Моделирование на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор: Буданова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ "Спасская СОШ"Презентация опыта работы для учителей-предметников и учителей начальных классов.
Цель: Повысить мотивацию педагогов к более активному внедрению в практику своей работы метода моделирования.
Всем вам известна технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). В ТРИЗ - педагогике есть приём – «эмпатия». Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в свой предмет и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволит увидеть нечто новое. Вот так я представляю сейчас себя: в виде яблока.
Яблоко спелое, сочное, сладкое,
Яблоко зрелое, с кожицей гладкою,
Внутрь загляните, Вам душу открою.
Боль! Я с ней уж не спорю!
Боль за систему образования, за наших детей! Боль за их здоровье при такой учебной нагрузке! Как же должен ощущать себя учитель? Картина перед вами. Кажется, ещё чуть-чуть и от яблока останутся только зёрна. А смогут ли эти зёрна вновь прорасти и дать не только хорошие всходы, но и богатый урожай? Вопрос! Трудное время переживает сейчас российское образование. Я работаю по ФГОС НОО. Трудно! Да ещё как! Сейчас более 90% детей поступают в школу с языковыми проблемами, связанными с принадлежностью к другой национальности; дети, не посещающие детских садов и не имеющие элементарной подготовки к учебной деятельности. И даже это не самое важное! Главное заключается в том, что наши дети разучились говорить, рассуждать, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию, понимать и делать правильные выводы. Как же работать с такими детьми? Когда я училась в педучилище, наш учитель физики, видя наше непонимание учебного материала, стал объяснять нам материал в виде схем, рисунков, моделей. Поверьте на слово, самый сложный материал мы понимали и умели использовать в практической деятельности. Я неслучайно начала своё выступление с простейшей модели – рисунка, так как именно сейчас мы и поговорим о моделировании.
Что же такое моделирование? Моделирование – это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
В руках учителя моделирование выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала в свёрнутом виде. В настоящее время я всё чаще использую различные модели обучения. Ведь метод моделирования обладает огромной эвристической силой, позволяет свести изучение сложного материала к простому. Наверное, поэтому оно и получает широкое распространение в педагогической практике. Я уверена, что моделирование в обучении необходимо. Опыт моей работы показал, что метод моделирования универсален. Он позволяет сделать материал доступным для понимания, а обучение для детей – увлекательным. Особенно для детей, страдающих речевыми и языковыми проблемами, которыми не могут выразить свои мысли с помощью речи, но хорошо выстраивают свои знания и умения в виде моделей. И поскольку я учитель-практик, то перейдём к практической деятельности. Рассмотрим методы моделирования на уроках литературного чтения. С чего я начинаю работать? Сначала дети учатся создавать словесные модели, затем мыслительные, далее – знаково-символические модели.
Литература:
1. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, ГОД.
2. Моделирование на уроках в начальной школе: Сост. А.А. Ермолова. – М: Глобус; Волгоград: Панорама.2009. – 144 с.
3. Формирование представлений о модели и моделировании в начальной школе: Сост. И.И. Раскина, Т.В. Баранина. – Омск:
Омский Государственный университет, 2006.
Полный вариант статьи с приложениями и презентацией во вложении (zip, 10MB)
Скачать вложение