РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Инновационная деятельность школы в условиях цифровизации образования: из опыта работы региональной инновационной площадки «Взаимосвязь печатных и электронных форм учебников для достижения планируемых результатов ФГОС НОО»

Автор: Миловзоров А.В., проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности РИРО, научный руководитель площадки; педагогический коллектив МБОУ «Школа № 8»: Игнатова О.А., директор, к.п.н.; Рудная Н.Ю., заместитель директора по УР; Гребнева О.Н.; Кобылян Л.Л.; Сидорова О.В.; Преснякова С.А. – учителя начальных классов

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, активного внедрения цифровых образовательных технологий перед школой стоит задача – обеспечить достижение новых образовательных результатов, связанных с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Это значит, что школа должна сформировать такие качества и свойства личности, которые помогли бы ученику самостоятельно действовать и добывать знания, преобразовывать знания в опыт практической деятельности, помогали бы ему самостоятельно ориентироваться в многочисленных потоках информации и работать с этой информацией, выстраивать эффективные коммуникации. Очевидно, что необходима современная образовательная среда (средства и технологии обучения), которая бы сделала образовательный процесс максимально интересным, деятельностным и результативным относительно формирования ключевых компетенций и обучающихся, и педагогов. Одним из способов формирования подобной среды является обучение с использованием электронных средств, которое трансформирует учебный процесс в деятельностную среду, одновременно обеспечивающую познавательную активность обучающихся в получении нового знания и формирование универсальных учебных действий – таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач.
Педагоги МБОУ «Школа №8» с 2016 года включились в апробацию использования электронных форм учебников (ЭФУ) в урочной и внеурочной деятельности средствами УМК «Перспективная начальная школа» (издательство Академкнига/Учебник), а в 2017 году школе присвоен статус региональной инновационной площадки по данной теме. Актуальность данного проекта для школы обусловлена рядом существующих противоречий: между оснащенностью школы современным интерактивным оборудованием и недостаточно эффективным его использованием в образовательном процессе; необходимостью формирования новых профессиональных компетенций учителя (учитель-тьютор, учитель-модератор; технологическая, проектировочная, исследовательская компетенции) и недостаточным уровнем мотивации к смене сложившихся традиций в преподавании; активным использованием обучающимися современных технических средств коммуникации для общения и развлечений и, в меньшей степени, для образовательных целей; новыми требованиями к результатам образования и применяемыми традиционными формами и методами организации образовательной деятельности.
Все вышеперечисленное поставило перед педагогическим коллективом цель совершенствования образовательной среды школы, отвечающей требованиям современной образовательной ситуации и обеспечивающей качество образовательных результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Средством достижения цели стала апробация и внедрение в образовательный процесс электронных форм учебников. К задачам проекта также относим: создание условий (нормативно-правовых, организационно-методических, кадровых) для внедрения ЭФУ в образовательный процесс школы наряду с печатными формами; обеспечение интеграции электронных форм учебников в информационно-образовательную среду школы; повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ-технологий, применении электронного образовательного контента; совершенствование форм и технологии проведения современного урока (внеурочной деятельности) посредством взаимодействия электронных и печатных форм учебников; повышение эффективности организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности обучающихся с применением электронных форм учебников, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий; оценивание эффективности образовательного процесса с использованием электронных форм учебников наряду с печатными.
Включаясь в реализацию данного проекта, мы опирались на ряд нормативно-правовых документов. Так, в Федеральном Законе №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» среди средств обучения и воспитания наряду с печатными учебными пособиями отмечены электронные образовательные и информационные ресурсы. Их использование становится особенно актуальным при реализации дистанционных образовательных технологий. ФГОС обязывает образовательную организацию иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах. С 1 января 2015 года все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, должны быть представлены как в печатной, так и в электронной формах (письмо Минобрнауки от 02.02.15 «О федеральном перечне учебников»). Следовательно, необходимость обучения педагогов и обучающихся методам использования ЭФУ не вызывает сомнений.
Однако, данный процесс связан с определенными рисками. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» здоровьесбережение выделено в приоритетную задачу (ст.41). Поэтому на особый контроль взято выполнение СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения».

Таблица 1.

Зависимость времени использования электронных устройств от возраста обучающихся

Класс

Использования (непрерывное) компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках*

Работы (непрерывная) обучающихся непосредственно с интерактивной доской*

Суммарное использования интерактивной доски на уроках

Соблюдение гигиенически рациональной организации урока

1-2

не более 20 минут

не более 5 минут

не более 25 минут

оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренажер

3-4

не более 25 минут

 

 

не более 30 минут

5-6

не более 30 минут

 

не более 10 минут

7-11

35   минут

*С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Как подготовить урок с использованием ЭФУ?

Сформулировав тему, цели урока, спланировав этапы урока для решения поставленных задач, проанализировав материально-техническое оснащение класса, необходимо выбрать модель использования электронных учебников и пособий на данном уроке.

Таблица 2.

Модели использования ЭФУ на уроках

Формы работы

Формы использования ЭФУ

Количество устройств

Количество лицензий ЭФУ

Фронтальная *

Мультимедийная система

АРМ

               1

Смешанная**

               1 и 3

1 и 4…

      1-30 + АРМ

1-30

Групповая ***

Устройства + мультимед. система

      1-15 + АРМ

1-15

Индивидуальная

Мобильный класс:

1 устройство=1 ученик

25-30

25-30

Самостоятельная (дистанционная)

Индивидуальное устройство

1

    1

* Фронтальная работа (требуется минимальное материально-техническое оснащение: компьютер учителя, проектор, желательно интерактивная доска в классе, ЭФУ только у педагога). Данная модель повышает наглядность, экономит времени педагога за счет ЭОР, содержащихся в ЭФУ. Беседу с учащимися учитель может сопровождать интерактивными фотографиями, рисунками, схемами, видеороликами и анимацией.
**Смешанная модель (требуются индивидуальные устройства-ноутбуки, планшеты) чаще применяется при обучении учащихся работе с ЭФУ, когда учитель демонстрирует возможности и приемы работы с ЭФУ на интерактивной доске, а обучающиеся выполняют пробные действие на индивидуальных устройствах. 
**Групповая модель используется при организации работы в группах, в том числе используя прием «смена рабочих зон»
***Индивидуальная модель позволяет обучающемуся, просмотрев материал, сформулировать собственные цели для достижения результатов в освоении изучаемой темы, а также провести контроль полученных знаний.
****Дистанционная модель дает возможность получения знаний в любом месте, в любое удобное время, в том числе для учащихся с ограничениями по здоровью.
Далее, исходя из типа урока в системе изучения материала, педагогу необходимо оценить обоснованность применение тех или иных ресурсов ЭФУ. Так, урок предъявления новых знаний можно дополнить мультимедийными ресурсами, а при формировании первичных навыков ценны интерактивные ресурсы. Издательство Академкнига/Учебник предлагает широкий спектр изданий в электронной форме: учебники, тетради для самостоятельных работ, тренажеры, тесты, аудио диктанты, тетради по подготовке к ВПР и др. На разных этапах урока правомерно использование одного из перечисленных типов ресурсов: учебник - на этапе первичного восприятия нового материала, тетрадь для самостоятельной работы - на этапе закрепления, тренажеры - при обобщении и систематизации знаний. Пример урока с использованием ЭФУ представлен в Приложении 1.

В ходе реализации проекта педагоги школы отметили положительные моменты использования ЭФУ в целом для образовательного процесса:
1. Повышение интереса и мотивации обучающихся.
2. Индивидуализация обучения (в помощь обучающимся-визуалам – фотогалереи, видеофрагменты, текстовая информация, аудиалам – звуковое сопровождение, кинестетикам – интерактивные задания, виртуальные лаборатории, работа с клавиатурой).
3. Формирование механизмов самоконтроля и самооценки, что делает процесс обучения осознанным на каждом его этапе.

Хотелось бы отметить образовательные возможности ЭФУ для отдельных предметов курса начальной школы.

На уроках русского языка:
1. Систематическое обращение к интерактивным словарям как механизм формирования филологической культуры (толковый, орфографический, обратный-грамматический, орфоэпический, происхождения слов).
2. Интерактивные тренажеры по русскому языку становятся инструментом обучения и контроля. Отмеченные «плюсы»: орфографические умения отрабатываются, не тратя время на запись; используем самопроверку; выполнять задание можно любое количество раз.
3. Аудиодиктант можно использовать в рамках индивидуальной и групповой работы.

На уроках литературного чтения:
1. Использование интерактивного маркирования в целях формирования умений анализировать текст. Практика проведения урока литературного чтения с использованием ЭУ показывает, что ресурс используется не как иллюстративный материал, а для решения предметных задач, для обучения разным видам чтения: поисковому, изучающему. Да, на начальном этапе подготовки к восприятию текста может использоваться мультимедийный ресурс (фрагмент мультфильма, интерактивная вставка «Музейный дом»), но после анализа произведения, на этапе обобщения, применяем технологию смыслового маркирования текста, что помогает продвинуться в умении анализировать текст.
2. Рабочие тетради помогают организовать самостоятельность в работе - каждое упражнение интерактивно и снабжено механизмом моментальной или отсроченной проверки.

На уроках математики:
Работа с интерактивными схемами, диаграммами помогает обучающимся осваивать разные способы изображения и наглядного представления разнообразных данных, что является необходимым практико-ориентированным умением в дальнейшей жизни.

На уроках окружающего мира:
Особый интерес представляет работа с интерактивными картами, которые развивают способность к масштабному и целостному взгляду на мир, являясь особым языком, инструментом интерпретации природных и общественных явлений.

Использование электронных форм учебников УМК «Предшкола нового поколения»
Отдельные этапы занятий в Школе будущего первоклассника организовывались с использованием электронного устройства (девайса), наполненного содержанием УМК «Предшкола нового поколения» (издательство Академкнига/ Учебник). Программа электронного курса ориентирована на формирование самых важных универсальных учебных действий, которые будут необходимы в начальной школе:
- восприятия текста на слух;
- удержания задания в памяти;
- следования инструкции;
- поиска нужного места на странице или картинке;
- поискового пролистывания назад и вперед;
- понимание языка условных обозначений.

Педагогами школы отмечены положительные моменты использования электронного устройства. Девайс создает условия для формирования тонкой моторики ведущей руки: дошкольник пользуется стилусом, прописывая цифры, буквы и слоги, рисуя и раскрашивая. Плюсом электронного устройства является то, что оно позволяет ребенку неоднократно выполнять каждое действие, добиваясь полного успеха; выборочно продвигаться только по тем направлениям в рамках каждого пособия, которые ему интересны. Результаты всех своих действий ребенок сможет сразу же проверить, исправить и сохранить для демонстрации учителю и родителю. «Электронная Предшкола» рассчитана как на читающего, так и не читающего ребенка. Нечитающему ребенку она дает возможность воспринимать все задания на слух и самостоятельно продвигаться внутри каждого пособия.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что в условиях активных социально-экономических изменений, связанных с цифровизацией, в том числе цифровой трансформацией Рязанской области, когда экспертами Всемирного экономического форума в Давосе, специалистами московской школы «Сколково» и «Агентства стратегических инициатив» называются профессии будущего (сити-фермеры, сетевой врач, строитель «умных дорог», менеджер космотуризма и др.), считаем очень важным развивать цифровые компетенции детей, начиная с младшего школьного возраста. Чтобы достигнуть новых планируемых результатов, педагогам нужно успевать за темпами требований современного образования, нужно научиться жить в мире современной дидактики - дидактики, использующей ЭФУ. Надеемся, что накопленный опыт, а также разработанные методические материалы по применению цифровых технологий на уроке и во внеурочной деятельности позволят не только обогатиться новыми приемами и методами, но и найти «золотую середину» - грамотно использовать смарт-технологии и сберечь здоровье детей.

Список используемой литературы:
1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010г. №1815-р.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями).
4. Всемирный экономический форум в Давосе обозначил основные риски человечества //Газета.ру https://www.gazeta.ru/business/2019/01/22/12137809.shtml. 
5. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.
6. Молокова А. В. Электронные учебные материалы для начальной школы: справочно-метод. пос. /А.В. Молокова, Т.В.Осколкова; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. –Новосибирск: НГУ, 2003– 32 с.
7. Материалы сайта издательства Академкнига/Учебник https://shop-akbooks.ru.
8. Материалы сайта корпорации Российский учебник https://rosuchebnik.ru.

Тезаурус.
Электронная форма учебников – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Электронный девайс – это устройство, в которое закачан контент. Мы его применяем для школы будущего первоклассника и учащихся начальной школы – он позволяет научить ребенка читать (повторяет за диктором), начертание букв и цифр на интерактивном экране (до тех пор происходит пока у ребенка не получится результат). Оптимальный результат достигается за счет смены видов деятельности, дозированности использования, включения в игру, развития навыков самоконтроля (много плюсов имеет девайс).
Мультимедийные элементы – различные видеоролики, аудиозаписи, словари, размещенные в ЭФУ.
Интерактивные ссылки - интерактивные карты, задания с возможностью оценки результатов (тесты, тренажеры).
Свойства ЭФУ: функционируют без подключения к сети Интернет; приложение бесплатно и позволяет воспроизводить учебники в электронной форме на любых типах устройств с операционными системами Windows, Android и iOS; оперативная навигация с условными обозначениями (интерактивные ссылки).
Приложение к статье во вложении (doc, 58Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru