Дифференциация букв в – д в словах, словосочетаниях, предложениях
Автор: Ольховская Алена Игоревна, учитель-логопед МБОУ "Школа №37" г. Рязань Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классеЦель: учить дифференцировать на письме буквы в – д в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения дифференцировать буквы в – д в словах, словосочетаниях, предложениях;
- уточнение и сравнение сходства и различия букв в – д;
- формирование умения соотносить звуки [в] и [д] c соответствующими буквами;
Коррекционные:
- развитие зрительной памяти;
- развитие пространственных представлений;
- развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие ручной умелости и мелкой моторики;
Воспитательные:
- формирование умения оценивать свой труд.
Оборудование: леска, плоскостная фигурка голубя с посланием-заданием, закрытое слово на доске, рукописные буквы в и д (карточки), верёвочки для конструирования букв занятия, индивидуальные карточки со словами, индивидуальные карточки со словосочетаниями, индивидуальные карточки с предложениями, 6 предметных картинок, массажные мячи.
Планируемые результаты: формирование умения различать направления сходных элементов рукописных букв в – д при письме.
Деятельность ребёнка: ответы на вопросы педагога, отгадывание загадок, определение сходства и различия рукописных букв в и д, воссоздание образа рукописных букв в и д с помощью ниток, работа со словами, словосочетаниями и предложениями, в которых встречаются буквы в и д, запоминание картинок, определение направлений в пространстве.
План:
Планируемые результаты: формирование умения различать направления сходных элементов рукописных букв в – д при письме.
Деятельность ребёнка: ответы на вопросы педагога, отгадывание загадок, определение сходства и различия рукописных букв в и д, воссоздание образа рукописных букв в и д с помощью ниток, работа со словами, словосочетаниями и предложениями, в которых встречаются буквы в и д, запоминание картинок, определение направлений в пространстве.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Основная часть:
1. Отгадывание загадок
2. Зрительный анализ букв в и д.
3. Конструирование буквы в и д из ниток
4. Работа со словами
5. Игра «Чего не стало?»
6. Определение направлений в пространстве
7. Работа со словосочетаниями
8. Пальчиковая гимнастика с использованием массажных мячей
9. Работа с предложениями.
IV. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель - логопед. Здравствуйте, ребята!
Дети приветствуют учителя.
Учитель - логопед. Мне очень приятно видеть вас сегодня на занятии. Мы будем выполнять много разных интересных заданий и упражнений. Выполнив их быстро и верно, в конце урока вы расшифруете послание голубя. За правильное выполнение задания, я буду открывать по одной букве.
II. Сообщение темы урока
Учитель - логопед. Сегодня мы будем учиться определять сходства и различия рукописных букв в – д, записывать слова, словосочетания и предложения, в которых есть эти буквы.
III. Основная часть
1. Отгадывание загадок
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это … (ворона)
Учитель - логопед. Назовите первый звук?
Дети. Звук [в].
Учитель - логопед. Какой буквой обозначается этот звук?
Дети. Буквой в.
Красный клюв
И пёстрый хвост –
Как красив поющий …(дрозд)
Учитель - логопед. Назовите первый звук? [д]
Дети. Звук [д].
Учитель - логопед. Какой буквой обозначается этот звук?
Дети. Буквой д.
2. Зрительный анализ букв в и д. Определение сходства и различия букв в и д.
а) Учитель-логопед. Посмотрите на букву в.
- Из каких элементов состоит эта буква?
Дети. Буква в состоит из петли и полуовала.
Учитель-логопед. Где расположена петля по отношению к полуовалу?
Дети. Вверху и слева.
Учитель-логопед. Пропишите в тетради букву в ______ целую строчку.
б) Учитель-логопед. Посмотрите на букву д.
- Из каких элементов состоит буква?
Дети. буква д состоит из петли и полуовала.
Учитель-логопед. Где расположена петля по отношению к полуовалу?
Дети. Внизу и справа.
Учитель-логопед. Пропишите в тетради букву д ______ целую строчку.
Вывод:
Учитель-логопед: - Чем похожи эти буквы?
Дети: Они состоят из петли и полуовала.
Учитель-логопед.Чем различаются эти буквы?
Дети. У буквы в петля вверху и слева, а у буквы д петля внизу и справа.
3. Конструирование буквы в и д из ниток (воссоздание образа букв в и д)
Дети воссоздают с помощью ниточек образ букв в и д.
После правильного выполнения заданий открывается первая буква послания, которое принёс голубь.
4. Работа со словами
Учитель - логопед. Спишите слова, дописывая недостающие элементы букв в и д.
(Города, дом, ворота, волна, внук, дым, подарок, вещь, волк, дырка, вешалка, ягода).
После правильного выполнения задания открывается вторая буква послания, которое принёс голубь.
5. Игра «Чего не стало?»
Учитель-логопед. Ребята! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало?»
На доске располагаются 6 предметных картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
После выполнения задания открывается третья буква послания, которое принёс голубь.
6. Определение направлений в пространстве
Учитель-логопед. Дети, вытяните в сторону правую руку. Перечислите предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;
- Вытяните в сторону левую руку. Перечислите предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. слева;
- Поверните голову влево, вправо;
- Наклоните голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево. Молодцы!
После выполнения задания открывается четвертая буква послания, которое принёс голубь.
7. Работа со словосочетаниями
Учитель – логопед. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
бравый сол.ат; большая .ырка
серая .орона; молочные про.укты
.орогой по.арок; большая ра.остьПосле правильного выполнения задания открывается пятая буква послания, которое принёс голубь.
8. Пальчиковая гимнастика с использованием массажных мячей
Я мячом круги катаю
Взад-вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
На каждую строчку дети выполняют движения соответствующие тексту.
После правильного выполнения задания открывается шестая буква послания, которое принёс голубь.
9. Работа с предложениями
Учитель – логопед. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Лю.а ела булку. Лю.а была на .аче. Вокруг .ома .линный забор. Все лю.и ра.овались побе.е. У Лю.ы брови .угой. По. окном растёт .уб. Тёмные тучи плы.ут по небу.
После правильного выполнения задания открывается последняя буква послания, которое принёс голубь.
IV. Подведение итогов
Учитель-логопед. Чему мы сегодня учились?
Дети. Мы учились различать буквы в и д…
Учитель-логопед. О чём нужно помнить при написании слов, где встречается буква в?
Дети. У буквы в петелька расположена вверху и слева.
Учитель – логопед. О чём нужно помнить при написании слов, где встречается буква д?
Дети. У буквы д петелька расположена внизу и справа.
Учитель-логопед. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и теперь можете прочитать послание голубя.
Чтение послания голубя. Доска: «Отлично»
Список используемой литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Корркция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедам.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2006.
2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д:»»Феникс», СПб:»Союз», 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов-М.: Издательство «Гном и Д», 2008.
Вложенный файл содержит конспект занятия с приложением (doc, 62KB).
Скачать вложение