматический строй речи сформирован на нижней границе нормы.При образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.Со стороны связной речи: прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи. Психические процессы на низком уровне развития.
Цель: Развитие слуховых дифференциаций на материале слов и предложений.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить знания о механизме образования звуков [д], [т] и их акустических особенностях;
- закрепить навык чёткого произнесения звуков [д],[т];
- научить различать звуки [д], [т] в словах и предложениях.
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонетико – фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, память.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению, усидчивость, работоспособность.
Оборудование:
Мультипликационные герои «Том», «Джерри»; «Том и Джерри» - изображение; артикуляция звуков [д],[т]; индивидуальные зеркала; предметные картинки (удочка, молоток, медаль, кеды, стул, топор, ведро, лопата, дом, трава); мяч.
Подготовительная работа:
Подготовить изображение мультипликационных героев: «Том», «Джерри»; «Том и Джерри»; раздаточный материал (карточки); мяч; индивидуальные зеркала.
Планируемый результат обучения:
В результате обучения обучающийся научиться правильно произносить и различать на слух звуки [д],[т] в словах и предложениях.
Длительность занятия: 15 – 20 минут.
План занятия:
I. Организационный момент
1. Психологический настрой
2. Сообщение темы занятия
II. Основная часть
1. Сравнение артикуляции звуков
2. Развитие фонематического звука
3. Дифференциация звуков в словах
4. Физкультминутка
5. Дифференциация звуков в предложениях
6. Дифференциация звуков в чистоговорках
III. Итог занятия
1.Рефлексия деятельности
Список используемой литературы
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуй, (Имя)! Рада видеть тебя на занятии.
- Давай настроимся на работу!
1. Психологический настрой
- Повторяй за мной:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим
Потому, что не спешим!
2. Сообщение темы занятия
- (Имя), а ты любишь мультфильмы? (Да.)
- Назови свой любимый? (Называет.)
- А этот фрагмент мультфильма ты узнаёшь? (Да, «Том и Джерри».)
(Логопед выставляет изображение героев). Слайд 2
- Расскажи мне, про кого этот мультфильм? (Про мышку Джерри и кота Тома.)
- Назови 1-е звуки в кличках кота и мышки. (Джерри – звук [д], Том – звук [т].)
- Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня работать? (Со звуками [д] и [т].)
Сегодня мы будем различать звуки [д] и [т] для того, чтобы их не путать.
II. Основная часть
1. Характеристика звуков
(Логопед раздаёт индивидуальные зеркала ребенку и себе)
- Произнеси звук [д], а теперь звук [т]. (Выполняет.)
- Посмотри, в каком положении губы? (Губы разомкнуты.)
- Положение губ при произнесении этих звуков одинаково? (Одинаково.)
- В каком положении зубы? (Зубы сближены, но не сомкнуты.)
- Положение зубов при произнесении этих звуков одинаково? (Да, одинаково.)
- В каком положении кончик языка? (Кончик языка стучит за верхними зубами.)
- Положение кончика языка при произнесении этих звуков одинаково? (Да, одинаково.)
- Как проходит воздушная струя при произнесении этих звуков, свободно или встречает преграду? (Воздушная струя встречает преграду – язычок.)
- Раз у воздушной струи есть преграда, значит это гласные или согласные звуки? (Согласные.)
- Положи руку на горлышко, произнеси звук [д]. (Выполняет.)
- Дрожит горлышко? (Дрожит.)
Значит звук произносится с голосом – звук звонкий.
- Положи руку на горлышко, произнеси звук [т]. (Выполняет.)
- Дрожит горлышко? (Не дрожит.)
Значит звук произносится без голоса – звук глухой.
(Логопед выставляет схему артикуляции звуков). Слайд 3
- Какой мы можем сделать вывод? (Звук [д] – согласный, звонкий, произносится голосом. Звук [т] – согласный, глухой, произносится без голоса.)
- А теперь поиграем с нашими звуками и попробуем их не путать.
2. Развитие фонематического слуха
Игра «Хлоп - топ». Слайд 4
- Я буду называть разные слова, если в словах ты услышишь звук [д], то «хлопни в ладоши», если звук [т] – «топни ногой».
Слова: Молоток, дочка, туча, плот, дрова, ведро, стол.
3. Дифференциация звуков в словах
Игра «Подарки для Тома и Джерри». Слайд 5
- Поиграем в игру. Выбери подарки, которые ты можешь подарить Тому, а какие Джерри.
- Выбирай картинки со словами, это медаль, я подарю его Джерри, потому что, в этом слове есть звук [д].
(Логопед раскладывает на столе предметные картинки)
Картинки: Медаль, молоток, кеды, стул, топор, ведро, лопата, дом, трава, удочка.
4. Физкультминутка
Игра «Замени звук». Слайд 6
- Я кидаю тебе мяч и произношу слово со звуком [д], ты возвращаешь мне мяч, заменяя в слове звук [д] на [т]. Например: дом – том
Слова: Док, дон, дверь, Даня, дачка, доска, домик, душ, удочка.
5. Дифференциация звуков в предложениях
Игра «Исправь ошибку». Слайд 7
(Логопед читает ребенку деформированные предложения)
- Послушай предложение. Найди ошибку в предложении.
Назовём мы книгу дом. (Том.)
Для жилья построим том. (Дом.)
По реке плывут плоды. (Плоты.)
На ветвях висят плоты. (Плоды.)
Под Москвой есть город дверь. (Тверь.)
В доме открываем Тверь. (Дверь.)
В конце предложения ставится дочка. (Точка.)
У мамы есть маленькая точка. (Дочка.)
6. Дифференциация звуков в чистоговорках
Повтори четко чистоговорки. Слайд 8
Та – да – та – у нас дома чистота.
То – до – то – я иду в пальто.
Ды – ты – ды – нет воды.
Ду – ту – ду – за водой пойду.
III. Итог занятия
- С какими звуками мы сегодня работали? (Со звуками [д] и [т].)
- Чем различаются эти звуки? (При произнесении звука [д] – горлышко дрожит, при произнесении звука [т] – горлышко не дрожит, молчит.)
- Подбери слово, которое начинается на звук [д], слово заканчивается на звук [т]. (Дом.Кот.)
1. Рефлексия. Слайд 9
- Выбери пиктограмму (смайлик), который соответствует твоему настроению.
Веселый смайлик – у тебя всё получилось на занятии.
Грустный смайлик – испытывал затруднения.
- (Имя), ты сегодня молодец, старался и был внимательным!
Список использованной литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005 – 98-101с.
2. В.В.Коноваленко. Парные звонкие – глухие согласные Д – Т. Альбом графических, фонематических и лексико – грамматических упражнений для детей 6-9 лет /В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012 – 32с. – (Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей). – 28-32с.
3. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников в (формировании лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
Презентация к занятию во вложении (ppt, 2Mb)
Скачать вложение