Рабочий лист дистанционного урока
Автор: Нагаева Оксана Николаевна, зав. кафедрой дошкольного и начального образования РИРО, к. п. н., педагогический коллектив учителей начальных классов: Купцова О.Н., Стенина Л.В.- МБОУ «СОШ № 4» г. Скопин; Бобылева Т. Н.- МБОУ «Чулковская СОШ»; Ефимова Н. В.- МБОУ «СОШ № 3», г. Скопин; Трямкина Н. А. - МБОУ «Школа №72 с УИОУП» г. Рязань
В условиях дистанционного обучения особенно остро стоит вопрос о развитии самодисциплины учеников, об управлении их работой на уроке.
Основная задача учителя при организации урока в дистанционном формате – не просто передать ученику определенный объем новой информации, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Для этого должна быть четко сформулирована тема урока, точно определены цели, которые должны достичь ученики, понятно представлен план работы. Хорошим средством решения этой задачи могут стать рабочие листы.
Рабочий лист – это средство организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью специально подобранных заданий.
Конструируя рабочий лист, учитель должен создать максимальные условия для достижения образовательных целей по объявленной теме, должен убедиться, что на всех этапах обучения ученик сможет не только самостоятельно изучать содержание, но и проверять правильность своих действий.
Рабочий лист (информационная карта) дистанционного урока должен, на наш взгляд, содержать:
1) лаконичную, но понятную детям инструкцию по изучению темы: цели, план действий должны быть хорошо прописанными, достижимыми и проверяемыми;
2) учебный материал со всеми необходимыми пояснениями, иллюстрациями, заданиями, вопросами, а также ссылками на аудио- и видеоматериалы, дополнительные ресурсы, сайты (в случае их использования);
3) материалы для самоконтроля и самооценки (образцы выполнения заданий для самопроверки лучше оформлять отдельным файлом).
Структура рабочего листа, организующего самостоятельную учебную деятельность школьника, должна, с одной стороны, отражать структуру учебной деятельности. В нем необходимо предусмотреть движение по всем этапам урока: мотивационно-целевому, операционно-деятельностному, контрольно-оценочному и рефлексивному. Следовательно, структура рабочего листа инвариантна.
Но с другой стороны, движение от цели к результату педагогу следует организовать с помощью знакомых и привычных детям формулировок, побуждающих выполнить тот или иной шаг в учебной деятельности. Это значит, что структура рабочего листа соответствует структуре привычного детям урока, отражает приобретенный учащимися учебный опыт. воплощение инвариантной структуры рабочего листа вариативно. Иными словами, воплощение инвариантной структуры рабочего листа вариативно.
Вашему вниманию предлагаются примеры рабочих листов, подготовленные вместе с учителями начальных классов школ Рязанской области.
Материалы во вложении (zip,3MB)
Скачать вложение