РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Упражнения ко дню памяти А.С. Пушкина

Автор: Щеголева Екатерина Владимировна, учитель начальных классов ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии»

Методическая разработка для 1 класса.

10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. Русского поэта, драматурга и прозаика, заложившего основы русского реалистического направления, критика и теоретика литературы, историка, публициста; одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
С именем Пушкина и его замечательной деятельностью связано начало нового периода в истории русского литературного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке его произведений, остаются живыми, действующими и для нашего времени.
Творческое наследие великого поэта и писателя является достоянием и гордостью российской и мировой литературы. Стихи и прозу А.С. Пушкина знают и любят огромное количество людей разных возрастных групп.
Актуальность данной методической разработки обусловлена важной ролью искусства, способствующего развитию эстетического сознания ребёнка, формирования его мировоззрения. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому необходимо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.
В своем творчестве он не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов. Именно это делает его поэзию актуальной для любого поколения. В поэзии А.С. Пушкина можно найти ответ на любой вопрос. Его произведения – большой, нужный и вечный учебник, в котором поэт учит быть Человеком.
Цель методической разработки: воспитание интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
обучения:
- расширить знания обучающихся о творчестве писателя;
- закрепить знания о составе числа, звуках и буквах, многозначных словах, временах года, временах суток, группах животных, правилах безопасного поведения;
- закрепить умение ставить ударение в словах, делить слова на слоги;
- формировать умение решать задачи, писать слова с изученными орфограммами, выделять звук в слове;
развития:
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
- формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли;
- развивать внимание, наблюдательность;
воспитания:
- воспитывать духовно-нравственную культуру;
- воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина, русской классической литературе;
- способствовать развитию эстетического вкуса.
Данная методическая разработка способствует лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у учащихся эстетического восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная активность. Упражнения служат переосмыслению известного, развивают мышление, творческое воображение, способствуют эстетическому воспитанию, духовному преображению обучающихся.

Упражнения для уроков математики.

1. Прочитай отрывок из произведения А.С. Пушкина и запиши нужное число.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.

Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.

Петушок кричит опять.
Кличет царь вторую рать.
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого.

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2. Рассмотри иллюстрацию к произведению А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какие числовые выражения можно составить по данной иллюстрации. Вспомни состав числа 7 и запиши полученные примеры.

Shegoleva_publik.jpg

3. Задачи по сказкам А.С. Пушкина.
Старик закинул невод в море. В первый раз ему удалось поймать 2 рыбки. Во второй раз 7 рыбок. Сколько всего рыбок поймал старик?
Кот ученый знает 10 сказок о мышах. Он рассказал уже 8 сказок. Сколько ещё сказок о мышах может рассказать кот?
До обеда белка разгрызла 5 орехов, а после обеда на 3 больше. Сколько орехов разгрызла белка после обеда?
Семь богатырей пришли домой с охоты. Четверо из них вернулись с пустыми руками. Сколько богатырей вернулось с добычей?
На одной дорожке у волшебного дуба 9 следов невиданных зверей, а на второй дорожке на 2 следа меньше. Сколько следов невиданных зверей на второй дорожке?

4. Задачи на логику.
Кощей старше Бабы Яги, а Баба Яга старше ученого Кота. Кто старше всех?
Царевич Елисей искал царевну. К луне он пришёл раньше, чем к ветру, но позже, чем к солнцу. К кому первому пришёл Елисей за помощью?
Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком. У каждой сестры платье своего цвета: белое, розовое, голубое. У первой сестры платье не белое. У первой и третьей сестры платья не розовые. Какого цвета платье у каждой из сестёр?
Белка разложила золотые скорлупки в две кучки. В первой кучке – 7 скорлупок, а во второй 3. Как нужно переложить скорлупки, чтобы в двух кучках скорлупок стало одинаково?
На волшебном дубе росло 4 жёлудя и 5 каштанов. Сколько всего плодов на дубе?
Старик поймал в невод 4 рыбки двух цветов: красного и жёлтого. Жёлтых рыбок было больше, чем красных. Сколько рыбок каждого цвета поймал старик?

Обучение грамоте.

1. Определи первый звук в именах героев А.С. Пушкина. Вспомни, из каких они сказок. Объедини героев в группы по сказкам. Запиши полученные группы.
Кот, рыбка, белка, царевна, богатырь, русалка, царь Дадон, Елисей, петушок, Поп, Чернавка, старик, царь Салтан, дворянка, лебедь, Балда, муха, заяц, Кощей, ветер, звездочёт.  
Сказка о рыбаке и рыбке: рыбка, старик, дворянка.
У Лукоморья: кот, Кощей, русалка.
Сказка о золотом петушке: петушок, царь Дадон, звездочёт.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях: царевна, богатырь, Елисей, Чернавка, ветер.
Сказка о царе Салтане: белка, лебедь, царь Салтан, муха.
Сказка о Попе и его работнике Балде: Поп, Балда, заяц.

2. Знаешь ли ты полное название сказки о царе Салтане? Прочитай его и выполни задание.
«Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сколько слов в названии этой сказки? Устно раздели слова на слоги, произнеси каждое слово с ударением.

3. Раздели слова на слоги, вспомни, в каких сказках А.С. Пушкина встречаются эти герои.
Комар, рыбка, лебедь, собака, белка, царица, заяц, петушок, кот, русалка, муха.

4. Определи количество букв и звуков в словах. Вспомни, в каких сказках А.С. Пушкина встречаются эти предметы.
Зеркальце, избушка, бочка, корыто, яблоко, остров, невод, корабль, избушка.

5. Прочитай строчки из произведений А.С. Пушкина, выпиши слова с изученными орфограммами (жи-ши, ча-ща, чу-щу, написание заглавной буквы в именах). Назови сказку.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.

Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом.
«Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи.

В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой.

По морю по Окияну
К славному царю Салтану.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.

6. Прочитай строчки из произведений А.С. Пушкина, найди многозначные слова.

Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.

Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук

И царевичу потом
Молвит русским языком

Мы объехали весь свет.

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула.

7. Прочитай строчки из произведений А.С. Пушкина, найди слова, значение которых тебе не понятно. Как ты думаешь, что они обозначают?

Вот открыл царевич очи.
Они жили в ветхой землянке.
Старик ловил неводом рыбу.
Хоть бы взял ты с нее корыто

8. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный». Найди слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

9. Восстанови деформированный тест и прочитай отрывки из произведения А.С. Пушкина.

Текст без пробелов.
Улукоморьядубзелёный;
Златаяцепьнадубетом:
Иднёминочьюкотучёный
Всёходитпоцепикругом.

Текст с пропущенными гласными.
Жл старк со своею струхой
У самго снего мря
Они жли в ветхй землнке
Рвно тридцть лет и три гда.
Старк лвил невдом рыбу,
Старха прла свою пржу.

Чтение наоборот.
«тевС йом, ецьлакрез! ижакс
аД юсв удварп ижолод:
я ьл ан етевс хесв еелим,
хесВ йенямур и еелеб?»

Знакомство с окружающим миром.

1. Прочитай строчки из стихотворений А.С. Пушкина и определи, о каком времени года в них говорится. Почему ты так решил?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.

любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

2. Прочитай отрывки из произведений А.С. Пушкина. О каком животном в них идёт речь? К какой группе животных оно относится?

И днём и ночью … учёный
Всё ходит по цепи кругом.

На красных лапках … тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед.

И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,

… оборотился,
Полетел и запищал.

Ничего не сказала …,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

… песенки поет
Да орешки все грызет.

3. Какие правила поведения нарушила царевна?

Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». — Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей.

4. Прочитай отрывки из произведений А.С. Пушкина. О каком времени суток в них говорится? Какие слова помогли тебе ответить?

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Список литературы:
1. Пушкин А.С. Стихи и сказки, Москва 2019г.
2. Сайт с произведениями А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://nukadeti.ru/skazki/pushkin (Дата обращения 10.02.2023).



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru