Мастер-класс «Ракета»
Автор: Афонина Наталья Николаевна, воспитатель; Рыбакова Римма Алексеевна, советник по воспитанию, МБОУ «Искровская средняя школа», Рязанская областьМетодическая разработка занятия внеурочной деятельности художественной и общекультурной направленности по Федеральной рабочей программе воспитания для детей 1 и 2 классов (7- 8 лет).
Одной из целей Федеральной рабочей программы воспитания является «…формирование у обучающихся чувства патриотизма…,бережного отношения к культурному наследию…народа Российской Федерации…»
Доктор филологических наук, профессор и академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, в своей книге «Письма о добром и прекрасном» написал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.» Гражданско-патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе. Для любого педагога важно привить детям любовь и уважение к нашей Родине – России. С 1 класса мы начинаем знакомить детей с историей и достижениями родной страны, передавать знания об этом подрастающему поколению.
Данный мастер-класс посвящён Дню космонавтики, поэтому во вступительной его части педагог рассказывает об истории создания ракет, знакомит детей с тем, какую роль играет в этом наш земляк К.Э. Циолковский.
В разработке мастер-класса применяется методика Давыдовой Г.Н. – «пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» указывает на материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с выпуклым, полуобъёмным изображением на горизонтальной поверхности. Во второй части мастер-класса ученикам предлагается выполнить работу в данной технике . «Пластилинография» способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Данная методика формирует творчески развитую личность, способствует повышению развития познавательных интересов у детей, развивает воображение, эстетический вкус, способствует гармоничному развитию личности.
Цель:
- способствовать воспитанию любви и уважения к нашей Родине – России
- побуждать учащихся к проявлению самовыражения в художественной деятельности
- формировать умения по изготовлению работы в технике «пластилинография»
Задачи:
- организовать беседу о достижениях России в космической отрасли;
- уточнить представления детей о строении космических ракет;
- познакомить с элементами «пластилинографии» размазывание (заполнение изображения), верёвочки и выкладывание шариками (контур и украшение):
Продолжительность занятия: 40 мин
Форма проведения занятия: творческая мастерская
Методы работы: словесный (беседа), наглядно-демонстративный, практический
Материал:
демонстрационный: фотография планеты земля, фотография Ю.А. Гагарина, проектор, экран, презентация «История ракеты», образец работы в технике «пластилинография».
раздаточный: картон для фона чёрного, синего или фиолетового цвета листа А5, пластилин разных цветов, доски для пластилина, стеки, салфетки, трафарет ракеты из картона по одному на парту, простой карандаш.
Ход мастер-класса:
1. Мотивационный этап.
Педагог: Добрый день, ребята. Сегодня в нашей стране отмечают знаменательный день. Как он называется?
Ученики: 12 апреля – День космонавтики.
Педагог: Посмотрите на эту фотографию (на фото – планета Земля, вид из космоса). Что на ней изображено? (Ответы учеников). А вы знаете, кто первым увидел землю из космоса?
Ученики: Ю.А.Гагарин
Педагог: (демонстрация фото Ю.А.Гагарина) 12 апреля 1961 года наш соотечественник Ю.А.Гагарин первым полетел в космос. Мы гордимся тем, что из всех людей на планете, именно наш космонавт побывал в космосе первым. С тех пор, ежегодно, 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
(В. Степанов)
Кто внимательно слушал стихотворение? На чём полетел в космос Ю.А. Гагарин? (Ответы учеников).
Он полетел в космос на космической ракете «Восток». Сегодня я расскажу вам об истории ракеты. Потом вы своими руками создадите ракеты в технике «пластилинография».
2.Основной этап.
2.1.Беседа с показом презентации «История ракеты».
Слайд 2.
Педагог: Ребята, как вы думаете, когда появились первые ракеты? (Ответы учеников) Первые ракеты появились в Китае более 700 лет назад. По размеру они были небольшие и приводились в движение при помощи пороха. Их использовали для запуска фейерверков и для «огненных стрел» в боях. Но как же ракеты оказались в космосе? Вы знаете, кто придумал первую космическую ракету? Кого называют основоположником космонавтики? (Ответы детей)
Слайд 3
Посмотрите, это основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Он наш земляк, родился и провёл детские годы в селе Ижевское Рязанской области. Этот человек был учителем, но всё своё свободное время отдавал науке. В 1903 году, в своей научной статье, он первым предложил использовать ракеты для полётов в космос. Он же рассчитал формулу скорости полёта ракеты и предложил использовать для ракетного топлива сочетание жидких веществ кислорода и водорода. Вот такой великий и известный человек родился на Рязанской земле! К сожалению, во время своей жизни он не построил ракету. Он смог сделать только её макет. Но труды Константина Эдуардовича не были забыты!
Слайд 4
Дело по освоению космоса продолжил другой учёный – конструктор Сергей Павлович Королёв. В 1933году в небо была запущена первая крылатая ракета в СССР. Этот запуск дал начало освоению космоса.
Слайд 5
Посмотрите на эти фотографии. Кто на них изображён?
Ученики:Собаки Белка и Стрелка и Юрий Гагарин.
Педагог:В 1960 году в космос полетели собаки Белка и Стрелка и благополучно вернулись обратно. А 12 апреля, 1961 года в космос отправился Юрий Алексеевич Гагарин.
Слайд 6
В настоящее время ракеты используются в разных целях. Геофизические ракеты несут оборудование и приборы, которые изучают состояние атмосферы и магнитных полей; метеорологические ракеты изучают состояние погоды, боевые ракеты способны доставить боевой заряд на очень большое расстояние.
Слайд 7
Ракета пока является единственным транспортным средством, способным вывести космический аппарат в космос. Скорость, требуемая для выведения на орбиту космических аппаратов должна быть очень большой. Задача решается за счёт использования составных многоступенчатых ракет, позволяющих отбросить излишний вес в процессе полёта. Когда топливо в первой ступени прогорает, то она сбрасывается вместе с двигателем. Ракета становится легче и летит дальше, за счёт топлива и двигателя в следующей ступени. Так, по очереди, сбрасываются все ступени, и в самый верхний слой атмосферы, в невесомость, долетает только космический корабль с космонавтами. Подобные многоступенчатые ракеты, предназначенные для запуска космических аппаратов, называют ракетами-носителями. Ракеты-носители имеют большие размеры. Старт происходит с земли, со специальных площадок – космодромов.
Физкультминутка «Космодром»
Всё готово для полёта (поднять руки вперёд, затем вверх),
Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету).
Мало времени для взлёта (шаг на месте),
Космонавты встали в ряд (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс).
Наклонились вправо, влево (наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон. (наклон вперёд).
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах, руки вверх).
Опустел наш космодром (присесть на корточки, затем подняться).
2.2. Знакомство с техникой пластилинографии.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам нарисовать вот такую красивую ракету (показ образца). Рисовать вы будете необычным материалом – пластилином. Может кто-то уже знаком с этой техникой рисования? (Ответы учеников). Называется она – пластилинография (Повторяют понятие). Сейчас я вам покажу, как можно выполнить работу.
Показ педагогом последовательности выполнения работы и приемов техники пластилинографии.
1. Положить трафарет на картон и обвести контур ракеты простым карандашом.
2. Заполнить изображение пластилином, размазывая его тонким слоем, иллюминатор оставить незаполненным. Цвет ракеты, крыльев выбираете сами.
3. Иллюминатор заполняете синим цветом, используя приём размазывания или заполнения шариками.
4. Выкладываете контур ракеты, используя приём «верёвочки» (скатываете тонкие жгутики и прикрепляете их на линии контура).
5. Украшаете ракету, используя любые приёмы и цвета по желанию.
6. Внизу ракеты рисуете пламя, используя приём размазывания в разные стороны. Пластилин какого цвета подойдет? (красный, оранжевый и жёлтый)
7. На фон рисунка добавляете звёзды, применяя приём «скатывание шариков».
8. Ученикам, которые закончили работу раньше других, предлагаю проявить творчество и добавить планеты – по желанию.
2.3. Выполнение работы в технике пластилинографии.
Учащиеся выполняют работу. Педагог контролирует, оказывает помощь при затруднении.
3. Заключительный этап.
3.1. Выставка и оценивание работ.
Работы выставляются на доске.
Педагог с детьми отмечают особенно аккуратные, яркие и красивые работы.
3.2. Рефлексия.
Педагог: Кому сегодня понравился мастер-класс, похлопайте. Что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы учащихся)
Подведение итогов:
Как называется метод, которым мы рисовали ракету? (Пластилинография)
О чём я вам сегодня рассказала? (Ответы детей)
Кого считают основоположником космонавтики? (Нашего земляка Циолковского К.Э.)
Может, после мастер-класса, кто-то захотел стать космонавтом? Конструктором ракет? (Ответы учащихся)
Людям предстоит ответить ещё на множество вопросов, связанных с космосом. Мечтайте, исследуйте, дерзайте!!! И кто знает, может быть, кто-то из вас откроет тайны, связанные с космическим пространством и впишет своё имя в историю нашей страны.
Литература:
1. Денн Б., Брайен Э. Космос / перевод с англ. Е.Дорониной. – М.: РОСМЭН, 2016. – 48 с.: ил.- Детская энциклопедия.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 96 с.
3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 80 с.
Интернет – ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ракета
https://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович
https://en.wikipedia.org/wiki/Sergei_Korolev
https://nsportal.ru/shkola/konsultatsii/library/2022/04/25/tematicheskie-fizkultminutki-kosmonavtika
Презентация к занятию и конспект во вложении (zip, 3 Mb)
Скачать вложение