Инклюзивное образование в системе дополнительного образования: опыт работы с инвалидами по слуху
Автор: Грошев Петр Тимофеевич, старший тренер-преподаватель по греко-римской борьбе среди инвалидов по слуху высшей квалификационной категории СДЮСШОР «Антей»; Мирошина Елена Николаевна, доцент кафедры ТОВиДО РИРО
Обобщение педагогического опыта старшего тренера-преподавателя по греко-римской борьбе среди инвалидов по слуху высшей квалификационной категории СДЮСШОР «Антей» Грошева Петра Тимофеевича подготовлено Мирошиной Е.Н., доцентом кафедры ТОВиДО РИРО.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Как показала практика, большинство тренеров-преподавателей, работающих со спортсменами-инвалидами, выделяют следующие факторы, потенциально влияющие на развитие инклюзивных процессов в спорте:
1. Желание и осознанный выбор заниматься спортом самого человека с инвалидностью.
2. Желание и готовность тренера (часто обусловленные его человечностью и профессионализмом) принять в обычную секцию людей с инвалидностью.
3. Информированность родителей о возможностях спорта не только в комплексной реабилитации, но и в развитии жизненной активности их детей.
4. Наличие специалистов, прошедших соответствующую подготовку или переподготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с этой категорией в условиях обычной спортивной секции.
5. Доступность и оснащенность приспособленным оборудованием.
Иногда для включения будущего спортсмена достаточно его обоснованной мотивации и доброй воли тренера. Так было у Грошева П.Т. еще в 1999 году, когда к нему на занятие привели Воронова Алексея – инвалида по слуху, который изъявил сильное желание заниматься греко-римской борьбой. Алексей стал чемпионом России в 2005 году и заслужил звание «Мастер спорта России», в 2007 году стал серебряным призером чемпионата Европы, а в 2009 году – участником XXI летних Сурдлимпийских игр, которые прошли в столице Тайваня городе Тайбэй. Это был первый опыт Петра Тимофеевича в работе с инвалидами по слуху. В дальнейшем он стал осуществлять набор слабослышащих и глухих детей для занятий греко-римской борьбой в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №18
г. Рязани. И первые шаги в спорте дети-инвалиды делали в своей школе.
Для работы с такими детьми Грошев Петр Тимофеевич овладел жестовой азбукой. Его практическая деятельность потребовала знаний об основном дефекте здоровья воспитанников, проявлениях этого дефекта, сопутствующих заболеваниях и вторичных отклонениях, медицинских показаниях и противопоказаниях к тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, необходимо было знать состояние сохранных функций. Его задача состояла еще и в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики, осуществляемых врачом и психологом, и на основе этих данных планировать подготовку спортсменов-инвалидов, методы и средства коррекции, развития физических качеств и восстановления в учебно-тренировочном процессе.
На отделение борьбы в группы начальной подготовки зачислялись дети-инвалиды в возрасте 10 лет, желающие заниматься спортом, с соответствующим допуском врача и не имеющие абсолютных противопоказаний к занятиям греко-римской борьбой, т. е. не имеющие слуховых имплантантов.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки первого года обучения не превышала 1-го академического часа, в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-тренировочных группах – 2-х академических часов. В таблице 1 приводятся режимы учебно-тренировочной работы, минимальный возраст для зачисления и требования по спортивной подготовленности.
Полный вариант статьи во вложении (doc,110KB)
Как показала практика, большинство тренеров-преподавателей, работающих со спортсменами-инвалидами, выделяют следующие факторы, потенциально влияющие на развитие инклюзивных процессов в спорте:
1. Желание и осознанный выбор заниматься спортом самого человека с инвалидностью.
2. Желание и готовность тренера (часто обусловленные его человечностью и профессионализмом) принять в обычную секцию людей с инвалидностью.
3. Информированность родителей о возможностях спорта не только в комплексной реабилитации, но и в развитии жизненной активности их детей.
4. Наличие специалистов, прошедших соответствующую подготовку или переподготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с этой категорией в условиях обычной спортивной секции.
5. Доступность и оснащенность приспособленным оборудованием.
Иногда для включения будущего спортсмена достаточно его обоснованной мотивации и доброй воли тренера. Так было у Грошева П.Т. еще в 1999 году, когда к нему на занятие привели Воронова Алексея – инвалида по слуху, который изъявил сильное желание заниматься греко-римской борьбой. Алексей стал чемпионом России в 2005 году и заслужил звание «Мастер спорта России», в 2007 году стал серебряным призером чемпионата Европы, а в 2009 году – участником XXI летних Сурдлимпийских игр, которые прошли в столице Тайваня городе Тайбэй. Это был первый опыт Петра Тимофеевича в работе с инвалидами по слуху. В дальнейшем он стал осуществлять набор слабослышащих и глухих детей для занятий греко-римской борьбой в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №18
г. Рязани. И первые шаги в спорте дети-инвалиды делали в своей школе.
Для работы с такими детьми Грошев Петр Тимофеевич овладел жестовой азбукой. Его практическая деятельность потребовала знаний об основном дефекте здоровья воспитанников, проявлениях этого дефекта, сопутствующих заболеваниях и вторичных отклонениях, медицинских показаниях и противопоказаниях к тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, необходимо было знать состояние сохранных функций. Его задача состояла еще и в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики, осуществляемых врачом и психологом, и на основе этих данных планировать подготовку спортсменов-инвалидов, методы и средства коррекции, развития физических качеств и восстановления в учебно-тренировочном процессе.
На отделение борьбы в группы начальной подготовки зачислялись дети-инвалиды в возрасте 10 лет, желающие заниматься спортом, с соответствующим допуском врача и не имеющие абсолютных противопоказаний к занятиям греко-римской борьбой, т. е. не имеющие слуховых имплантантов.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки первого года обучения не превышала 1-го академического часа, в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-тренировочных группах – 2-х академических часов. В таблице 1 приводятся режимы учебно-тренировочной работы, минимальный возраст для зачисления и требования по спортивной подготовленности.
Полный вариант статьи во вложении (doc,110KB)
Скачать вложение