РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2023»
Путешествие в мир детской книги

Приготовление бутербродов

Автор: Генералова Светлана Анатольевна, учитель, ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»», г.Рязань.

Конспект урока по предмету «Домоводство» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (3 класс)

Аннотация

Урок разработан для обучающихся 3 класса ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»». В данном классе обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, неговорящие, со сниженным интеллектом. Основная задача обучения таких детей-максимальная социализация. Основные методы для их обучения-визуализация, образец педагога, практическая деятельность. Для обучения детей с РАС нет каких- либо чётких программ, учебников, рабочих тетрадей. Педагоги, работающие с такими детьми, самостоятельно разрабатывают специальные индивидуальные программы развития (СИПР), наглядные материалы, индивидуальные дидактические пособия, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Согласно АООП НОО для детей с РАС, цель раздела «Учусь готовить» по предмету «Домоводство» – формирование умения принимать посильное участие в повседневных делах дома. Представленный урок нацелен на развитие самостоятельности в приготовлении простых блюд. На протяжении всего урока прослеживается максимальное использование визуализации (индивидуальные коммуникативные альбомы, карточки), образец выполнения работы учителем, практическая деятельность обучающихся, простые и чёткие инструкции педагога (обучающиеся с РАС, у которых имеется интеллектуальная недостаточность, не воспринимают и не понимают сложных инструкций).

 

Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование умения готовить простые блюда (бутерброд) и соблюдать технологические процессы при приготовлении пищи.

Задачи:

Образовательные:

- обучать умению выбирать нужные ингредиенты для открытого бутерброда;

- обучать умению выбирать нужные ингредиенты для закрытого бутерброда;

- обучать умению собирать бутерброд;

- обучать умению различать открытый и закрытый бутерброд;

- обучать умению мыть руки;

- обучать умению готовить рабочее место;

- обучать умению различать предметы посуды;

- обучать умению работать с коммуникативным альбомом;

- обучать умению накрывать на стол.

Коррекционные:

- развивать произвольное внимание, зрительное восприятие путем наблюдения за деятельностью учителя;

- развивать память через воспроизведение этапов приготовления бутербродов;

- развивать мелкую и общую моторику через физкультминутки, предметно-практическую деятельность;

- корригировать эмоционально-волевую и коммуникативную сферу (через совместную работу).

Воспитательные:

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу (через командную работу);

- воспитание аккуратности, самостоятельности.

Материалы и оборудование: коммуникативные альбомы, продукты (нарезки: сыр, хлеб, колбаса; листы салата), посуда (тарелки, кружки), скатерть, салфетки, фартуки, бумажные полотенца, мыло, карточки для доски, готовый чай в графине, СИПР обучающихся.

Ход урока

I. Орг. момент

Организационный круг (дети, совместно с учителем, становятся в круг и повторяют движения за учителем):

Звенит, звенит уже звонок (учитель звонит в колокольчик),

Приглашает на урок (зазывающие движения учителя руками).

Встанем в круг все вместе, дружно (встают все в круг)

За руки нам взяться нужно (берутся все за руки)!

На уроке- не лениться (учитель показывает жест «нельзя» указательным пальцем,

Слушать надо и трудиться (указывают указательным пальцем на уши, сжимают ладони в кулачки)!

Бутерброды соберём (ладошки друг на друга),

За собой всё уберём (размашистые движения руками).

Вкусный, сытый бутерброд,

Мы отправим прямо в рот (указывают указательным пальцем на рот)!

Задача наша не проста,

Пора пройти всем на места (обучающиеся проходят на места)!

 

Расписание (в коммуникативных альбомах (приложение) передвигают стрелочку).

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня вы будете собирать бутерброд. Основной продукт для приготовления бутерброда- хлеб!

Белый, чёрный и душистый

Аппетитно в рот ложится,

Без него плохой обед-

Вкусный и полезный хлеб!

- На уроке будете собирать бутерброд. Бутерброды чаще всего бывают открытые (вешаю фото на доску) и закрытые (вешаю фото на доску).

Открытые бутерброды собираются из 1 куска хлеба, на который сверху кладутся продукты.

Закрытые бутерброды собираются из 2х кусков хлеба - на первый кусок кладут продукты, а вторым куском закрывают бутерброд.

                                          III. Упражнения по теме:

1. Показ выполнения практической работы учителем.

Я покажу, как собрать открытый бутерброд:

- Сначала я надену фартук (надеваю). Помою руки с мылом (мою руки). Подготовлю рабочее место: постелю клеёнку, расставлю тарелки с продуктами, приготовлю пустые тарелки (2 шт. – для ингредиентов, для бутерброда). Буду собирать открытый бутерброд. Мне понадобится хлеб, лист салата, колбаса, сыр ((нарезки на тарелках) собираю нужные ингредиенты на пустую тарелку). Беру хлеб (озвучиваю характеристики хлеба: мягкий, вкусно пахнет, не гладкий), сверху кладу лист салата, на лист салата- колбасу, на колбасу- сыр. Это открытый бутерброд.

2. Работа с магнитной доской.

- Для этого бутерброда мне понадобились: хлеб, лист салата, колбаса, сыр (выкладываю фото ингредиентов под фотографией открытого бутерброда).

(Сначала демонстрирую на реальных продуктах, потом на доску вешаю под фотографией бутерброда- фото ингредиентов).

Пальчиковая гимнастика.

- Готовить будем бутерброд (хлопаем ладонями горизонтально, меняя руки).

Им мы угостим народ (руки в стороны).

Приходи весь белый свет (зовущие движения пальцами),

Будет вот такой обед (вверх большой палец)!

3.Выполнение практической работы обучающимися.

- Сейчас вы будете собирать бутерброд. Сначала наденьте фартуки (надевают). Помойте хорошо руки с мылом (моют руки, вытирают бум. полотенцем). Подготовьте своё рабочее место: постелите клеёнку, поставьте 2 тарелки. Будете собирать открытый бутерброд, как у меня. (Имя), возьми тарелку и положи в неё нужные продукты для бутерброда (хлеб, лист салата, колбаса, сыр). Соберите бутерброд. (Имя), что возьмёшь сначала? (Обучающийся показывает карточку с изображением хлеба и берёт хлеб). Что потом? (Обучающийся показывает карточку с изображением листа салата и берёт лист салата). Что положишь на лист салата? (Обучающийся показывает карточку с изображением колбасы и берёт колбасу). Что положишь на колбасу? (Обучающийся показывает карточку с изображением сыра и берёт сыр). Молодец. У тебя получился открытый бутерброд. Сделай ещё один.

4. Показ выполнения практической работы учителем.

- Я покажу, как собрать закрытый бутерброд. Мне понадобится хлеб, лист салата, колбаса, сыр ((нарезки на тарелках) собираю нужные ингредиенты на пустую тарелку). Беру кусок хлеба, сверху кладу лист салата, на лист салата- колбасу, на колбасу- сыр, на сыр – кусок хлеба- закрываю им бутерброд. Это закрытый бутерброд.

5. Работа с магнитной доской.

- Для этого бутерброда мне понадобились: хлеб, лист салата, колбаса, сыр, хлеб (выкладываю фото ингредиентов под фотографией закрытого бутерброда).

(Сначала демонстрирую на реальных продуктах, потом на доску вешаю под фотографией бутерброда- фото ингредиентов).

6. Выполнение практической работы обучающимися.

- Будете собирать закрытый бутерброд, как у меня. (Имя), что возьмёшь сначала? (Обучающийся показывает карточку с изображением хлеба и берёт хлеб). Что потом? (Обучающийся показывает карточку с изображением листа салата и берёт лист салата). Что положишь на лист салата? (Обучающийся показывает карточку с изображением колбасы и берёт колбасу). Что положишь на колбасу? (Обучающийся показывает карточку с изображением сыра и берёт сыр). Что положишь сверху? (Обучающийся показывает карточку с изображением хлеба и берёт хлеб). Молодец. У тебя получился закрытый бутерброд.

7. Индивидуальное задание (кто выполнил предыдущие задания, выбирает любые ингредиенты и делает свой бутерброд (любой)).

- Посмотрите, сколько бутербродов получилось! Вы – молодцы!

IV. Уборка рабочего места:

- Сейчас уберите свои рабочие места.

V.Итог урока. Закрепление пройденного материала:

Работа с коммуникативным альбомом.

- Откройте альбомы. Достаньте планшетку. Вы сегодня готовили бутерброды. Прикрепите картинку с открытым бутербродом. Посмотрите на свой открытый бутерброд. Найдите картинки с продуктами, которые вы использовали. Прикрепите, что вы взяли первым (хлеб), что положили на хлеб (лист салата), что положили на лист салата (колбасу), что положили на колбасу (сыр). Молодцы!

Прикрепите картинку с закрытым бутербродом. Посмотрите на свой закрытый бутерброд. Найдите картинки с продуктами, которые вы использовали. Прикрепите, что вы взяли первым (хлеб), что положили на хлеб (лист салата), что положили на лист салата (колбасу), что положили на колбасу (сыр), что положили сверху сыра (хлеб). Молодцы!

VI. Оценивание (в коммуникативных альбомах (смайлики)).

- Наш урок подошёл к концу. Вы сделали много бутербродов.

На уроке (имя) сделала больше всех бутербродов! Молодец!

(имя) правильно разложил на бутерброд все продукты. Молодец!

(имя) собрал очень красивые бутерброды! Молодец!

(имя) быстрее всех сделал свои бутерброды! Молодец!

(имя) очень старался на уроке и сделал замечательные бутерброды! Молодец!

- А сейчас накроем на стол и будем пить чай с бутербродами.

(Накрываем на стол)

- Приятного аппетита! Давайте пить чай с бутербродами.

 

Литература

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант8.4) (АООП НОО вариант 8.4).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

3. Бгажнокова И.М., ГомилкаЛ.В. Домоводство. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2005. – 226 с.

4. Программы НИИ Дефектологии АНН СССР обучение гуо (глубоко умственно отсталых) детей. Москва 1983. – 93 с.

5. Розанова И.Г., Завитаев А.П. Уроки труда в школе. – Москва, 1956 – 113 с.

6. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. Труд в школе. – М.: Учпедгиз, 1954. – 232 с.

7. Коллистер А. Готовим Вместе с детьми. – М.: ЗАО «БММ», 2008. – 112 с.

8. Троянская Н. А. Готовим вместе с детьми. – М.: Феникс, 2012. – 256 с.

9. Специальные индивидуальные программы развития обучающихся 3 класса ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»» [официальный сайт]. Режим доступа: URL: https://shkola-vera.edusite.ru/ (Дата обращения 22.02.23)

Конспект с приложениями во вложении (Архив zip 310 KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazangov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru