Развитие культуры речи младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Старшинова Ольга Васильевна, учитель начальных классов ОГБОУ «Школа № 10», г.Рязань
Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться
за чистоту человеческих чувств и мыслей.
Корней Чуковский
Работа над развитием культуры речи младших школьников является одним из основных направлений педагогической деятельности учителя начальных классов. Это практическое обучение литературным формам речи.
Одна из главных задач в становлении личности младшего школьника –это обогащение его нравственными понятиями и представлениями. Степень освоения ими у учеников различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Здесь важна роль уроков литературного чтения.
Мы часто говорим: «Книга – это открытие мира», «Книги – это инструмент насаждения мудрости». Действительно, читая, мы знакомимся с миром, с тем, что происходит в нем, природой, которая окружает нас и находится в других уголках мира, узнаем о том, как ведут себя дети и взрослые в трудные и счастливые минуты своей жизни, а также прислушиваемся к советам и мудрости старших.
При чтении произведения художественное слово влияет не только на сознание, но и на чувства, душу, поступки младшего школьника. Слово может окрылить ребенка, возвысить, пробудить желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает понять человеческие взаимоотношения, познакомиться с правилами культуры речи и поведения.
Развитию культуры речи содействуют полученные из произведений знания о поступках литературных героев и их моральных качествах. На таких примерах ученики начальных классов усваивают понятия о любви к ближнему, доброте, отзывчивости, чуткости, справедливости, честности. Они учатся видеть проявление нравственных качеств в реальной жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и лживость.
Много произведений в программе по литературному чтению посвящены воспитанию любви, доброжелательности и честности, после чтения которых дети начинают думать о том, почему мы все должны относиться друг к другу и окружающим с пристальным вниманием, почему надо прийти на помощь нуждающимся, когда она требуется не только близким и родным людям. Дети осознают, что добрые поступки надо совершать, не ожидая одобрения со стороны других людей.
Вопросы к детским текстам в первую очередь целесообразно выбирать такие, которые направлены на раскрытие нравственной стороны произведения, стараться сторониться постановки вопросов, требующих механического воспроизведения текста, не заставляющих думать, размышлять, высказываться ребенка.
Самое главное в беседе, опросе – выявление собственного отношения младших школьников к произведению: нужно предлагать им высказывать свое мнение, обосновывая свой ответ, просить учеников вдумываться в прочитанное и оценивать поступки героев, вспоминать о личном опыте. Можно задать детям и такой вопрос: наблюдали ли они в реальной жизни что-нибудь схожее, подобное на данный случай. Беседу важно проводить так, чтобы вызвать у младших школьников разные эмоции, направленные на формирование в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, равнодушия, эгоизма, помогающие лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им верную, правильную оценку.
Например, обсуждая с детьми на уроке внеклассного чтения рассказ Эдуарда Шима «Брат и младшая сестра», уместно спросить о том, как ученики относятся к своим младшим братьям и сестрам, членам своей семьи, внимательны ли к ним? В беседе о поведении Сани могут прозвучать высказывания о том, почему герой, незаметно для младшей сестры Вари, подкладывает ей в кузовок то землянику, то грибы, то малину. Мальчик не ждал за это похвалы. Он делал это по внутреннему побуждению, потому что старший брат, а старшие всегда помогают и выручают малышей.
При чтении рассказов о природе, можно проводить работу по охране окружающего мира. Например, зимой подкармливать птиц, развешивать кормушки в парках, весной «встречать» перелетных птиц, вместе с родителями делать для них скворечники.
Уроки литературного чтения необходимо проводить в дружеской обстановке, располагающей к размышлениям и даже откровенности. Такая атмосфера сплачивает детей и укрепляет коллектив.
В работе важно достичь того, чтобы дети сами стали пропагандистами книг: рассказывали о прочитанном родным, своим друзьям и знакомым, обсуждали с ними героев произведений и наиболее волнующие вопросы по тексту. Можно регулярно рекомендовать учащимся список литературы для самостоятельного чтения.
Для работы над развитием культуры речи младших школьников используются примеры из детской художественной литературы не только на уроках литературного чтения, но и на других учебных предметах, курсах внеурочной деятельности. Это помогает младшим школьникам увидеть и понять трудности человеческих взаимоотношений, разнообразие характеров людей, индивидуальность каждой личности, отличительные черты тех или иных переживаний.
Таким образом, практическое обучение литературным формам речи в начальной школе дает ученику возможность поделиться с близкими радостью пережитого. Общение учеников, их увлекательная совместная деятельность помогает сплотить детский коллектив, способствует хорошим отношениям в семье. При этом всегда предоставляется ученикам возможность осмыслить требования к речи, научиться грамотно формулировать мысли, проводить наблюдения за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Литература
1. Горина Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения. / Л.В Горина. – М.: Знание, 2010.
2. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка./ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. – М.: Просвещение, 1991.
3. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2020.
Статья во вложении (pdf 144KB)
Скачать вложение