РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Дикорастущие и культурные растения

Автор: Крючкова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, ОГБОУ «Школа № 10», г.Рязань

Конспект урока окружающего мира для 2 класса 

Аннотация

Урок окружающего мира «Дикорастущие и культурные растения» предназначен для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, которые учатся в 1 классе второго года обучения. Составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФАОП НОО ТНР), авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

На уроке учащиеся узнают о разнообразии дикорастущих растений, о том, как появились культурные растения, для чего люди выращивают культурные растения; научатся делить культурные растения на группы.

Растения – это неотъемлемая часть окружающего нас мира. Они играют ключевую роль в экосистемах, обеспечивая кислород, пищу и место обитания для множества живых существ. В зависимости от условий их произрастания, растения можно разделить на две основные категории: дикорастущие и культурные.

Дикорастущие растения – это виды, которые растут в естественных условиях без помощи человека. Дикорастущие растения играют важную роль в поддержании биологического разнообразия. Они служат источником пищи для животных, а также участвуют в опылении и распространении семян.

Культурные растения – это виды, которые были одомашнены и активно выращиваются человеком для получения пищи, лекарств, тканей и других ресурсов. Культурные растения требуют определенных условий для роста, таких как удобрение почвы, полив и защита от вредителей. Их успешное выращивание зависит от знаний агрономов и фермеров.

Дикорастущие и культурные растения являются важными компонентами нашего окружающего мира. Понимание их роли и взаимосвязи помогает детям и взрослым лучше заботиться о природе и использовать ее ресурсы более устойчиво.

Каждый этап данного урока тесно связан между собой. На всех этапах чередуются различные виды деятельности. Обучающиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера.

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с дикорастущими и культурными растениями.

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение знания о разнообразии дикорастущих растений, о том, как появились культурные растения и для чего люди их выращивают; овладение умением различать дикорастущие и культурные растения;

2) создать условия для развития мыслительных операций на основе выполнения заданий на анализ, классификацию, сравнение; устной речи на основе составления развернутых ответов;

3) способствовать возникновению готовности проявлять самостоятельность на основе выполнения практических заданий, уважительное отношение к труду людей разных профессий, бережное отношение к природе.

Планируемые метапредметные результаты:

- различать дикорастущие и культурные растения;

- делить культурные растения на группы;

- понимать и объяснять роль растений в жизни человека и роль человека в жизни растений;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- полным ответом отвечать на вопросы учителя.

Планируемые личностные результаты:

- осознание роли человека в природе и обществе;

- принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник, название темы, картинки с изображением объектов живой и неживой природы, картинка с изображением машины, плакат с изображением полевых и садовых растений, таблицы для парной работы, картинка с изображением силуэта яблони для раскрашивания.

Ход урока 

1. Оргмомент

Учитель. Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Желаю вам хорошей плодотворной работы! (Учащиеся настраиваются на урок и проверяют готовность к уроку.)

2. Мотивационная часть

Учитель. Ребята, послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…

Учащиеся. В этом стихотворении говорится о природе.

Учитель. Что такое природа?

Учащиеся. Природа – это всё, что вокруг нас, не созданное руками человека.

Учитель. О каких объектах природы говорится в стихотворении?

Учащиеся. В стихотворении говорится о небе, солнце, ветре, тучке, поле, речке, траве, горах, воздухе, росе, человеке, временах года.

Учитель. Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительными представителями природы.

3. Актуализация знаний

Учитель. Посмотрите на картинки на доске (на доске прикреплены картинки с изображением машины, снежинки, лисы, клена, яблони). Можно ли сказать, что все эти объекты относятся к природе?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Машина – это не объект природы. Она сделана руками человека.

Учитель. Верно. Картинка с изображением машины лишняя в этой группе объектов. Посмотрите внимательно. Может быть, здесь еще есть лишнее изображение?

Учащиеся. Да, есть. Это – снежинка.

Учитель. Почему?

Учащиеся.Снежинка – объект неживой природы.

Учитель. Верно. Еще.

Учащиеся. Лиса.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Лиса – это зверь.

Учитель. Как одним словом назвать все оставшиеся объекты?

Учащиеся. Растения.

Учитель. Верно. Тема нашего урока – «Растения» (учитель вывешивает на доску часть названия темы урока).

4. Создание проблемной ситуации

Учитель. Мы с вами на уроке окружающего мира уже говорили о растениях и знаем, что их можно разделить на группы. Какие группы?

Учащиеся. Растения делятся на травы, кустарники, деревья.

Учитель. Можем ли мы данные растения разделить на названные вами группы? (На доске остались изображения клена и яблони.)

Учащиеся. Нет, не можем.

Учитель. Почему?

Учащиеся.Тут только деревья.

Учитель. Может, на другие группы можно разделить эти две картинки?(Если учащиеся не догадываются, на какие группы можно разделить деревья, то размышляем, подводим их к теме данного урока.)

5. «Открытие» нового знания

Учитель. Давайте размышлять. Где растет клен? Кто его посадил?

Учащиеся. Клен растет в парке, лесу. Его никто не сажал. Он вырос сам по себе.

Учитель. Ребята, растения, которые растут в природе сами по себе, называются дикорастущими (на доску вывешивается слово «дикорастущие» и присоединяется картинка с изображением клена).

Учитель. Где растет яблоня? Кто ее посадил, кто за ней ухаживает?

Учащиеся. Яблоня растет в саду. За яблоней ухаживает человек.

Учитель. Люди каких профессий ухаживают за растениями?

Учащиеся. Садовод, флорист, агроном… Дачники…

Учитель. Какими качествами обладают люди, которые ухаживают за растениями?

Учащиеся. Они добрые, внимательные, терпеливые, ответственные, физически выносливые…

Учитель. Ребята, растения, которые выращивает человек, называются культурными (на доску вывешивается слово «культурные» и присоединяется картинка с изображением яблони).

Учитель. Вот теперь на доске вывешено полное название нашего урока. Прочитайте.

Учащиеся. Дикорастущие и культурные растения.

6. Целеполагание и планирование

Учитель. Как вы думаете, что вы узнаете на уроке? Как и каким образом будем учиться? Зачем нам это надо? (Ответы учащихся.)

Учитель. Верно. Сегодня на уроке вы узнаете о разнообразии дикорастущих растений, о том, как появились культурные растения. Будете выполнять разные задания, читать, работать с текстом. Узнаете, для чего люди выращивают культурные растения.

7. Первичное восприятие нового материала

Учитель. Давайте вспомним, какие растения растут в природе, а какие выращивают люди. (Ответы учащихся.)

Учитель. Молодцы! Откройте учебник на странице 74. Посмотрите на рисунки. Давайте по очереди назовем изображенные на них растения.

Учащиеся. Береза, огурец, рогоз, крапива, пшеница, астра. (Часто рогоз путают с камышом, учитель обращает внимание учащихся на отличия данных растений.) (Учитель вывешивает на доску изображения камыша и рогоза.)

Учитель. Это не камыш, а рогоз. У рогоза бархатистые «свечки» коричневого цвета и длинные листья, напоминающие ленты. Стебель камыша крепкий и оканчивается соцветием с семенами, у него нет листьев. Путаница в названиях пошла из-за того, что рогоз хорошо выделяется в зарослях, а камыш менее заметен, но имеет более благозвучное название. Поэтому со временем так стали называть все высокие растения, растущие у воды. Это разные растения, но функция у них одна – они спасают пресные водоемы от загрязнения. Раньше из них плели сумки, коврики, корзинки.

Учитель. Накройте зелеными фишками дикорастущие растения, желтыми – культурные. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике.) Проверяем, что у вас получилось. Назовите дикорастущие растения.

Учащиеся. Береза, рогоз, крапива – дикорастущие растения.

Учитель. Назовите культурные растения.

Учащиеся. Огурец, пшеница, астра – культурные растения.

Учитель. Ребята, выходите по очереди к интерактивной доске и распределите растения по группам на дикорастущие и культурные. (Учащиеся по очереди выходят к доске и распределяют растения на определенные группы.)

Физкультминутка

Учитель. Давайте отдохнем. Поднимайтесь со своих стульев. Если я называю дикорастущее растение, вы приседаете, культурное – поднимаете руки: дуб, одуванчик, лук, помидор, клевер, смородина, огурец, сосна, клен, яблоня. (Учащиеся выполняют определенные движения.)

Учитель. Молодцы! Садитесь.

8. Применение нового знания

Учитель. Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения?

Учащиеся. Люди выращивают культурные растения для: использования в пищу, изготовления лекарств, кормление животных, использования в ткацкой промышленности, производства различного сырья.

Учитель. Ребята, когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие. Первобытный человек собирал семена, плоды, корни, отбирал понравившиеся ему и сажал поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал их и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения. Послушайте, что пишут об этом в учебнике (страница 76).

Учитель. Ребята, как вы думаете, всегда ли были на Земле культурные растения?

Учащиеся. Нет. Были только дикорастущие.

Учитель. Прочитайте еще раз на странице 76 текст «Сорта культурных растений». (Учащиеся по предложению вслух читают текст.)

Учитель. Найдите в тексте и прочитайте, что делали люди с лучшими из растений? Как человек вывел разнообразные сорта культурных растений? Какие сорта растений известны сейчас в мире? (Учащиеся работают с текстом.)

Учитель. Посмотрите на изображения на странице 76-77. Что вы видите?

Учащиеся. Разные сорта роз, разные сорта яблок.

Учитель. Раньше были только красные розы, а теперь много разных сортов. Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся. Отличаются цветом, лепестками.

Учитель. А яблоки?

Учащиеся. Яблоки отличаются друг от друга тоже цветом, размером, вкусом.

Учитель. Посмотрите на плакат (учитель вывешивает плакат на магнитную доску). Здесь изображены садовые и полевые цветы. В чем их разница?

Учащиеся. Садовые цветы ярче по цвету.

Учитель. Верно! Человек вывел разнообразные сорта культурных растений. Культурные более яркие, а плоды у них более вкусные.

Учитель. На какие группы можно разделить культурные растения?

Учащиеся. Культурные растения можно разделить на травы, кустарники, деревья.

Учитель. Верно. А по каким еще признакам можно разделить культурные растения на группы? Подумайте, лук – это что?

Учащиеся. Лук – это овощ.

Учитель. Значит, растения какие?

Учащиеся. Овощные.

(Рассуждая данным образом, подводим учащихся к тому, что культурные растения можно разделить и на: плодовые, зерновые, декоративные, прядильные группы.)

Учитель. Давайте разделимся на пары: пары первого ряда записывают в таблицу культурные растения по их видам, пары второго ряда – культурные растения по их назначению. (Учащиеся заполняют таблицы.)

Учитель. Читаем, что у вас получилось.

(Учащиеся зачитывают получившиеся ответы: пары первого ряда зачитывают травянистые растения, кустарники, деревья, пары второго ряда – овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные растения.)

9. Итог урока

Учитель. Давайте подведем итог урока с помощью кроссворда. [1] (Учащиеся разгадывают кроссворд.)

10. Домашнее задание

11. Рефлексия

Учитель. Ребята, раздаю вам картинки с изображением силуэта яблони. Если на уроке у вас все получалось, закрасьте плоды яблони зеленым цветом, если были сомнения – желтым, если часто возникали трудности – красным. (Учащиеся закрашивают определенным цветом плоды яблонь.)

  

Литература

1. Дикорастущие и культурные растения. Кроссворд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://infourok.ru/kulturnye_i_dikorastuschie_rasteniya_krossvord-281778.htm

2. Плешаков А.А. Окружающий мир: 2-й класс: учебник: в 2 частях: Ч. 1. – М.: Просвещение, 2023. – 144 с.

3. Плешаков А.А., Соловьев А.Е. Окружающий мир: 2-й класс: методические рекомендации: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2023. – 80 с.

4. Растения. Сборник информаии о разных растениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://flora.kak-pochemy.ru/kamysh-i-rogoz-to-odno-i-tozhe-rastenie/ (Дата обращения: 05.05.2025).

5. Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://stihi.ru/2016/10/25/10399 (Дата обращения: 05.05.2025).

Коспект с приложениями во вложении (pdf 370Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru