РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Синонимы

Автор: Рязанова Татьяна Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Сасово

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тип урока: урок повторения
УМК «Перспектива»
Цели учителя:
1. Обучающая. На основе повторения ранее изученного материала создать условия для организации учебной деятельности по:
  • формированию умения находить и использовать в речи слов-синонимов;
  • выявлению сходства и различия данных слов;
2.Развивающая:
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
  • развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
3. Воспитательная:
  • воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
  • повысить интерес к русскому языку.
Цели ученика:
  • вспомнить, какие слова называются синонимами;
  • потренироваться в подборе синонимов к словам;
  • научиться пользоваться словарём синонимов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация по теме: «Синонимы», словарь синонимов, печатные карточки с текстом «Котёнок» для групповой работы, мяч для игры, учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, карточки для оценки своей работы:
! - материал усвоен хорошо;
? - многое осталось непонятным;
… - ничего не понял.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: - Всем, всем доброе утро! Слайд 1.
Встаньте, дети, встаньте, прямо
Я ваш друг, и вы - друзья.
Влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Поприветствуйте наших гостей и подарите им свои улыбки.
2. Проверка домашнего задания.
Упр.111 с-72. Прочитайте текст. Объясните возникновение названия гриба. Спишите текст, после выделенных слов в скобках запишите проверочные слова.
Дождевик
После дождя у нашей калитки вырос гриб. Он был похож на большой белый шарик. У него нет ни ножки, ни шляпки. Вот такое выросло чудо! Гриб-дождевик!
Учитель: - О каком чудо - грибе вы узнали?
- Почему он так называется?
- На какие правила встретились орфограммы в тексте?
- Кому было трудно выполнить это задание? И потребовалась помощь?
- Кто выполнил задание сам?
Итог домашнего задания.
3. Актуализация знаний. Слайд 2.
- Послушайте стихотворение Антонины Феоктистовой.
«…Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад…
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Как понимаете эти строки? (Ответы детей)
- Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно внимательным.
- Чему учимся на уроках русского языка?
Примерные ответы детей:
- Красиво и грамотно писать.
-Узнавать и использовать новые слова в речи.
- Составлять предложения, тексты по картинкам, по опорным словам.
- Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?
Примерные ответы детей.
- При общении с одноклассниками.
- Чтобы отправить сообщение маме, папе, бабушке.
- В старших классах.
4. Гимнастика для рук и пальцев.
- Начнём мы наш урок с повторения словарных слов.
-Запишите число, «классная работа» по памяти.
5. Словарная работа. Слайд 3-8.
- Внимательно посмотрите на картинки и запишите слова в столбик.
Машина, дорога, собака, ромашка, портфель, ребёнок.
- Какую орфограмму повторили? (Непроверяемая гласная в корне слова)
- Проверяем (по цепочке).
- Подберите к каждому слову слова, близкие по значению. Запишите их через тире.
- Прочитайте, что получилось.
Машина - автомобиль, дорога-шоссе, собака-пёс, ромашка-цветок, портфель - ранец, ребёнок-малыш.
- Что общего у этих пар? (значение, часть речи)
- Чем отличаются? (по-разному произносятся)
- Давайте вспомним, как называются эти слова? (синонимы).
- Что же такое синонимы?
Примерный ответ ученика: - Слова, близкие по значению, отвечающие на один вопрос.
6. Постановка темы и целей урока. Слайды 9-10.
- Назовите тему урока. А какие цели нашего урока? (дети называют)
1) Работа над правилом.
- Проверим, какое сообщение приготовил для вас профессор Самоваров.
(с-73учебника,1абзац.)
- Ещё раз прочитайте «Узелки на память»
2) Знакомство со словарем.
- А если мы затрудняемся подобрать к слову синонимы, что нам сможет помочь? Примерные ответы детей:
- Помощь родителей.
- Материал учебника.
- Верно.
- А ещё нам поможет словарь синонимов (учитель показывает словарь синонимов). Словарь синонимов есть и у вас в конце учебника.
- А для чего вам нужно твердо знать, что такое синонимы, уметь их подбирать? Для чего в речи мы используем синонимы? (ответы детей)
- Синонимы обогащают нашу речь, придают языку красочность и выразительность, позволяют убрать повторы, помогают объяснить значение слов.
7. Применение знаний и умений.
Работа в парах (упр.115, с.74, Задание: Разделите слова на группы, объединив в каждую из групп слова-синонимы. Воспользуйтесь словариком синонимов в конце учебника. Запишите слова по группам. С одним словом из каждой группы составьте предложение)
8. Физкультминутка. Слайд 11.
9. Работа в рабочей тетради (с.60, упр.98) Самостоятельно.
Проверка самостоятельной работы.
Проверка. Какие синонимы из слов для выбора к прилагательному крепкая (дружба) вы подобрали?
Ученик: - Прочная, надёжная, долговечная.
- Верно.
- Оцените себя.
-Какие синонимы из слов для выбора к прилагательному невежливый (поступок) вы подобрали?
- Грубый, резкий, бестактный, обидный.
- Оцените себя. Дети используют знак + (верно) - (неверно).
10. Творческая работа. Работа в группах.
- Представьте, что вы редакторы детского журнала. Переделайте рассказ, используя разные синонимы к выделенным словам.
КОТЁНОК
У нас во дворе я увидел маленького котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился.
11. Проверка творческой работы (после редактирования)
КОТЁНОК
У нас во дворе я увидел маленького котёнка. Он был такой малюсенький, что ещё плохо ходил. Его махонькие лапки заплетались, мизерные глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое крошечное существо нуждается в помощи. Но тут к пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился.
12. Включение в систему знаний и повторение.
А) Работа по слайдам. Слайды 12,13,14,15.
Б) Игра с мячом «Подбери словечко» (учитель называет слово, а ученик подбирает синоним) Слова для игры: волшебник -…, грусть -…, школьник -…, смеяться -…, идти -…,скакать -…
13. Итог урока. Рефлексия. Слайд 16.
- Какие цели ставили на уроке?
- Цели достигнуты? Докажите.
-Ответы учащихся:
Мы вспомнили, какие слова называются синонимами.
- Мы учились подбирать синонимы к словам.
- Мы учились редактировать текст, исправляя повторяющие слова.
Оцените свою работу. Слайд 17. Учащиеся поднимают карточки.
! - материал усвоен хорошо;
? - многое осталось непонятным;
… - ничего не понял.
Учитель: - Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы научились пользоваться этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
14. Дифференцированное домашнее задание:
1) Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимы.
2) Упр.118, с.75 учебника (Задание: подберите как можно больше синонимов к данным словам. Составьте с ними предложения)
3) Описать зимний пейзаж, максимально используя возможности синонимов.

Вложение содержит архив с презентацией(zip, 2.8MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru