Нетрадиционные способы решения некоторых видов примеров на сложение и вычитание на основе знания алгоритма
Автор: Земскова Елена Владимировна, учитель начальных классов, Рязанская область, г.Сасово, МБОУ СОШ №6Нетрадиционные алгоритмы для решения примеров по математике в 1-2 классах на сложение и вычитание в пределах 20, 100
На уроках математики в начальной школе, особенно в 1 классе, устная работа занимает большое место. Это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т. д. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. До недавнего времени они сводились в основном к вычислениям. Для формирования навыков устных вычислений устные упражнения по-прежнему являются одной из основных форм работы. Формирование навыков устной работы – это очень важный вопрос для начальной школы. Можно привести множество примеров , когда требуются навыки именно устного выполнения действий. Само собой разумеется, такие навыки можно отрабатывать только в процессе устных упражнений .
Федеральные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) впервые в истории российского начального математического образования ввели понятие алгоритм в обучении математике и поставили задачу: обеспечить «овладение основами … алгоритмического мышления, … записью и выполнением алгоритмов; … умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы».
В Математическом энциклопедическом словаре понятие алгоритм характеризуется так: «Алгоритм-точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс, начинающий с произвольного исходного данного… и направленный на получение полностью определяемого этим исходным данным результата.»
Хочу поделиться некоторыми алгоритмами вычитания и сложения в пределах 20 и 100.
1. Алгоритм вычитания для случаев вида 17-8, 34-9
17-8=
1) 8>7
2) 8-7=1
3) 10-1=9 Ответ
34-9=
1) 9>4
2) 9-4=5
3) 30-5=25 Ответ
Рассмотрим пример. Допустим, предстоит изучение случаев сложения вида 9+6.Не буду анализировать прём выполнения данного действия, так как это хорошо известно каждому учителю. Отмечу только, что для успешного, без лишних трудностей, усвоения учащимися приёма дополнения до 10 необходимо:1)повторить с учащимися таблицу сложения в пределах 10; 2) вспомнить переместительное свойство сложения и его значение для вычислений; 3) обратить внимание на табличные случаи ,для которых сумма равна 10.4) Выполнить упражнения, в которых по сумме и одному из слагаемых может быть найдено другое слагаемое; 5)повторить сложение вида:10+5.
Важной особенностью алгоритмов является то, что в нём нет обоснования, что данная последовательность операций приводит к требуемому результату. Алгоритмы можно использовать для восстановления и активизации необходимых знаний, умений и навыков (освежить их в памяти учащихся), а также для непосредственной подготовки к восприятию нового, например для отработки отдельных операций, входящих в состав более сложных умений и навыков. Алгоритмы активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их использовании у детей развивается зрительная память, внимание, быстрота реакции, моторика. Как показывает опыт, использование алгоритмов играет немаловажную роль в повышении эффективности урока.
Литература:
1. Макаренков Ю.А. Что такое алгоритм? Минск, 1988 г.
2. Прохоров Ю. В. Математический энциклопедический словарь. – 1988.
3. Кравченко В. С. Устные упражнения по математике. Москва ., 1988г.
Полный вариант статьи во вложении (pdf, 134KB)
Скачать вложение