Космический квест
Автор: Игнатченко Ирина Владимировна, Насонова Наталья Юрьевна, учителя начальных классов МБОУ «Школа № 43», г. РязаниКонспект классного часа для учащихся 4 класса.
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Космонавтика прочно вошла в нашу повседневную жизнь и принесла человечеству много преимуществ.
Разработанный конспект классного часа «Космический квест» поможет обобщить и систематизировать представления детей о космосе, солнечной системе, будет способствовать развитию речи, памяти, мышления, наблюдательности, воображения, творческих способностей.
Детям предоставляется возможность «погружения» в интересный для них материал. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они представляют себе взрослую ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты.
Цели: создать условия для расширения представлений детей о космосе, Солнце, Солнечной системе, звездном небе, о планетах Солнечной системы; закрепление знаний о планете Земля; развитие логического мышления; воспитание активности, желания узнать что-нибудь новое о нашей планете, Родине.
Предполагаемый результат. Материал классного часа позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса, а так же желание быть смелым, сильным и выносливым.
Оборудование: рисунки к теме, название команд, презентация, высказывания великих учёных о космосе.
На доске афоризмы:
Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна.
М. В. Ломоносов
Человечество не останется навечно, на Земле, но в погоне за пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.
К. Э. Циолковский
Вид занятия: игровая программа с элементами путешествия.
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1 ведущий:
12 апреля 1961 года, ровно 60 лет назад, Юрий Гагарин на космическом корабле “Восток” совершил первый в истории человечества полет вокруг орбиты Земли. Полет длился 108 минут. И эти неполные два часа перевернули ход науки! То, что раньше считалось невероятным, стало явью. Это все равно, что вы, дети, увидели бы воочию волшебство!
События тогда развивались живо: первая женщина в космосе, первый выход в открытое космическое пространство, первые астронавты на Луне, первая стыковка космических кораблей, первая универсальная ракетно-транспортная система, первая орбитальная станция. Профессия космонавт стала обычным явлением. Но земляне ежегодно празднуют 12 апреля Всемирный день космонавтики. День, когда мечты человека о полете к звездам сбылись.
Сегодня только у нас и только для вас проводится игра «Космический квест». Мы так назвали ее потому, что она посвящена звездам и полетам к ним. Люди давно мечтали об этом. Сегодня космические полеты уже действительность. Значит, и мы с вами тоже совершим космическое путешествие. Пусть оно сказочное, но, может быть, для кого-то из вас оно станет первым шагом на пути к звездам.
2 ведущий:
Итак, в наше космическое путешествие собрались три экипажа космонавтов на своих космических кораблях. Но они еще не имеют названий, поэтому сейчас предложим космонавтам первое задание: придумать название для своей ракеты, но такое, которого еще не было ни у одного космического корабля.
Пока «космонавты» думают, зрителям предлагаем игру «Космическая азбука». За каждый правильный ответ зритель получает «звезду». Свои «звезды» вы сможете отдать любимой команде и пополнить их счёт.
Итак, «Космическая азбука»:
Буква | Определение | Ответ |
А | Наука о звездах | Астрономия |
Б | На эту букву начинается название космодрома | Байконур |
В | Название планеты Солнечной системы | Венера |
Г | Составление по звездам пророческого описания жизни человека | Гороскоп |
Д | Созвездие Зодиака | Дева |
(После того, как названо слово, приводится краткая характеристика-информация относительно определенной космической темы или объекта).
1 ведущий:
Через несколько минут мы продолжим нашу азбуку, а сейчас узнаем, как же называются корабли, принимающие участие в нашей космической экспедиции. (Объявляются названия кораблей и в юмористической форме представляют членов экипажей).
А сейчас небольшая разминка. Каждой команде нужно дружно дополнить последнюю строчку рифмой:
Ни зонд, ни корабль, ни ракета
Не сядет на эту планету:
В туман, как в пуховый свитер,
Окутан гигантский ... (Юпитер).
У этой планеты есть тезка:
Живет он не в царстве заморском –
Не царства морского колдун.
Планета зовется ...(Нептун).
Вдали от страстного Солнца
Планета, надев кольца,
Кружится, как в платье ажурном.
Зовут её люди ... (Сатурном).
Дети, что такое, по-вашему, космос? Космос-это пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля. Когда и как возник космос не известно, но ученые считают, что это был огромный взрыв, в результате которого и возникли звезды, планеты.
2 ведущий:
А теперь ВНИМАНИЕ: всем пристегнуть ремни, проверить шлемофоны!
Но прежде чем отправиться в космос отгадайте загадку:
Что нас в космос на планеты
Быстрее всех доставит? (Ракета)
Молодцы! Верно, мы с вами будем путешествовать на ракетах. Обратный отсчет: девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один…поехали!
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I тур
Каждый будущий космонавт должен хорошо знать историю развития космонавтики, поэтому на первой остановке предлагаем следующие вопросы.
1 ведущий:
1. Назовите фамилию первого космонавта Земли.
2. Назовите Генерального конструктора первых космических кораблей.
3. Какая фамилия у первой женщины-космонавта?
4. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?
5. Женщина-космонавт, которая первой вышла в открытое космическое пространство?
6. Назовите основателя научной космонавтики, автора первых чертежей космических кораблей.
На доске развешены портреты и приведены варианты ответов:
К.Э. Циолковский
Ю.А. Гагарин
С. Савицкая
С. П. Королёв
В. Терешкова
А. Леонов
Среди этих выдающихся людей есть особый человек. Константин Эдуардович Циолковский – наш земляк, родился в 1857 году в Рязанской губернии. Все его мысли и идеи были направлены на освоение космического пространства. Именно он выдвинул идею использования ракет для полетов в космос, поднимал вопросы выживания человека в невесомости при длительных полетах. Это был ученый, который значительно опередил время своими идеями, почти все они сбылись в будущем. В нашем городе в честь него названа улица, есть памятник, сохранился дом, в котором проживала семья.
Предоставим возможность нашим игрокам передохнуть после такой тренировки, а со зрителями продолжим «Космическую азбуку»:
Буква | Определение | Ответ |
З | Назовите планету и скажите, какой по счету она расположена от Солнца | Земля |
И | Имя юноши, который, согласно легенде, смастерил крылья из перьев птиц, скрепил их воском. Взлетел юноша в синюю высь небес, но Солнце растопило воск, перья рассыпались, и смельчак упал и погиб в море | Икар |
К | С этой буквы начинается название космического тела, а еще фамилия великого польского ученого – астронома | Комета, Коперник |
Л | Естественный спутник Земли | Луна |
М | Эту планету назвали по имени древнеримского бога войны | Марс |
II тур
2 ведущий
Проверим, как будущие космонавты разбираются в космической технике. Вы получаете карточки, нужно стрелочками установить соответствие.
Вопрос:
1. Как назывался космический корабль, на котором совершил полет Ю. Гагарин? ("Восток")
2. Какое название орбитальной станции вы знаете? ("Мир")
3. Какой тип двигателя устанавливается на ракетах-носителях? (реактивный двигатель)
Варианты ответов на доске:
1. "Восход".
2. Реактивный двигатель.
3. Двигатель внутреннего сгорания.
4."Восток".
5. "Мир".
6. Паровая турбина.
III тур
А теперь проверим наших «космонавтов» на точность и ловкость в игре «Кольца Сатурна», начинается III тур.
Правила игры:
1 этап. Игроки бросают кольца по очереди с расстояния 3-4 шагов. Кольца должны попасть на кегли. Каждый меткий бросок приносит «звезду», у каждого игрока три попытки.
2 этап. Команда становится в шеренгу на расстояние вытянутой руки. По команде каждый игрок должен надеть обруч через голову, снять его через ноги и передать следующему игроку. Самая быстрая команда получает 3 звезды, вторая – 2 звезды и последняя – 1 звезду. Игру начинаем по команде: «Три, два, один – старт!»
1 ведущий:
Наши игроки размялись, а зрителям тоже пора взбодриться (физминутка).
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
И сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты.)
Тренируем наше тело,
Чтоб пилотом стать умелым.
(в прежнем положении делаем наклоны в стороны, вперед, назад)
Аккуратно приседаем,
Тренировку завершаем.
Летим дальше, впереди IV тур.
IV тур
2 ведущий:
Мы готовы к дальнейшему путешествию? Скажите, что такое метеориты?
Бывает, что из космоса на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если он не долетает до поверхности Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором. Каждые сутки на земную атмосферу попадает 4400 кг метеоров, а метеоритов – на 1100 кг больше.
Самый тяжелый метеорит – Гоба. Его масса около 66 тонн.
А вот комета, небесное тело, состоит из замороженной воды и газа, которые смешаны с частицами пыли и камня.
Игра «Метеоритный дождь». Найдите в каждой группе слово – метеор (которое не подходит по признакам группы):
1) ракета, спутник, луноход, трактор.
2) Солнце, Сатурн, облако, Земля.
3) спутник, звезда, комета, планета.
4) Ю. Гагарин, Леонов, В. Терешкова, Никита.
5) спутник, вертолет, корабль «Союз», ракета.
6) морская звезда, елочная звезда, звезда на погоне, звезда в небе.
7) штурвал, рак, рыбы, весы.
8) увеличительное стекло, микроскоп, глобус, телескоп.
9) 7, 12, 365, 76.
Пока игроки выполняют задание, со зрителями продолжим «Космическую азбуку»:
Буква | Определение | Ответ |
Н | Название планеты Солнечной системы | Нептун |
О | Путь, по которому движется планета | Икар |
П | Название звезды, по которой ночью ориентируются на местности | Полярная |
Р | Устройство, выводящее на орбиту космические корабли | Ракета-носитель |
С | Ближайшая к Земле звезда | Солнце |
Солнце – это огромная звезда, что значительно больше нашей планеты. На ней нет жизни. А знаете ли вы, что температура Солнца на поверхности приблизительно 5000 градусов по Цельсию, а в середине – в несколько сот раз больше! Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, а наши предки славяне – Ярилом.
V тур
1 ведущий:
Солнечная система – это планеты, которые движутся вокруг Солнца. Я сейчас вам прочту стихотворение, а вы мне скажете, какие планеты вместе с Землей входят в Солнечную систему.
Там Венера и Меркурий
И еще шесть братьев хмурых.
Марс, Юпитер и Сатурн
И Плутон, Уран, Нептун.
Так сколько планет входит в Солнечную систему? Кстати, Плутон в данный момент перенесен в разряд карликовых планет Солнечной системы из-за малого размера. Вызывает повышенный интерес ученых.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови планету». Перед вами развешены рисунки планет, и разбросаны их названия. Вам нужно правильно назвать планету и возле рисунка приклеить ее название.
А теперь для всех, кто участвует в игре, предлагаем традиционный конкурс: составьте как можно больше слов из букв, входящих в слово КОСМОНАВТИКА. Количество одинаковых букв не должно превышать их количество в данном слове. Время –1 минута.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2 ведущий:
Мы уже долго путешествуем с вами по космическим просторам. Но каким бы ни было путешествие захватывающим, пора возвращаться на родную Землю. Думаю, любой космонавт через некоторое время хочет порадоваться солнечному дню, голубому небу, капле дождя и радуге, ласковым морским волнам или крепкому морозцу и снегу. Мир на планете Земля настолько велик и разнообразен, что в нем для каждого есть укромный уголок. А вот и долгожданная Земля.
Наступает миг-пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
Подведение итогов. Рефлексия.
- Скажите, что нового вы для себя узнали?
- Как зовут первую женщину-космонавта?
- Назовите фамилию ученого, занимавшегося проблемами освоения космоса?
- Что такое Солнечная система?
- Какие планеты входят в Солнечную систему?
(Подводим итоги игры, объявляем и поздравляем победителей, отмечаем детей, принимавших самое активное участие в соревнованиях зрителей).
Творческое домашнее задание для детей
Подобрать вопросы для букв из «Космической азбуки», которые не принимали участие в конкурсах (т, у, ф, х. ц, ч, ш, э, ю, я).
Литература:
1. Программа воспитательной работы МБОУ «Школа № 43» г. Рязани на 2021-2015 годы.
2. Аксёнова М., Володин В., Дурлевич Р. Энциклопедия для детей, астрономия. – М.: Аванта, 2013.
3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1–4 классы. – М.: АСТ, 2003.
4. Андреева О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги // Школьное планирование. – 2010. – № 2.
Интернет-ресурсы:
1. Использование воспитательных технологий в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://khbs1.ru/000/novosti/teljukova_prilozhenie_5.doc
2. Достопримечательности мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cattur.ru/africa/namibia/meteorit-goba.html
3.https://smartshopper.ru/product/nakleika-oranzhevyislonik-interernaia-solnechnaia-e58202aa50e40f36
4.https://russian.alibaba.com/wholesale
5.https://normpost.ru/tag/%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B0/
6.https://www.youtube.com/watch?v=_lDhkEqSTbA
7.https://картинки-для-срисовки.рф/srisovka/kometa-s-hvostom/
8.https://silamira.ru/istoriya-yuriya-gagarina/
9.https://родина-моя.рф/news/popular-news/page/18/
10.http://vezdekultura.ru/15529-articles-ciolkovskiy-konstantin-eduardovich
Скачать вложение