Буква Н, слова с буквой Н
Автор: Степахина Людмила Александровна, учитель-логопед ОГБОУ «Школа-интернат «Вера», г. Рязань.Конспект индивидуального занятия по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация», 3 класс.
Индивидуальная работа по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (2 вариант) осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
СИПР предусматривает набор учебных предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий, которые позволяют удовлетворить образовательные потребности обучающегося в соответствии с его индивидуальными психофизическими особенностями. В соответствии с программами курсов коррекционно-развивающих занятий предусмотрен учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация». Смыслом обучения по предмету является организация целенаправленной планомерной работы по формированию потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, овладению обучающимся альтернативными средствами коммуникации. В содержании предмета представлены такие разделы как: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. В зависимости от возможностей обучающегося специалисты подбирают альтернативные средства коммуникации.
Коммуникатор GoTalk позволяет озвучивать картинки, многократно воспроизводить название предмета. Ценно то, что сам обучающийся является активным участником образовательного процесса. По своей инициативе или по невербальному указанию он нажимает кнопку для озвучания картинки.
На уроках и в повседневной жизнедеятельности практикуется использование индивидуального коммуникативного альбома с карточками в виде графического изображения объектов и действий.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму для части детей возможно при активном использовании компьютера. Интеллектуальное развитие таких детей позволяет достаточно успешно овладеть компьютерной клавиатурой. При этом нарушения в двигательной сфере, прежде всего мелкой моторики, затрудняют или делают невозможным овладение письмом в традиционном варианте. За счет овладения компьютером обучающемуся предоставляется возможность проявить определенную долю самостоятельности для решения его повседневных жизненных задач. На основе этой деятельности формируются предпосылки к глобальному чтению, расширяется его жизненный опыт.
Цель: Организовать образовательную деятельность обучающегося, направленную на формирование знаний о букве Н (узнавание и различение образа буквы), узнавание и различение напечатанных слов с буквой Н; развитие стремления к использованию доступных альтернативных средств для удовлетворения собственной познавательной активности.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать обогащению знаний, формированию умений узнавать и различать образ буквы Н, узнавать и различать напечатанные слова с этой буквой.
- создавать условия для использования невербальных (указательный жест, мимику) и альтернативных (GoTalk, коммуникативный альбом) средств коммуникации.
- создавать условия для развития познавательного интереса к окружающему миру.
- способствовать формированию произвольного поведения в процессе выполнения учебных заданий, создавать условия для выполнения задания до конца.
- способствовать развитию тактильно-двигательного восприятия, зрительной памяти.
- способствовать развитию собственной активности обучающегося (с привлечением незначительной помощи со стороны педагога).
- способствовать развитию потребности в общении со взрослым.
- способствовать формированию адекватных форм общения.
Технология: учебно-игровая деятельность.
Понятийный аппарат: GoTalk, коммуникативный альбом, указательный жест, буква Н, осень, Незнайка, ноутбук, ножницы; носорог, календарь; дай, пожалуйста, печенье, конфета, банан.
Оборудование: опорные сигналы; слова: осень, Незнайка, ноутбук, ножницы; календарь; карандаш, фломастер; рабочая тетрадь; аппарат GoTalk, коммуникативный альбом.
Продолжительность урока: 40 минут.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Центр педагогического образования, 2016.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ под ред. И. Бгажноковой. – М.: Владос, 2013.
1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб.: 2010.
2. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А. Фокиной. – М.: Перспектива, 2013.
3. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями), М., 2016.
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.(Федеральный реестр примерных общеобразовательных программ). М., 2018.
Полный вариант статьи с приложением во вложении (zip, 184Kb)
Скачать вложение