Система работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках русского языка
Автор: Фетисова Елена Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №75», г.РязаньАннотация. Коммуникативная компетенция – это способность обучающихся младших классов решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи, в целях успешного процесса коммуникации. Статья посвящена описанию системы работы по формированию коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция.
Формирование коммуникативной компетенции – постоянный педагогический процесс, требующий совместной работы ученика и учителя. Говоря о коммуникативной компетенции, мы акцентируем внимание на владении устной речью как средством передачи информации, способности отчётливо объяснять доступным понятным языком, доходчиво предавать те или иные факты, способности применять вербальные методы при обучении, умении находить контакты с собеседником, предугадывать инциденты. Таким образом, коммуникативная компетенция – это способность к общению, необходимая обучающимся в целях успешного процесса коммуникации.
С целью повышения уровня коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка была разработана система упражнений. Выполняя данные упражнения, младшие школьники расширяют свой словарный запас, совершают умственные операции: анализ, синтез, обобщение и другие.
На основе классификации А.Ю. Купаловой, предполагающей разделение речевых упражнений на типы в соответствии с направлением речевой деятельности учащихся: восприятие, преобразование, создание текста – выделены три группы упражнений:
1) упражнения в анализе готового речевого материала (текста),
2) упражнения в преобразовании готового речевого материала (текста),
3) упражнения в создании готового речевого материала (текста).
Упражнения в анализе готового речевого материала (текста) – упражнения, ориентированные на формирование умения раскрывать тему высказывания, основную мысль, умение располагать материал в конкретной композиционной форме. Этот тип упражнений делится на два подтипа: задания аналитического характера и задания аналитико-синтетического характера.
С помощью аналитических заданий младшие школьники на уроках русского языка разбирают «слово» со стороны его значения, учатся понимать текст, замысел текста, позицию автора.
Упражнения аналитико-синтетического характера нужны для работы над такими речевыми умениями, как умение раскрывать тему и идею высказывания. В этом виде упражнений имеет место анализ и синтез. Обучающиеся анализируют текст или слово, учатся выделять основное в тексте и составлять план.
Упражнения в преобразовании готового речевого материала (текста) формируют способность восстанавливать деформированный текст, умение продолжить текст по заданному началу. Такие задания развивают и умение отбирать и систематизировать материал, располагать его в соответствии с композицией.
Упражнения в создании готового речевого материала (текста) формируют способность собирать материал, умение систематизировать отобранный материал, умение выстраивать материал в определенной композиционной форме. Эти упражнения развивают способность к синтезу, с помощью которого младшие школьники учатся самостоятельно составлять собственные тексты, излагать свои мысли, придумывают продолжение, например, какой-либо сказки.
При разработке методического инструментария мы постарались учесть особенности и специфику формирования связной речи младших школьников, и предлагаем следующий комплекс упражнений.
Приведём последовательность работы, которую мы использовали, в целях формирования коммуникативной компетенции.
С помощью упражнений в анализе готового текста (задания аналитического характера) школьники включаются в ход урока, работают с заголовком, предугадывают смысл текста.
Упражнение 1. Прочитай, определи, где текст, где не текст. Объясни почему.
А). Около здания росла небольшая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Александр принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
Б) Около здания росла небольшая яблонька. В лесу растёт земляника. Летом всегда жарко. Иван помогает маме мыть посуду.
Упражнение 2 . Прочитай. Подберите заголовок к тексту.
Шумит в бору золотой дождь. Весь летний сезон листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотыми.
Позолотили листочки дорожки и тропинки. Ёлочки жёлтыми и тёмно-красными листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.
Пришла осень. В лесу пошёл ливень. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Радостно и стремительно кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото.
Упражнение 3. Прочитай текст. О чем этот текст?
Давно это было. Дети ходили в юннатский кружок. Они под руководством учёных выводили новый сорт пшеницы.
Но началась война. Фронт приближался к деревне. Старшие ушли на фронт. Детям доверили сохранить ценные сорта зерна.
Тяжёлое было время. Голод заставлял вспоминать о пшенице. Из нее можно сварить кашу, а можно съесть и так. Но ребята отгоняли эту мысль. Они берегли зерно.
Прошло нелёгкое время. Прогнали врага с русской земли. В поле заколосилась спасенная детьми золотая пшеница.
– Какая основная мысль этого рассказа?
– Какое важное дело взрослые поручили ребятам?
– Объясните смысл выражений: голод заставлял думать о пшенице; отгоняли мысли; тяжёлая пора.
Рассмотрим упражнения в анализе готового текста (задания аналитико-синтетического характера). С помощью аналитико-синтетических упражнений обучающиеся работают с текстом произведения, выделяют в нём главное.
Упражнение 1. Прочитай текст. О чём он? Из скольких частей он состоит? Озаглавь каждую часть.
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост, который остался от зимней рубки леса.
Хорошо в эту пору в лесу! Весенний лес кажется прозрачным. Он умылся вешней водой. Ветки осины украсились длинными сережками. Молодые берёзки весело шумят. Скоро они распустят свои зелёные шёлковые косы.
Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки большая куча хвороста. Вдруг что-то зашумело, захлопало. Из хвороста вылетела большая пёстрая птица. Внизу было её гнездо. Там лежали крупные цветные яйца.
Лесник поправил хворост и повёл ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит своих птенцов.
Упражнение 2. Прочитайте текст. Из предложенных вариантов выберите заголовок. Объясните свой выбор.
Запишите главную мысль.
Лесные пожары. Стоит жара. Лес накалён от зноя. На поляне высыхает трава, листья, хвоя, мох. Всё это легко загорается. В лесах часто бывают пожары.
Опасны и страшны пожары в лесу. Мгновенно вспыхивает хворост. Огонь быстро перебегает от нижних веток к вершинам деревьев. Гибнут растения, звери и птицы.
Пожары возникают сами от ударов молний. Часто виновниками их бывают люди. Будьте осторожны с огнём! Берегите лес!
А) Чем страшны пожары в лесу?
Б) Лесные пожары
В) Отчего возникают пожары?
Упражнение 3. Прочитай. Выбери подходящее по смыслу начало текста. Объясни свой выбор. Запиши получившийся текст.
Тропинка в лес
Вот среди стройных рядов ржи синеют васильки. А дальше пестреют луга с клевером, ромашками, колокольчиками. Как красива родная земля! Как богаты краски русской природы.
(По Н. Верзилину)
Варианты начала текста.
А. Однажды мы пошли в лес.
Б. В лес мы шли сначала по шоссе, а потом по лесной тропинке.
В. Бежит тропинка среди душистых свежих трав, кружит по полям и лугам, уходит всё дальше и дальше к лесам и нивам.
На следующем этапе работы используются упражнения на преобразование готового речевого материала (текста).
Упражнение 1. Прочитай предложения. Запиши их в таком порядке, чтобы получился связный текст. Придумай заглавие. Продолжите текст.
На болоте он лакомился лягушками и ужами. Лесник поймал маленького журавля. На лугу ловил кузнечиков. Целый день журавлик бродил по окрестности. Журавли жили на болоте. Журавлик часто летал на луг и болото. Скоро журавлик подружился с лесником.
Упражнение 2. С этим текстом случилась беда: его забыли озаглавить, перепутали предложения. Помогите тексту принять должный вид. Придумай заголовок для текста.
Я меня есть любимая поляна. Красива она!
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст.
Рассмотрим упражнения, направленные на переработку готового текста.
Упражнение 1. Прочитай текст. О чем он? Я составила план. Проверь, правильно ли я это сделал (а).
От станции до деревни более километра. Путь был прямой. Вдоль дороги росли стройные тополя. Они украшали территорию, веселили глаза. Мне сообщили удивительную историю о них.
Прошло несколько лет. Чудесная аллея шумела вдоль дороги. Как много могут сделать настойчивые руки!
План.
1. Дорогу украшают поля
2. Мальчики сажают тополиную аллею
3. О чём думал прохожий?
Упражнение 2. Перед тобой текст. Два абзаца заменены фрагментами плана. Подумай, о чём могла идти речь в этом месте. Запиши текст целиком; Составь по плану рассказ. Озаглавь его.
На старой Смоленской дороге стоит старая береза. Вместо вершины желтеют острые пики. Корявые сучья словно обрублены. Согнувшийся ствол весь в бугристых рубцах. Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холод металла. В дерево глубоко вошли пули, осколки снарядов. Во время войны тут была ужасная битва.
Берёза приняла на себя пламя противника.
Берёза живёт и будет жить.
Рассмотрим упражнения, направленные на создание собственного текста.
Упражнение 1. Представь, что у тебя потерялась собака. Как ты будешь описывать её тем, кто будет помогать тебе её искать? Составь и запиши текст объявления.
Упражнение 2. Прочитай заголовок. Придумай к нему план текста (в тексте три-четыре абзаца). Запиши текст в тетрадь.
Заголовки:
Защитники зеленого друга
Первая песня весны
История одной яблоньки
Такую работу необходимо проводить систематически на уроках русского языка, чтобы повысить уровень коммуникативной компетенции обучающихся. Задания могут варьироваться в зависимости от возможностей конкретной группы учащихся (облегчаться или усложняться).
Таким образом, при использовании данного комплекса упражнений формирование коммуникативной компетенции будет протекать успешнее.
Литература
1. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2001. – 164 с.
2. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Е.В. Архипова. – М. : Вербум, 2004. – 192 с.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 10-11.
4. Игловская, Н. Приёмы развития речи на уроках русского языка [Текст] / Н. Игловская // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 24
Текст статьи во вложении (doc, 23KB)
Скачать вложение