РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Рекомендации по работе с терминами и понятиями на уроках обществознания

Автор: Крылова Оксана Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа 44» г. Рязани

Работа с терминами и понятиями в процессе подготовки к ГИА по обществознанию продолжает оставаться актуальной. Во время государственной итоговой аттестации проверяется уровень усвоения важнейших понятий социальных наук. Выпускники должны уметь раскрывать смысл основных понятий, различать существенные и несущественные признаки, использовать термины для оценки социальных явлений и при изложении собственных суждений. Однако, простое зазубривание не дает желаемого результата.

Работу над формированием понятий необходимо начинать с углубления знаний о том, что такое понятие и термин вообще и чем они отличаются. Это можно сделать на внеурочных занятиях по или во время изучения темы «Познание». Термин — это слово или словосочетание, обозначающее определенное понятие. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Раскрывается содержание понятия с помощью логической операции, которая нам хорошо известна, как определение понятия. Таким образом, для того чтобы сформировать понятие необходимо составить его определение, т. е. перечислить общие и существенные признаки предмета. Различать которые можно научиться с помощью простой сравнительной таблицы.

Самый распространенный способ формирования понятий – определение через родовой признак и видовое отличие, но при составлении подобных определений часто возникает проблема, с чего начать определение, т.е. какое слово следует после слова это. Можно предложить ученикам перечень слов, которые помогут выполнить данное задание. Например: характеристика, дисциплина, система, группа, элемент, способность, форма, состояние, совокупность, вид, процесс, организация и др. С помощью схемы — алгоритма завершим составление определения: понятие — это … (находим подходящее слово из предложенного списка - «форма» мышления — т. е. называем общий признак), и переходим к существенным признакам - которая (отражает, характеризует, содержит, объединяет, регулирует), в нашем случае отражает предметы в общих и существенных признаках. Однако наиболее результативным для учащихся является понимание содержания понятия, что требует более тщательной и продуманной работы.

К основным логическим приемам формирования понятий относятся: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятие).

С помощью данных логических средств составим определение понятия «государство». Предлагаем учащимся назвать по одному — два слова, связанных с понятием «государство». Записываем все варианты на доске, получаем: народ, население, флаг, герб, территория, власть, казна, налоги, закон, управление, правительство, президент, суверенитет, независимость, границы, собственность, суд. Выделяем из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т. е. такие признаки, без которых понятие не сможет существовать: управление, население, территория, власть, закон, налоги, суверенитет. Выделенные признаки обобщаем и вводим определение понятия государство — форма организации политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией на взимание налогов, легальное насилие и принятие законов.

В методической литературе выделяют разнообразные методы формирования понятий: индуктивный, дедуктивный, ассоциативный, иллюстративный и другие.

Индуктивный метод

Индуктивный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению. Образование понятий происходит в следующей последовательности: учащиеся знакомятся с различными объектами некоторого класса, фактами, проблемами; выделяют их особенности; находят общие признаки и различия; обобщают свойства объектов в соответствующее понятие. С помощью алгоритма индуктивного метода составим определение понятия «брак». Рассмотрим проблему регистрации брака в современном обществе и во время обсуждения сравним основные виды брака, взвесим недостатки и преимущества каждого вида и придем к выводу о необходимости государственной регистрации брака и правовом регулировании семейных отношений. Для выделения существенных признаков понятия «юридический брак» изучим ст.1 СК РФ и заполним таблицу с данными признаками.

Линия сравнения

Характеристика понятия

Чем характеризуется этот союз?

Добровольный союз

Кто может заключить брак?

Мужчина и женщина

Кому принадлежит главная роль в этом союзе?

Cоюз равноправный, вопросы решаются

по взаимному согласию

Какова цель союза?

Создание семьи

Какой брак признает государство?

Государство признает только зарегистрированный брак

Выделенные признаки обобщаем и вводим определение понятия: брак – это оформленный в законном порядке свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, в результате которого возникают взаимные права и обязанности супругов. Применяем данное понятие для окончательного решения проблемы регистрации брака.

Дедуктивный метод

Рассмотрим дедуктивный метод формирования понятий, данный метод предполагает рассуждение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от родового понятия к видовому. Этот способ используется, когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия учителю не на что опереться. Желательно, чтобы учащиеся постепенно привыкали к термину или понятию. Учитель сначала вводит его, не требуя от учеников обязательного запоминания, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание. Ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Сформируем с помощью дедуктивного метода понятие «общество». Раскрываем содержание понятия общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, исторически развивающаяся совокупность человечества в его прошлом, настоящем и будущем, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Выделяем и анализируем ключевые признаки понятия:

1) часть материального мира (вещественный мир);

2) историческое развитие (изменение во времени);

3) совокупность человечества (единство и взаимосвязь всех людей);

4) называем способы взаимодействия и формы объединения людей (игра, совместная работа, соперничество, общение в семье, школьном классе, трудовом коллективе, политической партии и т.д.)

Заключительный этап работы над понятием предполагает установление характера обозначенных признаков, что позволит выявить связи и взаимодействия между ними. По правилам логики суть термина раскрывается от общих признаков к необходимым, а затем к отличительным.

Применяем понятие для работы с текстом отрывка из книги П.А.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», в котором находим существенный признак общества, выделенный автором, затем объясняем, почему совокупность изолированных друг от друга индивидов не является обществом.

Обязательно закрепляем новое понятие сразу на уроке, на следующем уроке на этапе повторения и потом примерно через два урока с помощью заданий первой и второй части КИМов. Это задание №1 на соответствие видовых понятий родовому понятию, задания на различие существенных и несущественных признаков понятия и использование понятийного аппарата для оценки социальных явлений (задания №2, 4, 5, 7, 8, 10, 14), задание №3 на установление соответствия элементов нескольких множеств, задания на сравнение существенных признаков видовых понятий (задание №11), задание №18 на умение самостоятельно раскрывать смысл обществоведческих понятий и объяснять существующие между ними связи.

Систематическая понятийная работа должна пронизывать весь процесс обучения. Её цель – научить школьников применять термины и понятиями на уроке, в дискуссиях, рассуждениях, во время работы с научным текстом, что способствует развитию эрудиции и качественной подготовки к ГИА.

Список литературы и ресурсов

1. Семейный кодекс Российской Федерации. - М: Издательство «Омега-Л», 2023-61 с.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. - Изд. 5-е, - М: Юрист, 2024. - 256 с.

3. Котова О. А. Лискова Т. Е. ЕГЭ 2024. Обществознание: 30 типовых экзаменационных вариантов. - Изд. Национальное образование, 2024.

4. Поселенов А. В. Приемы работы над усвоением содержания понятий на уроках обществознания // Инновационная наука. – 2021, с. 114 - 117.

5. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2024 / [Электронный ресурс] // ФИПИ : [сайт]. — URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 11.06.2024).

6. Яковлева Л.А. Работа с понятиями на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/03/07/rabota-s-ponyatiyami-na-urokah-istorii-i-obshchestvoznaniya (Дата обращения: 09.06.2024г.)

Статья во вложении (pdf 140RB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru