Сложные слова
Автор: Григорьева Ольга АлександровнаУрок русского языка в 3 классе.
Автор урока Григорьева О.А. поделилась своим опытом работы по реализации технологии проблемно-диалогического обучения.
Оформление сценария урока в виде технологической карты можно рассматривать как некоторый образец графического проектирования урока, позволяющего структурировать урок по выбранным параметрам. Такими параметрами стали цели урока и его этапы, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность обучающихся, планируемые личностные и метапредметные результаты.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая информация
Учитель |
Григорьева Ольга Александровна |
ОУ |
МБОУ «СОШ № 70 г. Рязани» |
Предмет |
Русский язык (авторы учебника – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) |
Класс: |
3А |
Тема урока |
Сложные слова |
Используемая образовательная технология |
Технология проблемного диалога |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Цели учителя |
1. Обучение: организовать учебную деятельность учащихся · по усвоению знания значения и определения понятия «сложные слова», алгоритма выделения корней в сложных словах; · по выработке первичного умения выделять корни в сложных словах. 2. Воспитательная деятельность: создать условия для понимания того, что язык – явление национальной культуры, для формирования уважительного отношения к культуре народа, для осознания детьми смысла учения, для ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, для положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». 3. Развивающая деятельность: создать условия для достижения метапредметных результатов: умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию, умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, умение строить предположения, умение искать необходимую информацию в словаре, опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока, умение планировать свою деятельность, умение контролировать и оценивать результаты своих действий, умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу, умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям, умение работать в группе, умение контролировать действия партнёра. |
Цели учебной деятельности (цели ученика)
|
Узнать, какой корень в слове «звездопад». Узнать, может ли быть 2 корня в словах. Узнать, как выделить в сложном слове корни. Приобрести умение выделять корни в сложных словах. |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности |
Вопросы: Может ли быть в слове два корня? Что такое «сложные слова»? Как правильно выделить корни в «сложных» словах? Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма? Задание: Выдели корни в словах: садовод, луноход, носорог. |
Опорные знания |
Понятия «корень слова», «Однокоренные слова»; алгоритм выделения корня слова. |
Новые знания |
Сложные слова – это слова, у которых два корня. Чтобы правильно выделить корни в сложном слове, нужно: 1. Определить значение слова. 2. Выделить ключевые слова. 3. Подобрать однокоренные слова к каждому из ключевых слов. 4. Выделить общую часть в каждой группе однокоренных слов и обозначить корни. 5. Обозначить корни в сложном слове. |
Задачи урока |
Организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний. Организовать действия учащихся по выработке каллиграфических навыков. Организовать повторение изученных орфограмм. Создать проблемную ситуацию. Организовать формулирование учебной проблемы и целей деятельности. Организовать подводящий диалог, направленный на построение определения понятия «сложные слова». Организовать формулирование темы урока и новых целей урока. Организовать фронтальную работу по построению алгоритма выделения корней в сложных словах. Организовать групповую работу для тренировки в применении алгоритма выделения корней в сложных словах. Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой. Организовать выявление причин ошибок в самостоятельной работе и запись домашнего задания. Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей. |
Оборудование |
АРМ учителя, презентация, толковые словарики, карточки со сложными словами, шаги алгоритмов выделения корня в слове, выделения корней в сложных словах, лучки обратной связи |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые личностные результаты |
Планируемые метапредметные результаты |
1. Мотивация к деятельности | |||
- Прочитайте текст на слайде.
- Зачем вам нужны знания?
ИТАК, ВПЕРЕД, к ЗНАНИЯМ! Готовы? |
Читает 1 ученик вслух: «Вперед! На абордаж! Захватывай знания!». Отвечают, обосновывая свой ответ, доказывая пословицами. Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (Кит.) Скопление воды образует глубину, скопление знаний — мудрость. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. (Кит.) Пища утоляет голод, знания излечивают от невежества. (Кит.) Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое. (Япон.) Ученье — путь к умению. Ученье — лучшее богатство. Мир освещается солнцем, а человек знанием. - Да. |
осознание смысла учения |
умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию |
2. Работа в тетрадях по чистописанию | |||
- Элементы каких букв вы сегодня отработаете? - Обведите зеленым цветом эти элементы. - Вспомните, как каллиграфически пишется буква и. - Обведите буквы и на следующей строке запишите 2раза заглавную букву И, 2 раза строчную и. - Прочитайте вслух предложение.
- Что хотел этими словами сказать автор? - Выпишите слова, в которых встречается буква И. - Найдите все орфограммы в словах предложения. - Какие встретились орфограммы? - Что повторили? |
Работают в тетради по чистописанию на стр.15. - и, г, п, р, т.
Смотрят слайд презентации.
Записывают в тетради.
1 ученик читает вслух: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Паустовский. Объясняют смысл высказывания. Выписывают слова: Истинная, немыслима, любви. Выделяют орфограммы в словах.
Называют орфограммы. - Знание орфограмм. |
понимание того, что язык – явление национальной культуры, формирование уважительного отношения к культуре народа |
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
|
3. Постановка первой проблемы | |||
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Запишите в тетради название. - Как назвали песню? Почему именно так? - Прочитайте вслух текст песни. - Проверьте себя. На стр.173 напечатано авторское название песни. - Поднимите руки те, у кого совпал ответ. - У кого не совпал – исправьте. Запишите правильную версию. Выделите корень в слове. - Теперь проверим, что у вас получилось. Учитель обозначает все версии выделения корня. - Что нужно было сделать?
- Как выполнили задание? - Какие вопросы у вас возникли?
- Какие цели вы поставите? Фиксирует цели на доске.
|
Работа с учебником (упр. № 122 на стр. 104). - Прочитать отрывок из песни и озаглавить его. Пишут. Читают, доказывают.
Выразительно читает 1ученик. Сравнивают свой заголовок песни с оригинальным.
Записывают название: Звездопад. Выделяют корень.
Дети называют выделенный ими корень.
- Выделить корень в слове «звездопад». - По-разному. - Кто из нас прав? Какой корень в слове «звездопад»? Может ли быть 2 корня в словах? - Узнать, какой корень в слове «звездопад»; узнать, может ли быть 2 корня в словах. |
|
умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее; умение контролировать результаты своих действий
опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока |
4. Поиск решения первой проблемы (подводящий диалог) | |||
- Каким словосочетанием можно заменить слово «звездопад»? (Когда так говорят?) - Выделите корень в слове «падают». - Найдите такую же часть в слове звездопад. - Выделите корень в слове «звезды». - Найдите такую же часть в слове звездопад. -Что же у вас получилось? - На какой вопрос ответили? - Кто был прав? Поднимите руку. - На какой еще вопрос можете ответить? - Может? - Такие слова в русском языке называются СЛОЖНЫМИ. Какие слова называются сложными? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Вывешивает тему урока. - Сверьте свой вывод с авторским на стр.106 учебника. |
- Падают звезды.
Выделяют корень - пад. Находят.
Выделяют корень звезд-. Находят.
- В слове звездопад 2 корня. - Какой корень в слове «звездопад»? - Может ли быть 2 корня в словах? - Да. Формулируют определение понятия: «слова, в которых 2 корня, называются сложными». - Сложные слова.
Сравнивают. |
|
умение сохранять цели урока
умение строить речевое высказывание
умение контролировать свой результат |
Физ. пауза (Выполняют упр. под музыку на слайде) | |||
6. Постановка второй проблемы | |||
- Итак, вы определили, что в слове может быть два корня. А как правильно выделить корни в сложном слове, вы знаете? - Какой вопрос для исследования вы сформулируете?
- Сформулируйте следующую цель урока. |
- Нет, не знаем.
- Как правильно выделить корни в сложном слове? - Узнать, как правильно выделить корни в сложном слове. |
|
опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и в виде целей урока |
7. Поиск решения второй проблемы | |||
- Давайте искать ответ на ваш вопрос. Для этого сначала вспомним то, что знаем. Какие знания и умения вам могут помочь? - Как вы действуете, когда выделяете корень слова?
- Как вы думаете, этот алгоритм нам поможет найти корни в сложном слове? Почему вы так считаете?
- Как проверить ваши предположения?
- Давайте проверим, подойдет ли известный алгоритм для нахождения корней сложного слова. Выполним упр. №124. Работа со словом «пустослов» - Запишите слово в тетради. Какой первый шаг в алгоритме № 1? - Что обозначает слово «пустослов»? (Если дети затрудняются, обращаемся к толковому словарю). - Нужен этот шаг в новом алгоритме? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Определяю значение слова»). - Итак, пустослов – это человек, говорящий пустые слова. Как вы думаете, какое словосочетание нужно выделить? - Это ключевые слова, определяющие значение этого слова. Что вы сейчас сделали? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Выделяю ключевые слова») - Назовите следующий шаг известного алгоритма. - К какому слову?
- Выполните этот шаг.
- Какой шаг алгоритма выполнили? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Подбираю однокоренные слова к каждому ключевому слову») - Следующий шаг алгоритма № 1…
- В одной? - Выполняйте.
- Что вы сейчас делали? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Выделяю общую часть в каждой группе однокоренных слов») - И последний шаг известного алгоритма... - Что изменится в нашем случае? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Обозначаю корни») - Прочитайте запись.
- С какой целью мы проделали всю эту работу?
- Как вы ответите на этот вопрос?
- Сравните алгоритмы, что именно нужно изменить? |
- Знание алгоритма выделения корня в слове и умение им пользоваться. Вспоминают и называют шаги алгоритма: 1. Определяю значение слова. 2. Подбираю однокоренные слова. 3. Выделяю общую часть в группе слов. 4. Обозначаю корень. Высказывают свои предположения и объясняют свою точку зрения (да, потому что нужно тоже выделить корень; нет, потому что в сложных словах два корня, а алгоритм для выделения одного). - Нужно попробовать действовать по этому алгоритму и посмотреть, получится выделить корни или нет. Совместно с учителем строят новый алгоритм, выполняя упр. № 124 коллективно (1ученик работает и комментирует у доски).
- Определяю значение слова.
- Человек, говорящий пустые слова; болтун.
- Да.
- Пустые слова
- Записали ключевые слова.
- Подбираю однокоренные слова.
- Наверно, нужно подобрать однокоренные слова каждому ключевому слову. Подбирают однокоренные слова к каждому слову. ПУСТОСЛОВ ПУСТЫЕ СЛОВА ПУСТО СЛОВЕЧКО ПУСТОЙ СЛОВЕСНЫЙ - Подбираю однокоренные слова к каждому ключевому слову.
- Выделяю общую часть в группе слов. - Нет, тоже в каждой группе. Выделяют корни в группах однокоренных слов. - Выделяли общую часть в каждой группе однокоренных слов.
- Обозначаю корень.
- Обозначаю корни.
Читают алгоритм №2: 1. Определяю значение слова. 2. Выделяю ключевые слова. 3. Подбираю однокоренные слова к каждому ключевому слову. 4. Выделяю общую часть в каждой группе однокоренных слов . 5. Обозначаю корни. - Мы проверяли, подойдет ли известный алгоритм для выделения корней в сложном слове. - Подойдет, если некоторые шаги изменить. |
|
умение формулировать предположения и аргументировать свою точку зрения
умение сохранять цели своей деятельности
умение сравнивать, обобщать |
8. Первичное закрепление | |||
- Знать алгоритм достаточно, чтобы правильно выделять корни в сложных словах? - Для чего? Сформулируйте следующую цель урока. - С остальными словами из упражнения № 124 вы поработаете в группах. - Сначала повторим правила работы в группах. - Теперь командиры групп могут получить инструменты. - У вас 5 минут. Желаю успеха. - Проверим результаты групповой работы. |
-Нет, надо потренироваться. (на уроке, дома)
- Нам нужно приобрести умение выделять корни в сложных словах. Делятся на группы.
Называют правила.
Получают листы бумаги, маркеры, толковые словари. Групповая работа. Доклады групп и коллективное обсуждение результатов. |
|
умение планировать свою деятельность
умение работать в группе умение искать необходимую информацию в словаре умение контролировать действия партнёра |
9. Контроль достижения целей | |||
- Наш урок близится к завершению и пора подводить итоги. Как вы узнаете, научились выделять корни в сложных словах или нет? - Выделите корни в словах: носорог, садовод, луноход. - Проверьте результаты самостоятельной работы по образцу. Демонстрирует образец выполнения задания на слайде. НОСОРОГ рог на носу рогатый носик
САДОВОД разводит сад водит садик
ЛУНОХОД ходит по луне поход лунный
- Оцените свою работу. Если вы правильно записали ключевые слова для всех сложных слов, поставьте себе «+», если ошиблись – «?». - Если вы правильно выделили корни во всех сложных словах, поставьте себе «+», если ошиблись – «?». - У кого есть знак «?» за работу? В чем трудности?
- Что будете делать, чтобы решить свою проблему?
- Кто поставил себе два знака «+»? - Вам уже не нужно тренироваться в применении нового алгоритма?
- А где вы можете потренироваться? Дает домашнее задание (упр. № 125). |
- Надо выполнить задание; надо попробовать выделить корни в сложном слове.
Выполняют задание самостоятельно. Проверяют результаты
Смотрят на подробный образец и выполняют
самостоятельную работу.
Оценивают результаты самостоятельной работы.
Отвечают (определять значение слова, выбирать ключевые слова, выделять корни …) - Будем тренироваться определять значение слова, выбирать ключевые слова, выделять корни ... Отвечают. - Нужно, мы еще мало тренировались, поэтому в следующий раз мы можем допустить ошибку. - На следующих уроках, дома. |
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
умение выполнять пошаговый контроль по результату
умение оценивать результаты по критериям
умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу |
10. Рефлексия | |||
- Какая была тема урока? - Какие цели ставили на этом уроке?
- Достигли поставленных целей? - Докажите. Может ли быть в слове два корня? - Как называются такие слова? Дайте полный ответ. - Как правильно выделить корни в «сложных» словах? - Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма?
- Оцените свою работу на уроке с помощью лучиков обратной связи. Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, прикрепите лучик желтой стороной. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите лучик красной стороной. |
- Сложные слова. - Узнать, какой корень в слове «звездопад». Узнать, может ли быть 2 корня в словах. Узнать, как выделить в сложном слове корни. Приобрести умение выделять корни в сложных словах. - Да; почти. -
Отвечают.
Называют шаги алгоритма.
- Мы не сможем записать ключевые слова и остальные шаги алгоритма сделать. Выполняют задание. |
положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
умение сохранять цели урока
умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям
|
Материалы к уроку во вложении (zip, 16.6MB)
Скачать вложение