Занятие по формированию умения вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде
Автор: Алексеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 69 «Центр развития образования» г. РязаньСценарий занятия для учеников 2 класса по математике
Всем очевидно, что современному человеку ежедневно приходится иметь дело с огромным потоком разнообразной информации. Умение работать с текстом и информацией отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте как универсальное учебное действие, необходимое ребенку в любых ситуациях.
Предлагаемый сценарий занятия с комментариями учителя показывает, каким образом можно формировать данное умение у детей во 2 классе. Задания подобраны в соответствие с принципом движения от простого к сложному.
Цели:
1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование и развитие умения вычитывать информацию в явном и неявном виде.
2. Создать условия, способствующие формированию мотивации к занятиям метапредметного содержания.
Ход занятия
1. Сообщение темы. Формулирование цели.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
- Дети, сегодня на занятии мы будем учиться находить информацию, которая дается в явном виде, но может быть представлена и в неявном виде. - Сформулируйте цели, опираясь на формулировку темы.
|
- Научиться вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде. |
2. Устный счет.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
- 1 задание – решаем примеры - 2 задание для устной работы – вписать недостающие числа на майки числовой сороконожки - Кто догадался, по какому принципу будем записывать числа? |
- Считают устно - Делают вывод о нахождении числа на майке. Произведение номеров ботинок равно числу, записанному на майке. |
Комментарии:
Задания, предложенные для устного счета, направлены не только на формирование вычислительных навыков, но и на формирование умения работать с информацией в явном и в неявном видах. Задания, которые требуют переключения внимания с текста и чисел на рисунки, способствуют развитию умения работать с информацией, представленной в разной форме. Рисунки помогают понимать и удерживать информацию, представленную в неявном виде.
3. Приемы работы над задачами по программе математики
3.1 Дополнение условия задачи.
3.2 Составление условия по решению.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
-Дополним условие задачи, чтобы она решалась вычитанием. -Прочитайте задачу с дополнением. -Решите задачу. - Запишите решение и ответ.
-Измените задачу о Любе и Вере, чтобы она решалась так: 1) 8+ 2 = 10 (п.) 2) 8+10 = 18 (п.) |
Дополняют условие задачи
Решают задачу, записывая решение.
Устно составляют задачу, объясняют ее решение.
|
3.3 Составление задачи по схеме.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
- Составьте задачу, которая будет соответствовать схеме.
Решите задачу, записав решение выражением.
Запишите ответ. |
Составляют задачу, записывают решение и ответ.
|
Комментарии: Для формирования умения вычитывать информацию в неявном виде мы используем разные приемы работы с задачей.
При этом дети учатся преобразовывать информацию, полученную из краткой записи в текстовую задачу. И наоборот.
В настоящее время по программе математики мы учимся решать задачи на деление. Без умения составлять схематический рисунок здесь не обойтись. Сначала детям предлагаются готовые схематические рисунки.
Например, при решении задачи про землянику дети по образцу смогут продолжить выполнять схематический рисунок.
3.4. Составление схемы к задаче
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Составьте схематический рисунок к задачам, запишите решение и ответ.
- Сделайте вывод о том, к какому виду задач относится каждая решенная задача? (деление по содержанию, деление на части)
|
Составляют схематический рисунок, записывают решение и ответ
Высказывают своё мнение, делают предположения.
|
Комментарии: При работе с информацией, представленной в вышеперечисленных форматах, у учащихся формируется умение читать и извлекать информацию, представленную в неявном виде (в виде схематического рисунка) и использовать её для решения поставленной задачи.
4. Решение нестандартных задач.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предлагаю внимательно рассмотреть таблицу и подумать, какую информацию можно из нее извлечь. - О чем говорят столбцы таблицы? - О чем говорят строки? - Подумайте , какие вопросы можно задать по этой таблице? - Задайте их друг другу.
|
Рассматривают таблицу, задают вопросы, дают на них ответы.
|
Комментарии: В дальнейшем дети будут широко использовать составление таблиц к задачам как форму краткой записи. Это задачи:
· на цену, количество, стоимость,
· на движение,
· пропорциональную зависимость,
· приведение к единице.
Оформление задач в таблице способствует более быстрому нахождению способа решения. Сначала детям предлагаю названия столбцов, строк, постепенно они понимают и сами могут выделить данную и искомую информацию, данную в явном и неявном виде. В дальнейшем мы продолжим находить и извлекать информацию, представленную в таблице, для знакомства с построением диаграммы.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
- А теперь попробуйте сами найти способ представления информации для решения текстовой задачи. Смоделируйте текстовую ситуацию. |
Самостоятельная работа в паре
Демонстрируют свои способы
|
4. Самостоятельная работа по проверке умения вычитывать информацию в неявном виде.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Рассмотри знаки. Видел ли ты такие знаки на ярлычках одежды? Ответь на вопросы.
- Проведем самопроверку
|
Работают самостоятельно
Участвуют в самопроверке |
Самостоятельная работа «Условные знаки в быту»
4. Домашнее задание
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Рассмотрите ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках вашей одежды? Определите , как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.
|
Осмысливают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.
|
Комментарии: Итак, сегодня на занятии мы постарались показать, что при решении задач существенным является не только отработка умения решать определенного типа задачи, но и приобретение опыта поиска, понимания, оценивания, преобразования информации, представленной в явном и неявном виде.
Литература
1. Дорофеев Г. В. Математика. Учебник 2 класс. – М. : Просвещение, 2017.
2. Дорофеев Г. В.. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М. : Просвещение, 2017.
3. Расшифровка символов на ярлыках одежды: http:// http://himchist.spb.ru/pressa/pressa10/ (дата обращения 04.07.2018)
Вложение содержит полный текст статьи с презентацией (Архив zip, 10MB)
Скачать вложение