Животные осенью
Автор: Сахарова Светлана Ивановна, Кузнецова Майя Викторовна, воспитатели ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»», г.РязаньКонспект занятия по формированию элементарных представлений о природном мире (в рамках воспитательной работы) у детей разновозрастной группы (13-16лет) с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью (вариант2)) и РАС (Расстройства аутистического спектра)
Аннотация
Конспект занятия «Животные осенью» по формированию элементарных представлений о природном мире у детей разновозрастной группы (13-16лет) с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью (вариант2)) и РАС (Расстройства аутистического спектра). Данное занятие является закрепляющим в цикле занятий по формированию у детей элементарных представлений о животном мире, о связи изменений в жизни животных с изменениями в неживой природе и в мире растений. Занятие проводится во второй половине дня (в рамках воспитательной работы).
Целью занятия является обобщение элементарных знаний обучающихся об изменениях в жизни животных осенью. Занятие направлено на развитие у детей потребности в бережном и трепетном отношении к живой и неживой природе, на формирование у детей познавательного интереса, развитие памяти, речи и навыков коммуникации. Предварительная работа направлена на воспитание доброты, трудолюбия, уважения и позитивного отношения к окружающему миру. Материал подобран с учетом умственных и физических особенностей детей.
Конспект занятия «Животные осенью»
Цель: обобщить и систематизировать знания об осени, осенних явлениях и жизни животных осенью.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать развитию коммуникативных навыков с помощью вербальных и невербальных средств общения.
2. Способствовать формированию умений передавать характер и образы персонажей средствами выразительности (мимика, жесты, пластика).
3. Упорядочить знания детей об осени, ее характерных признаках, сезонных изменениях.
Коррекционные:
1. Способствовать коррекции психических функций(памяти, мышления, внимания), эмоционально – волевой сферы, корригировать зрительное восприятие при рассматривании картинок с изображением животных.
2. Способствовать развитию интереса к объектам природы, расширение кругозора и элементарных представлений детей об изменениях в жизни зверей и птиц осенью.
3. Способствовать развитию речи, путём включения детей в беседу, обогащать словарный запас детей, развитию эмоциональной сферы через выражение своих чувств, двигательной активности и пространственной ориентации.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к жизни животных, позитивное отношение к окружающему миру.
2. Воспитывать умение слушать высказывания воспитателя и товарищей.
Предварительная работа: рассматривание картин об осени; чтение художественной литературы по теме; наблюдение за листопадом во время прогулок, осенними изменениями в природе; прослушивание стихов, музыки.
Словарная работа: перелётные, зимующие, кочующие, линька, спячка.
Оборудование: картинки с изображением осени, кормушки, птиц и животных (нарисованы ранее детьми и заламинированы), клей, вата, «Пазлы-картинки».
1. Организационный момент
Становимся в круг (настрой на работу, на хорошее настроение).
Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель: Покажите мне ваше хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, внимательно слушать воспитателя и говорящих детей, не перебивать.
2. Настрой детей на работу
Воспитатель: Послушайте стихотворение. Можно закрыть глаза и попробовать представить картинку…
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают-прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
(К. Д. Бальмонт)
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Осень.
3. Сообщение темы занятия
Воспитатель: На сегодняшнем занятии мы поговорим об осени и об изменениях в жизни животных осенью.
По каким приметам вы догадались, что в стихотворении говорится об осень?
Дети: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.
Воспитатель: Какие приметы осени ещё вы знаете? (дети называют )
Воспитатель: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Дети: Мало света, тепла
Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.
Воспитатель: Ребята! Вся ли осень одинаковая?
Дети: Нет
Воспитатель: Какая бывает осень?
Дети: Ранняя и поздняя?
Воспитатель: Что бывает ранней осенью?
Дети: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы собираются в стаи и т.д.
Воспитатель: Что бывает поздней осенью?
Дети: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише. Тише, тише. Деревцо все выше, выше. (Дети показывают руками и телом все действия – качаются, приседают, тянуться вверх)
Воспитатель: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? Соберем картинки и узнаем!
Игра: «Собрать картинки по типу пазл.» (Еж, заяц, лиса, медведь, волк)
Цель игры: закреплять умение составлять из частей целое.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, чем эти животные занимаются осенью в лесу. Отгадайте, о ком сейчас нам расскажут.
Нет ушей, не видно ножек,
Шар в колючках – это ….(ежик)
(Старшие дети(16лет) с картинками животного выходят и рассказывают о нем, имитируя голосом.)
Ёж: «Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я наслаждался дарами природы и хорошей погодой, а теперь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве.»
Воспитатель: Новая загадка: Его зовут - косолапый. Зимою спит и сосет лапу.
(Старшие дети (16лет) с картинками животного выходят (показывая, как двигается медведь) и рассказывают о нем)
Медведь: «Закружился листопад в лесу, пора пришла и мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.»
Воспитатель: Следующая загадка:
Хитрая плутовка рыжая головка.
Хвост – краса! А зовут ее….(лиса)
(Старшие дети (16лет) с картинками животного выходят и рассказывают о нем, имитируя голосом.))
Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Воспитатель: А эту загадку отгадайте: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?.....(волк)
(Старшие дети (16лет) с картинками животного выходят и рассказывают о нем, имитируя голосом.)
Волк: «Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.»
Воспитатель: Угадайте, о ком это.
Летом – серый, зимой – белый!
(Старшие дети(16лет) с картинками животного выходят и рассказывают о нем, имитируя голосом)
Заяц:«Осенью я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.»
Воспитатель: Поможем нашему зайке поменять шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мёрзнет.
4. Практическая работа: «Поможем зайке поменять шубку»
Работа в парах (старший-младший (13-16лет)). Наклеивание белой ваты на картинку «Заяц».
5. Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас отдохнём.
«Лебеди летят, крыльями машут. /плавные движения руками, наклоны вперед/
Метнулись над водой. /стоят прямо/
Качают головой. / вытянуть шею/
Прямо и гордо умеют держаться. /стоят прямо/
Очень бесшумно на воду садятся. /бесшумно приседают/
Воспитатель: Ребята, почему осенью не слышно весёлых птичьих голосов?
Дети: Птицы певчие улетели в тёплые края
Воспитатель: Почему они от нас улетели?
Дети: Стало холодно и голодно
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?
Дети: Перелётные
Воспитатель: Назовите этих птиц?
Дети: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На шесте веселый дом с круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поет отец - он и летчик, и певец….(скворец)
Рассказ про скворца. (Старшие дети (16лет) с картинкой птицы выходят и рассказывают о ней)
«Скворец– красивая птица с блестящим черным оперением. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный у самки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает пению других птиц.»
Воспитатель: А скворец относится к каким птицам?
Дети: Скворец – перелетная птица и прилетает к нам весной.
Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Дети: Сорока, ворона, воробей, клёст, и т.д.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Я вчера гулял в пургу, видел веточку в снегу.
А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик?...(снегирь)
Рассказ про снегиря. (Старшие дети (16лет) с картинкой птицы выходят и рассказывают о ней)
«Снегирь – красногрудый красавец, украшение бескрайних белоснежных просторов. Эта птица всегда с нами рядом. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 6-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день!»
Воспитатель: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири -это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие?
(Если кто-то сможет ответить, то выслушать ответ ребенка.)
Воспитатель: Кочующие, потому что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в прохладе, даже в холоде.
6. Игра "Помести птицу в свой дом"
Цель игры: закрепить знания детей о различных видах птиц и местах их обитания.
Воспитатель: Ребята, где живут птицы?
Дети: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.
Воспитатель: Соедините линиями, птицу и ее дом.
7. Практическая работа.
Воспитатель: Чтобы птицам в холода было не голодно, мы им смастерим кормушку.
- Собираем кормушку для птиц (картинка из частей, по типу пазл)
8. Итог занятия
Воспитатель: Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось? Что узнали интересного?
9. Релаксация
Воспитатель: Спасибо вам за работу.
- Давайте выставим наши работы на полочку, чтобы их могли все видеть.
- Выберите себе по смайлику за работу!
Литература
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405965157/ (Дата обращения 12.02.2025г.)
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 2класс, 1часть. – М.: Просвещение, 2023. – 160 с.
Конспект во вложении (pdf 215KB)
Скачать вложение