Жил-был одуванчик
Автор: Коновалова Юлия Владимировна, начальник отдела экологических проектов и инициатив, Прибылова Галина Борисовна, Павлова Ирина Евгеньевна, педагоги дополнительного образования ОГБУДО «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Гелиос», г. РязаньСценарий экологической сказки - спектакля для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
Аннотация.
Экологический спектакль – это не просто действие на сцене, а переживание и сочувствие, взгляд на окружающий мир как бы изнутри его самого.
Целью экотеатра является донесение через чувственное восприятие понимания таинств природы, воспитание личности через эмоции и переживания.
Экологическая сказка «Жил-был одуванчик» - это мини-спектакль, который помогает ребенку увидеть в маленькой травинке целый мир с собственным характером, желаниями и потребностями, ощутить влияние окружающей среды и явлений природы на хрупкий организм цветка, понять «личность» одуванчика, ее силу и слабые стороны, взаимосвязь растения с другими живыми субстанциями, осознать, как велика ответственность человека за окружающий его удивительный мир природы.
Данный сценарий разработан в помощь педагогам школ и педагогам дополнительного образования, работающим с детьми в системе экологического воспитания и образования и направлен на достижение следующих задач:
творческие: развить способность импровизировать, творить, развить пластику, мимику, речь, воображение, актерские способности детей, способствовать самовыражению личности, научить умению войти в роль;
педагогические: развить умение работать в коллективе со своими сверстниками бесконфликтно, помочь осознанию себя как частицы этого хрупкого мира, единение с природой, развить этические, морально-нравственные ценностные качества личности.
Сценарий экологической сказки-спектакля «Жил-был Одуванчик»
Реквизит: плакаты с изображением одуванчика, солнца, тучки, ветра, семянок, ромашек, гвоздичек, вьюнка, пчелы, червяка, насоса.
Действующие лица (дети в костюмах персонажей) :
Одуванчик, Солнце, тучка Хмурёшка, Ветродуй, девочка Катя, мальчик Петя, Человек, Корень-работяга, группа цветов на лугу (Ромашки, Гвоздички, Колокольчики, Вьюнки), Первая семянка, Вторая семянка, семянки, пчелка Жужа, дождевой червячок Землерой.
СОДЕРЖАНИЕ:
Звучит легкая спокойная музыка (классическая или джаз).
СЦЕНА I:
На сцене заранее стоят дети:
1) Солнце с лучами.
2) Полевые гвоздички (1-2 чел.).
3) Ромашки (1-2 чел.).
4) Лиловые колокольчики (1-2 чел.).
5) Полевые вьюнки (группа сцепившихся за руки детей с надписью «вьюнок»).
Чуть вдалеке стоит недовольный Одуванчик.
Автор: Посмотрите, как красиво вокруг! вот словно искорки костра, стоят яркие полевые гвоздички (гвоздички шепчут «хорошо»), кивают Солнцу (на самом деле) белыми головками ромашки (говорят «хорошо»), тихонько вызванивают теплому ласковому ветерку лиловые колокольчики (говорят «хорошо»), вздыхают в сладкой дремоте, прижмурив розовые цветки – граммофончики и обнимают всех своими длинными колючими стеблями, полевые вьюнки. Солнце дарит свои лучи всем цветам и травам!
- Хорошо! (все вместе).
В самом деле, как всем хорошо!
- Ведь светит Солнце, одаривая теплом, дует свежий легкий Ветерок.
Выбегает Ветерок и дует на цветы и травы.
Солнце: Возьми!!
Подходит к одуванчику и дает ему лучи.
Одуванчик: Да не нужны они мне, им свети, я сам как Солнце.
Достает с макушки соцветия
- Вот мои лучи, я сам себе и вам Солнце, ну, берите же, берите.
Цветы и Солнце отворачиваются от одуванчика и уходят.
Солнце: Обиделось я на тебя.
Одуванчик: Переживу. Проживем как-нибудь и без вас.
Пускаются градинки(бумажные комочки), дрожит Одуванчик.
Автор: Стало холодно, темно, посыпались на землю градинки и начали больно бить Одуванчика по его жёлтой голове. Дрожит бедолага от холода, слезы на глаза навернулись, вот-вот зарыдает, а горше всего ему сознавать, что беду-то сам на себя накликал.
Одуванчик: Ой, ой, ой, чего-то я не заметил, как же теперь мне просыпаться без солнечных лучей, ни тепла, ни света, ни поесть, ни поспать, беда, пропадаю.
- Эй, Солнце, Солнце, ну прости меня, неразумного, плохо мне совсем, окоченел и кушать нечего, помираю я, прости!
Солнце: Да ладно, уж, бери. (дарит свои лучи).
Одуванчик: Вот спасибо!
Уходят, обнимаются.
Автор: Но недолго продолжалась идиллия.
Выходит одуванчик, и бегает туда-сюда, выбегает тучка Хмурёшка
с мокрыми носовыми платками, тряпками.
Одуванчик: Ну чего ты разбегалась, да еще и мокрая какая-то, плачешь постоянно, не нравишься ты мне, иди-ка отсюда подобру-поздорову.
Тучка Хмурёшка: Очень ты мне нужен.
Автор: Проходили дни.
- Дождя нет 2 дня, 7 дней, месяц, полтора месяца.
На сцене: Одуванчик и Корень – работяга (лежит на стуле с надписью «почва» рядом с одуванчиком, одной рукой держась за ногу одуванчика, другой держа насос).
Проходят девочка и мальчик, разговаривают друг с другом.
Девочка Катя: Ой, а по математике сегодня, сколько задали, до ночи сидеть.
Мальчик Петя: Да, Елена Николаевна хочет из нас профессоров сделать, наверное.
Девочка Катя: Ой, смотри Петя! - одуванчик.
Мальчик Петя: Да разве это одуванчик? Посмотри шейка тоненькая, голова почти отрывается (отваливается), листья совсем того гляди отлетят, не похож на одуванчик, а может ему плохо?
Уходят. Проходит Календарь.
Автор: Дождя нет полтора месяца, нет очень давно.
Календарь уходит.
- Проходили дни. (Календарь, теряет листы).
- Все было вроде как обычно. Но желтая голова как-то незаметно превратилась в белую, пушистую (меняются ободки). Созревшие детки-семянки надели маленькие парашютики и приготовились к полету (вдалеке от одуванчика группа детей, в том числе Первая и Вторая семянки, надевают рюкзачки и цепляют за руки Одуванчика).
Одуванчик: Дети мои, как я вас люблю и все вы рядом со мной, какое счастье!
Дети тянут Одуванчика (выражение лица Одуванчика озадачено) в разные стороны и говорят:
Первая семянка: Ну папа, нам надо лететь, мы выросли, мы готовы, созрели уже.
Вторая семянка: Папочка, нам пора, ну, сколько можно, в люди не выйти.
Первая и Вторая семянка (вместе хором): Уж, сколько лет, а все около родителей и около родителей.
Одуванчик: Все соки вы у меня выпили, Ветродуй помоги мне, прости меня, детям моим пора уж и в люди выбиваться.
Ветродуй прилетает, касается семянок, они разлетаются, говоря: «Пока, до свидания!»
Две сестрички -семянки играют в салки.
Первая семянка: Сейчас догоню (2-3 раза).
Вторая семянка: Ты салка, ты салка (2-3 раза).
Первая и Вторая семянка вместе: Надоело!!!
Сбрасывают парашютики, одна спотыкается и падает или зацепляется за что-то.
Первая семянка: Ой, а куда это я попала? Асфальт, банки, мусор, песок, камни, битое стекло.
Автор: Выросло из этой семянки хилое, слабое, грустное растение.
Вторая семянка: Какая почва, объеденье, солнца много, света и тепла, и воды.
Автор: И выросла из нее сочная зеленая розетка листьев с золотой головой.
Автор: Один остался отец – одуванчик после того, как разлетелись его семянки-детки. Некоторое время жил тихо, ни с кем не ссорился. Но то ли характер был у него такой вздорный, то ли от скуки, но только опять не удержал он язык за зубами и напустился на пчелку Жужу и дождевого червячка Землероя.
Одуванчик стоит на сцене, около него кружит пчелка Жужа и жужжит.
Одуванчик: Жужа, отстань, все уши мне прожужжала, отстань, говорю.
Жужа: Не отстану, мне нектар твой нужен, меда хочу.
Одуванчик: Лезешь в мои цветки, пьешь нектар, а какой мне от тебя толк? Я прекрасно проживу и без тебя. Забудь дорогу к моим цветкам.
Землерой копошится у ног Одуванчика.
Одуванчик: И этот тут, путается под ногами, землю целыми днями ворошит, все какие-то ходы делает, прошлогодние листья зачем-то таскает. Надоел ты мне.
Жужа и Землерой берутся за руки и говорят: «Пойдем от него и братьям своим и сестрам скажем, чтобы и близко к нему не подползали и не подлетали».
Уходят.
Автор: Миновал месяц, Одуванчик подурнел, цветки увяли, краски поблекли, а деток-семянок у него так и не появилось, ведь пчелы не опылили его цветов. Корни Одуванчика задыхались без воздуха, с трудом продвигаясь между комочками земли в поисках воды, не хватало им и питательных веществ, а как бы здесь помог Землерой, взрыхлив и удобрив почву. Одуванчик с каждым днем худел и чах.
Одуванчик: Землерой, Жужа, простите меня, не могу я без вас жить,
возвращайтесь.
Жужа, Землерой: ХО – РО - ШО! (хором).
Автор: Наконец-то одуванчик счастлив! (Выходит Одуванчик).
- Каждый день появляется солнце, даря свет и тепло земле, листьям и цветкам одуванчика (появляется Солнце).
- Дождь орошает почву, доставляя влагу корням растений, омывая листья и цветы.
- Трудолюбивая пчела перелетает с цветка на цветок, опыляя их (появляется Жужа).
- Землерой в земле копошится, трудится, создавая все условия для жизни растений (появляется Землерой).
- Это ли не счастье!
Одуванчик: Да, я наконец-то счастлив!
- Все-то у меня хо-ро-шо. (почти шепотом).
Человек подходит к Одуванчику и пытается сорвать его, прижимает ботинком лист ладошку и тянется к тонкой шее.
- А-а! Одуванчик?
- Какой хорошенький, желтенький, свеженький!
Одуванчик: Не губи меня, Человечище!
- Я ведь все для тебя. Вот на возьми, мед тебе, Жужа принесла, а нектар-то мой; вот тебе от нее же и варенье.
- А вот лекарство, настоянное на моих корнях и листьях.
- Вот салатик из моих молодых зелененьких листочков.
- А вдохни-ка поглубже, чувствуешь, кислород пошел в твои легкие, а все я.
Звучит классическая музыка.
Одуванчик выходит вперед и гордо читает:
- Я гордый и выносливый, ничего не требую от тебя, - мне одинаково хорошо и на солнышке, и в тени. Я живу даже там, где не могут выжить другие растения, и все равно каждый год встречаю весну. Исчезну я, останется лишь голая Земля. Ты, Человек, пришел сегодня в гости в мой дом, так не разрушай его, не делай мне больно! Здесь ты Великан по сравнению со мной, а великаны всегда были добрыми. Дом мой хрупок и беззащитен, и любым неосторожным, опрометчивым поступком ты его можешь сломать. Если ты пришел в мой дом как добрый гость, а гостям мы всегда рады, ты не волен, в нем распоряжаться по-своему, а, помня о добре, должен уважать жизнь этого дома.
Одуванчик: Будем друзьями!
Человек: Будем!
Пожимают друг другу руки.
Поклон.
Конец.
Литература:
1. Амет – Уста З.Р. Сказка в экологическом воспитании детей. – Симферополь.: Человек – Природа – Общество: Теория и практика безопасности и жизнедеятельности, экологии и валеологии, 2019. – №5 (12). – С. 92 – 95
2. Мартынова Л.Н. Теория технологии экологического образования детей. – Елец: Елецкий государственный университете им. И.А. Бунина, 2020. – 90 с.
3. Мороз А.М., Мороз Р.М., Жалялетдинова А.Р. Экологическая сказка, как средство формирования культуры обучающихся. – М.: Известия Института педагогики и психологии образования, 2021. – №1. – С.132-137
4. Павлова Е.П, Максимова А.П. Педагогический потенциал народных сказок в формировании экологической культуры младших школьников. – Горно-Алтайск.: Мир науки, культуры, образования, 2020. – №5 (84). – С. 73 – 75
5. Попова С.В. Формирование первоначальных экологических -представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами авторской сказки. – Саратов.: Форум молодых ученых, 2019. – №4 (32). – С. 854 – 858.
Конспект во вложении (pdf, 292 Kb)
Скачать вложение