Городской транспорт
Автор: Крючкова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, ОГБОУ "Школа №10"
Урок развития речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в 1 классе.
Цель урока: организовать учебную деятельность, способствующую расширению словаря детей посредством закрепления и систематизации знаний и представлений о городском транспорте.
Задачи:
Образовательные:
Познавательные:
I. Организационный этап.
Учитель. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час.
II. Постановка темы и цели урока.
Учитель. Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам надо внимательно послушать отрывок их стихотворения Корнея Чуковского «Тараканище»:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Учитель. Скажите, на чем или на ком ехали животные?
Ученик. Животные ехали на велосипеде, на воздушном шарике, на хромой собаке, на кобыле, в автомобиле, в трамвайчике, на метле.
Учитель. На ком было жалко ехать?
Ученик. Было жалко ехать на хромой собаке.
Учитель. Почему?
Ученик. Собака больна, ей тяжело везти, ее надо пожалеть…
Учитель. Верно! Ребята, как одним словом можно назвать то, на чем они едут?
Ученик. Это транспорт.
Учитель. Правильно! Для чего он нужен?
Ученик. Чтобы куда-нибудь ехать, лететь, кататься, передвигаться…
Учитель. Ребята, а где ехали животные?
Ученик. По дороге (по улице).
Учитель. Где находится эта дорога?
Ученик. Эта дорога находится в городе.
Учитель. Значит, это какой транспорт?
Ученик. Это городской транспорт.
Учитель. Молодцы! Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?
Ученик. Мы сегодня будем говорить о городском транспорте.
Учитель. Верно, мы будем говорить о городском транспорте.
Учитель. Вы каждый день видите транспорт, который движется по улицам нашего города. А вы знаете, на какие виды он делится?
Ученики. Нет.
Учитель. А хотите узнать?
Ученики. Да, хотим.
III. Работа над темой урока.
1. Работа со словами-предметами.
Учитель. Вспомните и скажите, на чем ехали зайчики?
Ученики. Зайчики ехали на трамвайчике.
Учитель. Верно. Что же это за вид транспорта? (На доску вывешивается картинка – трамвай.)
Ученик. Трамвай ездит по рельсам. Над рельсами натянуты провода. Он движется от электричества.
Учитель. Верно. Ребята, внимание, работаем в паре. Я раздаю по разрезной картинке, а вы соберите изображение и назовите, какой еще бывает городской транспорт. (На картинках изображены троллейбус, автобус, маршрутное такси.)
Учитель. Итак, что же у вас получилось?
Ученики. У нас получился троллейбус (учитель вывешивает картинку с изображением троллейбуса), автобус (картинка), маршрутное такси (картинка).
Учитель. Молодцы! А что вы можете сказать о троллейбусе? Чем он похож на трамвай?
Ученики. Они оба работают от электричества.
Учитель. Верно. А в чем отличие?
Ученики. У троллейбуса дуги похожи на усики бабочки или рога. Трамвай ездит по рельсам, троллейбус – по дороге без рельсов.
Учитель. Верно. Что вы можете сказать об автобусе? Чем он отличается от трамвая и троллейбуса?
Ученики. Троллейбус и трамвай движутся только по дороге, над которой есть электрические провода. Автобус питается бензином, а троллейбус и трамвай электричеством.
Учитель. Верно. Ребята, и благодаря электрическому двигателю, троллейбус и трамвай не загрязняют воздух.
Учитель. Что вы можете сказать о маршрутном такси?
Ученики. Это маленький автобус.
Учитель. Ребята, а для чего нужны трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси?
Ученики. Они нужны, чтобы перевозить людей, ездить в школу, на работу, в магазин, возить грузы…
Учитель. Значит они для кого?
Ученики. Для людей.
Учитель. Как называем людей в них?
Ученики. Пассажиры.
Учитель. Верно. Значит, этот транспорт называется как?
Ученики. Этот транспорт называется пассажирским.
Учитель. Верно. Пассажирским или общественным.
Учитель. Давайте вспомним профессии людей, работающих в общественном транспорте.
Ученики. Это водитель, кондуктор.
Учитель. Как по-другому мы можем назвать водителя?
Ученики. Шофер.
Учитель. Правильно. Что он делает?
Ученики. Водит машины.
Учитель. А кондуктор?
Ученики. Собирает деньги за проезд с пассажиров.
2. Развитие мыслительных операций.
Учитель. А каким еще транспортом мы пользуемся для передвижения по улицам города, узнаем, угадав загадки:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И, тогда, поднявши пыль,
Побежит …
Ученики. Автомобиль.
Учитель. Верно. (Учитель вывешивает картинку с автомобилем.) Еще загадка:
Две педали я кручу,
На колесах вдаль качу.
Что за транспорт, дай ответ.
Быстрый мой …
Ученики. Велосипед.
Учитель. Верно. (Учитель вывешивает картинку с велосипедом.) Еще загадка:
Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость – просто чудеса!
А всего два колеса!
Ученики. Мотоцикл.
Учитель. Верно. (Учитель вывешивает картинку с мотоциклом.)
Учитель. Ребята, кто управляет автомобилем?
Ученики. Человека, который управляет автомобилем, называют водителем или шофером.
Учитель. А человека, который управляет мотоциклом?
Ученики. Человека, который управляет мотоциклом, называют мотоциклистом.
Учитель. Молодцы! А человека, который управляет велосипедом?
Ученики. Человека, который управляет велосипедом, называют велосипедистом.
Учитель. Верно. Ребята, я раздаю вам листочки. Посчитайте, сколько всего автомобилей, велосипедов, мотоциклов и запишите ответ внизу листочка.
Ученики. Один автомобиль, три мотоцикла, пять велосипедов. (Один мотоцикл, три автомобиля, пять велосипедов; один велосипед, три автомобиля, пять мотоциклов и т. д.)
Физминутка.
Учитель. Молодцы! Представьте, что вы едете за рулем автомобиля.
Едем, едем на машине, (дети «показывают» слова движениями)
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли:
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы – шоферы хоть куда!
Учитель. Ребята, посмотрите на интерактивную доску. Что вы видите?
Ученики. Автомобиль, скорую помощь, пожарную и полицейскую машины.
Учитель. Что здесь лишнее и почему?
Ученик. Лишний - автомобиль, так как он возит пассажиров.
Учитель. Все согласны?
Ученики. Да.
Учитель. А как же мы можем назвать другие машины? Для чего они предназначены?
Ученик. «Скорую помощь» мы вызываем тогда, если кому-то срочно нужен врач.
Учитель. Если кто-то заболел,
Надо чтобы врач успел.
«Скорая» его домчит,
Врач поможет, исцелит.
Ученик. Пожарную машину мы вызываем тогда, если где-то вспыхивает пожар.
Учитель. Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
Ученик. Полицейскую машину мы вызываем тогда, если нашей безопасности кто-то угрожает.
Учитель. Полицейская машина
Нам мелькает глазом синим,
А ее сирены звук
Слышен далеко вокруг.
Учитель. Итак, эти машины мы вызываем тогда, когда случается беда.
Если вдруг беда случится,
К нам специальный транспорт мчится.
Учитель. Ребята, это специальный транспорт, для которого существуют специальные правила. Может быть, кто-то знает, какие?
Ученики. На крыше у таких автомобилей расположена лампочка, когда она включена вместе с сиреной, то, таким образом, предупреждаются другие машины и пешеходы о приближении специального транспорта заранее.
3. Подбор слов-действий.
Учитель. Ребята, помимо пожарной машины, полицейской, «скорой помощи» существует множество других специальных автомобилей. Их название вы узнаете, ответив на вопрос: что они делают? Посмотрите на интерактивную доску. Что делает машина?
Ученики. Эта машина убирает снег.
Учитель. Значит, как она называется?
Ученики. Она называется снегоуборочная машина.
Учитель. Верно. Молодцы! (И, таким образом, разбираются поливальная машина, мусоровоз, бензовоз, молоковоз, хлебовоз.)
4. Подбор слов-признаков.
Учитель. Молодцы! Ребята, давайте ответим на вопрос, какие бывают машины?
Ученики. Грузовые, легковые, большие, маленькие, быстрые, медленные, красивые, яркие…
Учитель. Молодцы! А теперь посмотрите на интерактивную доску, прочитайте слова и соедините их с картинкой. (На доске слова-признаки и картинки, ученики по очереди их соединяют линиями.)
5. Составление рассказа-описания.
Учитель. Молодцы! Ребята, а теперь, опираясь на план, вы должны будете составить рассказ-описание о машине. Давайте вспомним, что обозначают эти карточки. (На доске вывешены карточки-схемы.)
Ученики. Первая карточка «спрашивает» - что это? Вторая – размер. Третья – цвет. Четвертая – из чего состоит, какой формы. Пятая – какой это транспорт. Шестая – для чего используется.
Учитель. Верно. Итак, составляем рассказ-описание. (Дети, опираясь на план, составляют рассказ-описание.)
IV. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Что вы узнали нового сегодня на уроке? (Ответы детей.)
Учитель. Давайте вспомним, какой бывает городской транспорт?
Ученики. Городской транспорт бывает общественным, специальным…
Учитель. Ребята, закончите фразу:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
Список литературы
1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. С. 224.
2. Калинина Л. Профессии. М., 2012. С. 32.
3. Транспорт. Учебное пособие для дошкольников. Ростов-на-Дону, 2012.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида / Под редакцией Г. В. Чиркиной. М., 2013. С. 257.
5. Чуковский К. Сказки М., 2011. С. 143.
6. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? М., 2007. С. 96.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать активизации и обогащению словаря детей по теме «Городской транспорт».
- Формировать умения учащихся в подборе слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.
- Организовать закрепление навыка употребления существительных при склонении.
- Отрабатывать навык составления текста по графическому плану.
- Развивать познавательную активность младших школьников.
- Коррегировать и развивать вербальную память на основе упражнений учащихся в запоминании слов-предметов, слов-действий, слов-признаков; коррегировать и развивать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении; зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.
- Учить выделять сходства и различия понятий; обобщать, анализировать.
- Развивать диалогическую и монологическую формы связной речи.
- Развивать умение детей давать полные ответы на вопросы учителя.
- Способствовать повышению интереса к занятиям, проявлению инициативы.
- Воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, трудолюбие).
- Воспитывать умение работать в парах.
Познавательные:
- умение осуществлять поиск и систематизацию нужной информации;
- строить логическое рассуждение.
- умение учащихся вступать в диалог и вести его;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение работать в группе, находить общее решение.
- умение действовать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализа¬ции;
- способность к самооценке.
- повышение познавательного интереса детей к учебному материалу;
- желание общаться со сверстниками и взрослыми;
- желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
Ход урока
I. Организационный этап.
Учитель. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час.
II. Постановка темы и цели урока.
Учитель. Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам надо внимательно послушать отрывок их стихотворения Корнея Чуковского «Тараканище»:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Учитель. Скажите, на чем или на ком ехали животные?
Ученик. Животные ехали на велосипеде, на воздушном шарике, на хромой собаке, на кобыле, в автомобиле, в трамвайчике, на метле.
Учитель. На ком было жалко ехать?
Ученик. Было жалко ехать на хромой собаке.
Учитель. Почему?
Ученик. Собака больна, ей тяжело везти, ее надо пожалеть…
Учитель. Верно! Ребята, как одним словом можно назвать то, на чем они едут?
Ученик. Это транспорт.
Учитель. Правильно! Для чего он нужен?
Ученик. Чтобы куда-нибудь ехать, лететь, кататься, передвигаться…
Учитель. Ребята, а где ехали животные?
Ученик. По дороге (по улице).
Учитель. Где находится эта дорога?
Ученик. Эта дорога находится в городе.
Учитель. Значит, это какой транспорт?
Ученик. Это городской транспорт.
Учитель. Молодцы! Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?
Ученик. Мы сегодня будем говорить о городском транспорте.
Учитель. Верно, мы будем говорить о городском транспорте.
Учитель. Вы каждый день видите транспорт, который движется по улицам нашего города. А вы знаете, на какие виды он делится?
Ученики. Нет.
Учитель. А хотите узнать?
Ученики. Да, хотим.
III. Работа над темой урока.
1. Работа со словами-предметами.
Учитель. Вспомните и скажите, на чем ехали зайчики?
Ученики. Зайчики ехали на трамвайчике.
Учитель. Верно. Что же это за вид транспорта? (На доску вывешивается картинка – трамвай.)
Ученик. Трамвай ездит по рельсам. Над рельсами натянуты провода. Он движется от электричества.
Учитель. Верно. Ребята, внимание, работаем в паре. Я раздаю по разрезной картинке, а вы соберите изображение и назовите, какой еще бывает городской транспорт. (На картинках изображены троллейбус, автобус, маршрутное такси.)
Учитель. Итак, что же у вас получилось?
Ученики. У нас получился троллейбус (учитель вывешивает картинку с изображением троллейбуса), автобус (картинка), маршрутное такси (картинка).
Учитель. Молодцы! А что вы можете сказать о троллейбусе? Чем он похож на трамвай?
Ученики. Они оба работают от электричества.
Учитель. Верно. А в чем отличие?
Ученики. У троллейбуса дуги похожи на усики бабочки или рога. Трамвай ездит по рельсам, троллейбус – по дороге без рельсов.
Учитель. Верно. Что вы можете сказать об автобусе? Чем он отличается от трамвая и троллейбуса?
Ученики. Троллейбус и трамвай движутся только по дороге, над которой есть электрические провода. Автобус питается бензином, а троллейбус и трамвай электричеством.
Учитель. Верно. Ребята, и благодаря электрическому двигателю, троллейбус и трамвай не загрязняют воздух.
Учитель. Что вы можете сказать о маршрутном такси?
Ученики. Это маленький автобус.
Учитель. Ребята, а для чего нужны трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси?
Ученики. Они нужны, чтобы перевозить людей, ездить в школу, на работу, в магазин, возить грузы…
Учитель. Значит они для кого?
Ученики. Для людей.
Учитель. Как называем людей в них?
Ученики. Пассажиры.
Учитель. Верно. Значит, этот транспорт называется как?
Ученики. Этот транспорт называется пассажирским.
Учитель. Верно. Пассажирским или общественным.
Учитель. Давайте вспомним профессии людей, работающих в общественном транспорте.
Ученики. Это водитель, кондуктор.
Учитель. Как по-другому мы можем назвать водителя?
Ученики. Шофер.
Учитель. Правильно. Что он делает?
Ученики. Водит машины.
Учитель. А кондуктор?
Ученики. Собирает деньги за проезд с пассажиров.
2. Развитие мыслительных операций.
Учитель. А каким еще транспортом мы пользуемся для передвижения по улицам города, узнаем, угадав загадки:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И, тогда, поднявши пыль,
Побежит …
Ученики. Автомобиль.
Учитель. Верно. (Учитель вывешивает картинку с автомобилем.) Еще загадка:
Две педали я кручу,
На колесах вдаль качу.
Что за транспорт, дай ответ.
Быстрый мой …
Ученики. Велосипед.
Учитель. Верно. (Учитель вывешивает картинку с велосипедом.) Еще загадка:
Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость – просто чудеса!
А всего два колеса!
Ученики. Мотоцикл.
Учитель. Верно. (Учитель вывешивает картинку с мотоциклом.)
Учитель. Ребята, кто управляет автомобилем?
Ученики. Человека, который управляет автомобилем, называют водителем или шофером.
Учитель. А человека, который управляет мотоциклом?
Ученики. Человека, который управляет мотоциклом, называют мотоциклистом.
Учитель. Молодцы! А человека, который управляет велосипедом?
Ученики. Человека, который управляет велосипедом, называют велосипедистом.
Учитель. Верно. Ребята, я раздаю вам листочки. Посчитайте, сколько всего автомобилей, велосипедов, мотоциклов и запишите ответ внизу листочка.
Ученики. Один автомобиль, три мотоцикла, пять велосипедов. (Один мотоцикл, три автомобиля, пять велосипедов; один велосипед, три автомобиля, пять мотоциклов и т. д.)
Физминутка.
Учитель. Молодцы! Представьте, что вы едете за рулем автомобиля.
Едем, едем на машине, (дети «показывают» слова движениями)
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли:
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы – шоферы хоть куда!
Учитель. Ребята, посмотрите на интерактивную доску. Что вы видите?
Ученики. Автомобиль, скорую помощь, пожарную и полицейскую машины.
Учитель. Что здесь лишнее и почему?
Ученик. Лишний - автомобиль, так как он возит пассажиров.
Учитель. Все согласны?
Ученики. Да.
Учитель. А как же мы можем назвать другие машины? Для чего они предназначены?
Ученик. «Скорую помощь» мы вызываем тогда, если кому-то срочно нужен врач.
Учитель. Если кто-то заболел,
Надо чтобы врач успел.
«Скорая» его домчит,
Врач поможет, исцелит.
Ученик. Пожарную машину мы вызываем тогда, если где-то вспыхивает пожар.
Учитель. Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
Ученик. Полицейскую машину мы вызываем тогда, если нашей безопасности кто-то угрожает.
Учитель. Полицейская машина
Нам мелькает глазом синим,
А ее сирены звук
Слышен далеко вокруг.
Учитель. Итак, эти машины мы вызываем тогда, когда случается беда.
Если вдруг беда случится,
К нам специальный транспорт мчится.
Учитель. Ребята, это специальный транспорт, для которого существуют специальные правила. Может быть, кто-то знает, какие?
Ученики. На крыше у таких автомобилей расположена лампочка, когда она включена вместе с сиреной, то, таким образом, предупреждаются другие машины и пешеходы о приближении специального транспорта заранее.
3. Подбор слов-действий.
Учитель. Ребята, помимо пожарной машины, полицейской, «скорой помощи» существует множество других специальных автомобилей. Их название вы узнаете, ответив на вопрос: что они делают? Посмотрите на интерактивную доску. Что делает машина?
Ученики. Эта машина убирает снег.
Учитель. Значит, как она называется?
Ученики. Она называется снегоуборочная машина.
Учитель. Верно. Молодцы! (И, таким образом, разбираются поливальная машина, мусоровоз, бензовоз, молоковоз, хлебовоз.)
4. Подбор слов-признаков.
Учитель. Молодцы! Ребята, давайте ответим на вопрос, какие бывают машины?
Ученики. Грузовые, легковые, большие, маленькие, быстрые, медленные, красивые, яркие…
Учитель. Молодцы! А теперь посмотрите на интерактивную доску, прочитайте слова и соедините их с картинкой. (На доске слова-признаки и картинки, ученики по очереди их соединяют линиями.)
5. Составление рассказа-описания.
Учитель. Молодцы! Ребята, а теперь, опираясь на план, вы должны будете составить рассказ-описание о машине. Давайте вспомним, что обозначают эти карточки. (На доске вывешены карточки-схемы.)
Ученики. Первая карточка «спрашивает» - что это? Вторая – размер. Третья – цвет. Четвертая – из чего состоит, какой формы. Пятая – какой это транспорт. Шестая – для чего используется.
Учитель. Верно. Итак, составляем рассказ-описание. (Дети, опираясь на план, составляют рассказ-описание.)
IV. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Что вы узнали нового сегодня на уроке? (Ответы детей.)
Учитель. Давайте вспомним, какой бывает городской транспорт?
Ученики. Городской транспорт бывает общественным, специальным…
Учитель. Ребята, закончите фразу:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
Список литературы
1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. С. 224.
2. Калинина Л. Профессии. М., 2012. С. 32.
3. Транспорт. Учебное пособие для дошкольников. Ростов-на-Дону, 2012.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида / Под редакцией Г. В. Чиркиной. М., 2013. С. 257.
5. Чуковский К. Сказки М., 2011. С. 143.
6. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? М., 2007. С. 96.
Скачать вложение