РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Викторина "Сказка о царе Салтане"

Автор: Фоломеева Жанна Викторовна, воспитатель, учитель начальных классов ОГБОУ "Солотчинская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", г. Рязань

По произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» к мероприятию, посвященному 225-летию со дня его рождения, предназначена для детей 3-5 классов, 10 - 12 лет.

Все чаще современный мир сталкивается с жестокостью, нетерпимостью. Каждый родитель стремится развивать в своих детях нравственное восприятие мира. Любой взрослый видит великого мыслителя в своем ребенке.

Как не потушить огонь юной души и не дать померкнуть нравственному свету? Читать с интересом, с упоением, с душой! Только тот, кто почувствовал внутреннее состояние героев, проникся переживаниями за их судьбу, сможет принять мудрое решение, столкнувшись с серьёзной жизненной проблемой и выйти достойно из ситуации.

Творчество любого писателя – это всегда отражение его души, жизненных позиций, достижений и исповедь человека – верного сына своего Отечества. Именно таким предстает перед нами творчество А.С.Пушкина.

Ориентироваться в этом мире человеку помогают идеалы, в том числе и взятые из произведений А.С. Пушкина, ибо подлинно художественные произведения поэта входят в нашу жизнь, формируют интеллект и высокие человеческие качества. «Давно называют мир бурным океаном, но счастлив тот, кто плывёт с компасом», – писал М.Карамзин. Таким компасом в руках читателя и является творчество А.С.Пушкина.

Большинство воспитанников Солотчинской школы – интерната это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушения в развитии детей могут быть плавно компенсированы за счет введения системы коррекционно-развивающих занятий. Многолетний опыт работы с детьми с нарушениями речи позволил сделать вывод о целесообразности проведения итогового занятия по классическим произведениям русской литературы в форме викторины.

Викторина - это игра, в которой участники должны ответить на ряд вопросов. Такие занятия неизменно включают в себя такие элементы, как соревнование между двумя командами, участие различных "героев", музыкальное сопровождение и обязательное награждение всех участников. Это вызывает у ребят массу положительных эмоций и воспринимается как маленький праздник. При этом используемый материал зависит от состава команды воспитанников, их возраста и глубины дефектов в речи. Викторины используются для развития интереса к изучению русского языка и понимания прочитанного, для воспитания товарищества и командной игры.

Использование викторин, являющихся разновидностью интерактивных игровых технологий, способствует решению следующих задач:

- научить детей самостоятельно искать информацию, анализировать ее и приходить к правильному решению;

- научить работать в команде: проявлять уважение к чужому мнению и терпимость к другим точкам зрения;

- восполнить пробелы в развитии некоторых элементов речи;

- психологические предпосылки для обучения и совершенствования коммуникативных навыков;

- обеспечивает условия для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения материалом родного языка.

Викторина способствует закреплению знаний, полученных учащимися на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности. Использование в ходе викторины оздоровительных методик (например, зрительной гимнастики) активизирует развитие речи детей, стимулирует зоны коры головного мозга, нормализует мышечный тонус, снимает двигательное и эмоциональное торможение.

Цель викторины: проверить знание содержания сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; создать условия для формирования интереса к его творчеству.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, проектор, сладкие призы для каждого ребенка.

Ход викторины:

Воспитатель: Начинаем викторину! А чтобы узнать, про что будет наша викторина, отгадайте произведение по отрывку.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это «Сказка о царе Салтане…» А кто написал её?

Дети: «Сказку о царе Салтане…» написал Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель: Молодцы! Кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то певцом, кто-то ветеринаром, кто-то художником или инженером. Александр Сергеевич Пушкин всегда хотел быть поэтом и писать стихи, трогающие душу и сердце. Его мечты сбылись! Он стал великим русским поэтом, стихи которого знают наизусть не только в России, но и во всем мире.

Александр Сергеевич Пушкин сделал первые наброски «Сказки о царе Салтане» приблизительно с 1822 по 1824 год. Первый вариант произведения значительно отличался от конечного результата. Пушкин использовал за основу народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Именно такими чудесными особенностями должен был обладать сын царя.

Во время работы сказка обрастает многочисленными подробностями. Появляется отрицательный персонаж, который препятствует царю увидеться с сыном – злая мачеха. Автор добавляет различные чудеса: лукоморье с золотыми цепями, дерущиеся боровы с сыплющимся золотом и 30 богатырей – братья князя. В 1828 году Александр Пушкин вновь вернулся к работе над сказкой. Именно в этот период он решает написать произведение в стихотворной форме.

Летом 1831 года Пушкин жил в Царском селе: он недавно женился на Наталье Гончаровой, был вдохновлен и очень много работал. Именно в этот период (а точнее 29 августа) он закончил «Сказку о царе Салтане».

Интересно, что произведение было дописано в ходе соревнования с известным писателем Жуковским. Вместе с Пушкиным они перерабатывали народные сказки в новые произведения.

Следующие полгода сказка неоднократно дорабатывалась. Известно, что даже император Николай I ознакомился с ней перед публикацией.

В конечном варианте злая мачеха была заменена завистливыми сестрами, волшебные боровы – белочкой с золотыми орехами, богатыри стали морскими витязями. А главный герой стал выделяться не внешними признаками (золотые ноги и серебряные руки), а душевными и умственными качествами.

В 1832 году «Сказка о царе Салтане» была впервые опубликована в сборнике произведений «Стихотворения А. Пушкина». В 2024 году сказке исполнится 192 года. Давайте с вами вспомним эту прекрасную сказку. А для этого ответим на вопросы викторины.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ с вопросами викторины. Задание: выбери правильный ответ.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1. Сколько чудес в «Сказке о царе Салтане…»? (3)

2. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)

3. Какой титул был у Гвидона? (князь)

4. В чем приплыли на необитаемый остров царица с сыном? (в бочке)

5. Как назывался остров, на котором стал править князь Гвидон? (Буян)

6. Сколько богатырей охраняли остров Буян? (33)

7. Кем были богатыри для царевны Лебедя? (братья)

8. Кто вышел из моря вместе с богатырями? (Черномор)

9. Из чего построил князь Гвидон дом для белочки? (из хрусталя)

10.Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка? (изумруд)

11. Какую песню пела белочка? («Во саду ли, в огороде»)

12. Сколько раз князь Гвидон отправлялся в царство Салтана? (3)

13. В кого НЕ превращался князь Гвидон, путешествуя через море? (в пчелу)

14. Что горело во лбу у царевны Лебедь? (звезда)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.

Воспитатель: Ребята, мы с вами прекрасно справились со всеми заданиями.

Читайте сказки чаще дети, 
Будет легче жить на свете!
До новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА

1. Александр Сергеевич Пушкин и мировая культура: теория и практика: коллективная монография / под ред. М.П. Жигаловой. – Брест: БрГТУ, 2020. – 246 c.

2. Пушкин А.С.: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. – М.: Детская литература, 2023.

3. Низовских Т.Е., библиотекарь Абалакского сельского филиала. История создания книги [Электронный ресурс]. –URL: https://тоб-библиотека.рф/news/история-написания-сказки-пушкина-о-ца/, 2022.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru