РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Сложные слова

Автор: Григорьева Ольга Александровна

Урок русского языка в 3 классе. 

Уважаемые коллеги! Представленные вашему вниманию материалы являются разработкой открытого урока русского языка, который проводился для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.
Автор урока Григорьева О.А. поделилась своим опытом работы по реализации технологии проблемно-диалогического обучения.
Оформление сценария урока в виде технологической карты можно рассматривать как некоторый образец графического проектирования урока, позволяющего структурировать урок по выбранным параметрам. Такими параметрами стали цели урока и его этапы, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность обучающихся, планируемые личностные и метапредметные результаты.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Общая информация

Учитель

Григорьева Ольга Александровна

ОУ

МБОУ «СОШ № 70 г. Рязани»

Предмет

Русский язык (авторы учебника – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)

Класс:

3А

Тема урока

Сложные слова

Используемая образовательная технология

Технология проблемного диалога

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели учителя

1. Обучение: организовать учебную деятельность учащихся

· по усвоению знания значения и определения понятия «сложные слова», алгоритма выделения корней в сложных словах;

· по выработке первичного умения выделять корни в сложных словах.

2. Воспитательная деятельность: создать условия для понимания того, что язык – явление национальной культуры, для формирования уважительного отношения к культуре народа, для осознания детьми смысла учения, для ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, для положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

3. Развивающая деятельность: создать условия для достижения метапредметных результатов: умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию, умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, умение строить предположения, умение искать необходимую информацию в словаре, опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока, умение планировать свою деятельность, умение контролировать и оценивать результаты своих действий, умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу, умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям, умение работать в группе, умение контролировать действия партнёра.

Цели учебной деятельности (цели ученика)

Узнать, какой корень в слове «звездопад».

Узнать, может ли быть 2 корня в словах.

Узнать, как выделить в сложном слове корни.

Приобрести умение выделять корни в сложных словах.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Вопросы: Может ли быть в слове два корня? Что такое «сложные слова»? Как правильно выделить корни в «сложных» словах? Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма?

Задание: Выдели корни в словах: садовод, луноход, носорог.

Опорные знания

Понятия «корень слова», «Однокоренные слова»; алгоритм выделения корня слова.

Новые знания

Сложные слова – это слова, у которых два корня.

Чтобы правильно выделить корни в сложном слове, нужно:

1. Определить значение слова.

2. Выделить ключевые слова.

3. Подобрать однокоренные слова к каждому из ключевых слов.

4. Выделить общую часть в каждой группе однокоренных слов и обозначить корни.

5. Обозначить корни в сложном слове.

Задачи урока

Организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний.

Организовать действия учащихся по выработке каллиграфических навыков.

Организовать повторение изученных орфограмм.

Создать проблемную ситуацию.

Организовать формулирование учебной проблемы и целей деятельности.

Организовать подводящий диалог, направленный на построение определения понятия «сложные слова».

Организовать формулирование темы урока и новых целей урока.

Организовать фронтальную работу по построению алгоритма выделения корней в сложных словах.

Организовать групповую работу для тренировки в применении алгоритма выделения корней в сложных словах.

Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой.

Организовать выявление причин ошибок в самостоятельной работе и запись домашнего задания.

Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.

Оборудование

АРМ учителя, презентация, толковые словарики, карточки со сложными словами, шаги алгоритмов выделения корня в слове, выделения корней в сложных словах, лучки обратной связи

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые личностные результаты

Планируемые метапредметные результаты

1. Мотивация к деятельности

- Прочитайте текст на слайде.

- Зачем вам нужны знания?

ИТАК, ВПЕРЕД, к ЗНАНИЯМ! Готовы?

Читает 1 ученик вслух: «Вперед! На абордаж! Захватывай знания!».

Отвечают, обосновывая свой ответ, доказывая пословицами.

Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (Кит.)

Скопление воды образует глубину, скопление знаний — мудрость.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. (Кит.)

Пища утоляет голод, знания излечивают от невежества. (Кит.)

Начнешь в учении с малого,

постигнешь и большое. (Япон.)

Ученье — путь к умению.

Ученье — лучшее богатство.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Да.

осознание смысла учения

умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию

2. Работа в тетрадях по чистописанию

- Элементы каких букв вы сегодня отработаете?

- Обведите зеленым цветом эти элементы.

- Вспомните, как каллиграфически пишется буква и.

- Обведите буквы и на следующей строке запишите 2раза заглавную букву И, 2 раза строчную и.

- Прочитайте вслух предложение.

- Что хотел этими словами сказать автор?

- Выпишите слова, в которых встречается буква И.

- Найдите все орфограммы в словах предложения.

- Какие встретились орфограммы?

- Что повторили?

Работают в тетради по чистописанию на стр.15.

- и, г, п, р, т.

Смотрят слайд презентации.

Записывают в тетради.

1 ученик читает вслух: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Паустовский.

Объясняют смысл высказывания.

Выписывают слова:

Истинная, немыслима, любви.

Выделяют орфограммы в словах.

Называют орфограммы.

- Знание орфограмм.

понимание того, что язык – явление национальной культуры,

формирование уважительного отношения к культуре народа

умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

3. Постановка первой проблемы

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Запишите в тетради название.

- Как назвали песню? Почему именно так?

- Прочитайте вслух текст песни.

- Проверьте себя. На стр.173 напечатано авторское название песни.

- Поднимите руки те, у кого совпал ответ.

- У кого не совпал – исправьте. Запишите правильную версию. Выделите корень в слове.

- Теперь проверим, что у вас получилось.

Учитель обозначает все версии выделения корня.

- Что нужно было сделать?

- Как выполнили задание?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Какие цели вы поставите?

Фиксирует цели на доске.

Работа с учебником (упр. № 122 на стр. 104).

- Прочитать отрывок из песни и озаглавить его.

Пишут.

Читают, доказывают.

Выразительно читает 1ученик.

Сравнивают свой заголовок песни с оригинальным.

Записывают название: Звездопад. Выделяют корень.

Дети называют выделенный ими корень.

- Выделить корень в слове «звездопад».

- По-разному.

- Кто из нас прав? Какой корень в слове «звездопад»? Может ли быть 2 корня в словах?

- Узнать, какой корень в слове «звездопад»; узнать, может ли быть 2 корня в словах.


умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее;

умение контролировать результаты своих действий

опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока

4. Поиск решения первой проблемы (подводящий диалог)

- Каким словосочетанием можно заменить слово «звездопад»? (Когда так говорят?)

- Выделите корень в слове «падают».

- Найдите такую же часть в слове звездопад.

- Выделите корень в слове «звезды».

- Найдите такую же часть в слове звездопад.

-Что же у вас получилось?

- На какой вопрос ответили?

- Кто был прав? Поднимите руку.

- На какой еще вопрос можете ответить?

- Может?

- Такие слова в русском языке называются СЛОЖНЫМИ. Какие слова называются сложными?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Вывешивает тему урока.

- Сверьте свой вывод с авторским на стр.106 учебника.

- Падают звезды.

Выделяют корень - пад.

Находят.

Выделяют корень звезд-.

Находят.

- В слове звездопад 2 корня.

- Какой корень в слове «звездопад»?

- Может ли быть 2 корня в словах?

- Да.

Формулируют определение понятия: «слова, в которых 2 корня, называются сложными».

- Сложные слова.

Сравнивают.


умение сохранять цели урока

умение строить речевое высказывание

умение контролировать свой результат

Физ. пауза (Выполняют упр. под музыку на слайде)

6. Постановка второй проблемы

- Итак, вы определили, что в слове может быть два корня. А как правильно выделить корни в сложном слове, вы знаете?

- Какой вопрос для исследования вы сформулируете?

- Сформулируйте следующую цель урока.

- Нет, не знаем.

- Как правильно выделить корни в сложном слове?

- Узнать, как правильно выделить корни в сложном слове.


опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и в виде целей урока

7. Поиск решения второй проблемы

- Давайте искать ответ на ваш вопрос. Для этого сначала вспомним то, что знаем. Какие знания и умения вам могут помочь?

- Как вы действуете, когда выделяете корень слова?

- Как вы думаете, этот алгоритм нам поможет найти корни в сложном слове? Почему вы так считаете?

- Как проверить ваши предположения?

- Давайте проверим, подойдет ли известный алгоритм для нахождения корней сложного слова. Выполним упр. №124.

Работа со словом «пустослов»

- Запишите слово в тетради. Какой первый шаг в алгоритме № 1?

- Что обозначает слово «пустослов»? (Если дети затрудняются, обращаемся к толковому словарю).

- Нужен этот шаг в новом алгоритме? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Определяю значение слова»).

- Итак, пустослов – это человек, говорящий пустые слова. Как вы думаете, какое словосочетание нужно выделить?

- Это ключевые слова, определяющие значение этого слова. Что вы сейчас сделали?

(Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Выделяю ключевые слова»)

- Назовите следующий шаг известного алгоритма.

- К какому слову?

- Выполните этот шаг.

- Какой шаг алгоритма выполнили? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Подбираю однокоренные слова к каждому ключевому слову»)

- Следующий шаг алгоритма № 1…

- В одной?

- Выполняйте.

- Что вы сейчас делали? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Выделяю общую часть в каждой группе однокоренных слов»)

- И последний шаг известного алгоритма...

- Что изменится в нашем случае? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Обозначаю корни»)

- Прочитайте запись.

- С какой целью мы проделали всю эту работу?

- Как вы ответите на этот вопрос?

- Сравните алгоритмы, что именно нужно изменить?

- Знание алгоритма выделения корня в слове и умение им пользоваться.

Вспоминают и называют шаги алгоритма:

1. Определяю значение слова.

2. Подбираю однокоренные слова.

3. Выделяю общую часть в группе слов.

4. Обозначаю корень.

Высказывают свои предположения и объясняют свою точку зрения (да, потому что нужно тоже выделить корень; нет, потому что в сложных словах два корня, а алгоритм для выделения одного).

- Нужно попробовать действовать по этому алгоритму и посмотреть, получится выделить корни или нет.

Совместно с учителем строят новый алгоритм, выполняя упр. № 124 коллективно (1ученик работает и комментирует у доски).

- Определяю значение слова.

- Человек, говорящий пустые слова; болтун.

- Да.

- Пустые слова

- Записали ключевые слова.

- Подбираю однокоренные слова.

- Наверно, нужно подобрать однокоренные слова каждому ключевому слову.

Подбирают однокоренные слова

к каждому слову.

ПУСТОСЛОВ

ПУСТЫЕ СЛОВА

ПУСТО СЛОВЕЧКО

ПУСТОЙ СЛОВЕСНЫЙ

- Подбираю однокоренные слова к каждому ключевому слову.

- Выделяю общую часть в группе слов.

- Нет, тоже в каждой группе.

Выделяют корни в группах однокоренных слов.

- Выделяли общую часть в каждой группе однокоренных слов.

- Обозначаю корень.

- Обозначаю корни.

Читают алгоритм №2:

1. Определяю значение слова.

2. Выделяю ключевые слова.

3. Подбираю однокоренные слова к каждому ключевому слову.

4. Выделяю общую часть в каждой группе однокоренных слов .

5. Обозначаю корни.

- Мы проверяли, подойдет ли известный алгоритм для выделения корней в сложном слове.

- Подойдет, если некоторые шаги изменить.


умение формулировать предположения и аргументировать свою точку зрения

умение сохранять цели своей деятельности

умение сравнивать, обобщать

8. Первичное закрепление

- Знать алгоритм достаточно, чтобы правильно выделять корни в сложных словах?

- Для чего? Сформулируйте следующую цель урока.

- С остальными словами из упражнения № 124 вы поработаете в группах.

- Сначала повторим правила работы в группах.

- Теперь командиры групп могут получить инструменты.

- У вас 5 минут. Желаю успеха.

- Проверим результаты групповой работы.

-Нет, надо потренироваться.

(на уроке, дома)

- Нам нужно приобрести умение выделять корни в сложных словах.

Делятся на группы.

Называют правила.

Получают листы бумаги, маркеры, толковые словари.

Групповая работа.

Доклады групп и коллективное обсуждение результатов.


умение планировать свою деятельность

умение работать в группе

умение искать необходимую информацию в словаре

умение контролировать действия партнёра

9. Контроль достижения целей

- Наш урок близится к завершению и пора подводить итоги. Как вы узнаете, научились выделять корни в сложных словах или нет?

- Выделите корни в словах: носорог, садовод, луноход.

- Проверьте результаты самостоятельной работы по образцу.

Демонстрирует образец выполнения задания на слайде.

НОСОРОГ

рог на носу

рогатый носик

САДОВОД

разводит сад

водит садик

ЛУНОХОД

ходит по луне

поход лунный

- Оцените свою работу. Если вы правильно записали ключевые слова для всех сложных слов, поставьте себе «+», если ошиблись – «?».

- Если вы правильно выделили корни во всех сложных словах, поставьте себе «+», если ошиблись – «?».

- У кого есть знак «?» за работу? В чем трудности?

- Что будете делать, чтобы решить свою проблему?

- Кто поставил себе два знака «+»?

- Вам уже не нужно тренироваться в применении нового алгоритма?

- А где вы можете потренироваться?

Дает домашнее задание (упр. № 125).

- Надо выполнить задание; надо попробовать выделить корни в сложном слове.

Выполняют задание самостоятельно.

Проверяют результаты

Смотрят на подробный образец и выполняют

самостоятельную работу.

Оценивают результаты самостоятельной работы.

Отвечают (определять значение слова, выбирать ключевые слова, выделять корни …)

- Будем тренироваться определять значение слова, выбирать ключевые слова, выделять корни ...

Отвечают.

- Нужно, мы еще мало тренировались, поэтому в следующий раз мы можем допустить ошибку.

- На следующих уроках, дома.

ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

умение выполнять пошаговый контроль по результату

умение оценивать результаты по критериям

умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу

10. Рефлексия

- Какая была тема урока?

- Какие цели ставили на этом уроке?

- Достигли поставленных целей?

- Докажите. Может ли быть в слове два корня?

- Как называются такие слова? Дайте полный ответ.

- Как правильно выделить корни в «сложных» словах?

- Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма?

- Оцените свою работу на уроке с помощью лучиков обратной связи. Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, прикрепите лучик желтой стороной. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите лучик красной стороной.

- Сложные слова.

- Узнать, какой корень в слове «звездопад». Узнать, может ли быть 2 корня в словах. Узнать, как выделить в сложном слове корни.

Приобрести умение выделять корни в сложных словах.

- Да; почти.

-

Отвечают.

Называют шаги алгоритма.

- Мы не сможем записать ключевые слова и остальные шаги алгоритма сделать.

Выполняют задание.

положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

умение сохранять цели урока

умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям

Материалы к уроку во вложении (zip, 16.6MB)


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru