РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Петр Великий

Автор: Чернышова Марианна Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ "Ордена "Знак Почета" гимназия № 2 имени И.П. Павлова"

Урок окружающего мира в 4 классе. 

Цели урока:

1) организовать учебную деятельность обучающихся по усвоению знаний о времени правления Петра I и его реформах, овладению технологией проектной деятельности;

2) создать условия для формирования: регулятивных УУД (приобретения опыта постановки целей учебной деятельности, умения осуществлять рефлексивную оценку своей деятельности); познавательных УУД (информационной грамотности обучающихся: умений создавать в проектной деятельности информационные объекты, работать с информацией, представленной в виде текстов, таблицы, интеллект-карты, для достижения поставленной цели); коммуникативных УУД (умений работать в группе, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников);

3) способствовать формированию умения проявлять инициативу, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, давать оценку личности, сыгравшей большую роль в истории России, на примере поступков; чувства любви и интереса к истории России, гордости за великих людей нашей страны.

Учебник Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2.

Дидактические материалы: проектные задания для групповой работы, лист ватмана для создания продукта проектной деятельности, набор иллюстраций и ключевых слов для построения интеллект-карты, клей, фломастеры, ножницы.

Оборудование: компьютер, проектор, ноутбук для работы в группе.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Мы продолжаем путешествие по страницам истории. «История мира – это биография великих людей». Это слова историка и философа Томаса Карлейля. Как вы их понимаете?

Ученики. Человек в истории играет важную роль. Выдающиеся личности разного времени совершают поступки и подвиги, которые влияют не только на жизнь многих людей, но и государства.

Учитель. Вы готовы к знакомству с одной из ярких личностей нашей истории. Если да, то зачем вам это нужно?

Ученики. Это интересно, расширяет кругозор. Жизнь выдающихся личностей может быть примером того, как любить Родину, служить ей верой и правдой, добиваться целей, нести ответственность за свои поступки.

Учитель. Стоит всем нам потрудиться,

Ведь истории страницы

Интересны и важны

В изучении страны.

II. Актуализация знаний

Учитель. Вспомните имена людей, которые оставили след в истории и чьими подвигами мы можем гордиться. (На слайде портреты)

Ученики. Александр Невский в 1240 году выиграл битву на Неве, победил немецких крестоносцев на Чудском озере.

Князь Дмитрий Донской выиграл сражение на Куликовом поле в 1380 году.

Иван Калита договорился с Золотой Ордой о сборе дани, в результате чего появились излишки, которые шли на укрепление Московского княжества.

Купец Кузьма Минин и Князь Пожарский – народные герои, освободили Москву от польских интервентов.

III. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Предлагаю провести урок в форме проекта. (На слайде изображен цветок, на лепестках которого написаны все составляющие проекта)

Учитель. Расшифруйте запись на слайде и назовите тему проекта. ( п т ё р е в л к и и й )

Ученики. Петр Великий.

Учитель. Сформулируйте цель и задачи проекта.

Ученики. Цель проекта - освоить знание о времени правления Петра I и его роли в развитии Российского государства.

Задачи: изучить и обработать информацию о Петре Великом, выполнить проектные задания, создать продукт проекта, подвести итоги.

Учитель. Предлагаю в качестве продукта проектной деятельности создать интеллект-карту. Логичнее сразу после задач сказать о продукте.

Учитель. Для выдвижения гипотезы предлагаю прочитать стихотворение. (Стихотворение размещено на слайде)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник –

Он всеобъемлющей душой,

На троне вечный был работник.

Ученики. Предположим, что Петр I был образованным человеком, правителем, который любил свою страну, не стыдился быть простым работником, способный совершать героические поступки.

IV. Открытие нового знания.

Учитель. Предлагаю разбиться на группы и выполнить проектные задания.

Первая группа. Детские годы Петра.

Задание 1. Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова. Составьте рассказ о детских годах Петра с опорой на ключевые слова.

Задание 2. Используя ключевые слова, составьте ветку «Детские годы» для интеллект-карты и наклейте их на общую карту.

Текст

Царем Петр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государевыми делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовал «потешные» полки. На реке Яузе была построена «потешная» крепость Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» - в грозную силу и верную опору юного царя. С них началась регулярная русская армия.

Вторая группа. Преобразования Петра I

Задание 1. Прочитайте текст в учебнике на страницах 95 - 96. Почему Петра I называют преобразователем?

Задание 2. Распределите все преобразования, которые произошли при Петре I, на группы:

Экономические

Культурные

Военные

Бытовые

Задание 3. Выбери ключевые слова. Построй ветку «преобразования Петра» для интеллект-карты и наклей их на общую карту.

Третья группа. Морской флот.

Задание 1. Прочитайте текст.

Задание 2. Перечислите события (подчеркните в тексте), которые способствовали созданию морского флота.

Задание 3. Постройте ветку «Морской флот» для интеллект-карты из ключевых слов и наклей их на общую карту.

«Морским судам быть!»

Эти слова принадлежат Петру Первому. При нем Россия превратилась в морскую державу. А начиналось все так.

Петра всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, часами рассматривал модели кораблей, которые собирал его отец. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае английский бот (парусное судно), доставленный по приказу его деда.

Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Прошло много времени, пока царь освоил премудрости парусной науки. Потом научился строить корабли.

Рано понял Петр, что России нужен свой военно-морской флот для защиты государства с моря, нужны офицеры и матросы, кораблестроители. 20 октября 1696 года Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть».

В голландском городке Петр трудился на верфи (верфь – предприятие для постройки судов), где строили корабли. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Петр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

И закипела в России работа, верфи работали без устали.

Четвертая группа. Град Петра.

Задание 1. Подготовьте презентацию для одноклассников «Град Петра». Выберите для нее картинки и соответствующие предложения из текста. Помните о правилах оформления презентации.

Задание 2. Составьте из ключевых слов ветку «Град Петра» для интеллект-карты, приклейте их на общую карту.

Текст

Более 310 лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров – Санкт-Петербург. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами, домами и чудесными парками.

Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости. Петропавловская крепость, стоявшая в устье Невы, по замыслу Петра I должна была защищать новую российскую территорию от шведов. Петр сам выбрал место для ее закладки. На Заячьем острове в 1703 году была заложена крепость, которая стала ядром будущего города. Крепость строили солдаты, пленные шведы, крепостные. Бастион в отличие от башни позволял вести круговой обстрел.

На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма. На территории располагались кузницы, различные мастерские, сараи. Первый корабль со стапелей Адмиралтейской верфи был спущен на воду в 1706 году.

Петр почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга – Невский проспект. Петр Первый в июле 1710 года осмотрел место возле Черной речки (сейчас речка называется Монастырка), и решил воздвигнуть монастырь, посвященный Александру Невскому. Уже в 1713 году здесь возвышалась первая деревянная церковь. Немного позже, при Павле I, семинарию преобразовали в Духовную академию.

После выполнения заданий, ученики представляют результаты своей работы. На доске выстраивается интеллект-карта «Петр Великий».

Учитель. Продукт проекта готов. Поясните значимость продукта проектной деятельности.

Ученики. Продуктом проекта стала интеллект-карта, она помогает развивать интеллектуальные способности, содержит большую информацию. С помощью карты можно лучше запомнить материал, она помогает видеть самое главное и основное в теме, которую изучаешь. Ею можно воспользоваться при пересказе, повторении материала. Карта получилась яркой, красивой, на нее можно долго смотреть, а значит внимательно изучать. Ее с гордостью можно представить родителям, как результат нашего совместного творчества, или рассказать младшим школьникам, о том, как создаются интеллект-карты.

Учитель. Подтвердилась ли ваша гипотеза в ходе работы над проектом?

Ученики. Да, гипотеза оказалась верной. Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за преобразования, которые произошли в стране во время его царствования. Россия стала империей – сильным и могучим государством.

Учитель. Что вам удалось, а что не очень получилось, когда вы работали над проектом.

Ученики. Очень понравилось создавать презентацию о Граде Петра, а потом показывать ее одноклассникам. Интересно было создавать свою ветку в интеллект-карте, я с нетерпением ждал появления всей карты и результат мне очень понравился. Трудно было находить ключевые слова, значит надо больше работать с текстами. Не простым оказалось задание с преобразованиями реформ Петра, где их надо было разделить на группы. Мне нравится работать в группе, чувствуешь себя увереннее.

Учитель. Давайте проверим насколько вы были внимательны, слушая отчеты каждой группы, и все ли вы усвоили и поняли на уроке. Откройте рабочие тетради на странице 32 и выполните тест.

(Дается время на выполнение самостоятельной работы)

Учитель. Проверьте, правильно ли выполнено задание, сравните с образцом на слайде.

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки? Что будете делать, чтобы исправить ошибки?

I. Рефлексия

Учитель. Какие цели вы перед собой ставили?

Ученики. Освоить знание о времени правления Петра I и его роли в развитии Российского государства.

Учитель. Цели достигнуты?

Ученики. Да.

Учитель. Докажите.

Ученики. Успешно справились с самостоятельной работой, создали продукт проекта, выполнив проектные задания.

II. Домашнее задание

Учитель. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, а дома прочитаете текст на страницах 94-97, составите рассказ о том, каким, по-вашему мнению. был Петр I, с опорой на конкретные дела и преобразования.

Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 1MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru