Разработка инновационной модели развития и сопровождения одаренных детей в образовательной организации
Автор: Майорова Татьяна Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО "РИРО", г. Рязань,По материалам из опыта работы МБОУ «Школа № 66»
Выявление и развитие одаренных детей – одна из важнейших задач современного образования, обозначенная в ряде документов. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 [2], отмечена важность обеспечения «условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей» (2; глава III, п.2). Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 № 497 [3], в качестве одного из направлений обозначает «создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся…» (3; задача 3, мероприятие 3.4). В ней также подчеркивается необходимость поддержки одаренных детей и молодежи, создания условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны.
Для реализации выделенных положений нормативных правовых документов каждой образовательной организации целесообразно разработать инновационную модель развития и сопровождения одаренных детей. Например, по схеме, предложенной Сергеевой Т.Ф. [3]:
1) анализ возможностей школы;
2) целевая структуризация модели;
Для реализации выделенных положений нормативных правовых документов каждой образовательной организации целесообразно разработать инновационную модель развития и сопровождения одаренных детей. Например, по схеме, предложенной Сергеевой Т.Ф. [3]:
1) анализ возможностей школы;
3) выбор модели;
4) разработка внутренней структуры компонентов модели;
5) выбор диагностических процедур для определения результативности и эффективности модели;
6) результаты;
7) коррекция.
Данная работа нередко вызывает трудности у администрации и педагогов образовательных организаций, в частности работающих в общеобразовательных, малокомплектных школах. Приведенный в данной статье опыт работы МБОУ «Школа № 66» г. Рязани демонстрирует один из возможных вариантов разработки модели развития и сопровождения одаренных детей в образовательной организации в рамках программы развития школы.
Модель «Одаренные дети: невозможное возможно» разработана в соответствии с основными положениями Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [1].
Цель модели развития и сопровождения одаренных детей – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основными принципами модели являются:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, способностей;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип развивающего, опережающего, интегрированного обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- принцип гуманизма;
- принцип научности и интегративности;
- принцип систематичности.
Одаренный ребенок – способный ребенок, то есть умеющий думать, осуществлять мыслительную работу в различных видах деятельности; чем качественнее у ребенка способы мышления, тем выше его способности. Задатки – природные основы способностей. Если способности не развивать, одаренности не будет. Неправильное понимание понятий теории одаренности часто приводит к мифам:
- у одаренных детей способности со временем исчезают;
- способности развиваются в любой деятельности;
- одаренность – дар природы: либо она есть, либо ее нет.
- способности – устойчивые способы деятельности;
- одаренность – характеристика уровня развития способностей (в сравнении со статистической нормой);
- задатки – природные предпосылки развития способностей;
- достижения – социально-психологическая характеристика результатов человека в той или иной деятельности;
- талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности;
- гениальность – высшая степень таланта.
Далее необходимо охарактеризовать законы развития одаренности. Модель «Одаренные дети: невозможное возможно» разработана в соответствии с основными законами, сформулированными Юркевич В.С., которая выделяет сверходаренность и нормальную одаренность. Второй вид одаренности чаще встречается в массовых школах – обычные дети с нормальными задатками, но из благополучных семей, в которых вовремя начинается формирование и развитие способностей.
В работе с детьми обязательно должны реализовываться следующие законы развития одаренности.
Закон 1. Необходимость выраженных положительных эмоций для развития любых способностей. Интерес и положительное отношение к выполняемой деятельности – главные двигатели развития способностей. Если деятельность не вызывает интереса и не нравится, ребенок приобретает знания, но способности при этом не развиваются. Если вовремя заметить, что ребенок любит делать с удовольствием, можно безошибочно определить, в каком направлении его нужно развивать.
Закон 2. Необходимость повышения уровня оптимальной сложности деятельности. Легкая деятельность ребенка не развивает, даже если она нравится. Непосильная деятельность приводит к стрессам и переутомлению. Деятельность по силам и дающая возможность преодолеть трудности, развивает способности.
Закон 3. Высокий ранг ценности развития (саморазвития) в общей системе ценностей личности. Этот закон развития одаренности работает в подростковом возрасте. Деятельность, которая позволяет ребенку реализоваться и важна для его жизни, развивает способности.
Формула детской одаренности: мотивация + интеллект + креативность.
Следующим шагом разработки модели развития и сопровождения одаренных детей является выбор подходов к организации этого процесса. Модель «Одаренные дети: невозможное возможно», разработанная МБОУ «Школа № 66» г. Рязани, основывается на следующих современных подходах.
Потребностно-инструментальный подход. В развитии одаренности важна роль потребностей – «мотора» развития личности, способностей любого ребенка. Они различны: познавательная, в интеллектуальной сложности, творческой деятельности (креативности), самовозрастании (самореализации) и др. Познавательная способность есть у всех детей, кроме умственно отсталых. Ребенок должен желать стать участником той или иной деятельности. Насилие уничтожает потребности. Лишь понимая потребности ребенка, можно успешно его развивать и воспитывать. Если ребенок не захочет (не будет иметь потребности), формирование и развитие способностей происходить не будет, какие бы усилия не прилагал педагог.
Синергетический подход. Образование ребенка (в широком смысле) – создание условий и специальной развивающей среды, в которых у ребенка появляется потребность двигаться в том направлении, которое задает эта среда за счет интеграции видов деятельности (учебная, внеурочная, внеклассная, внешкольная, воспитательная) и присущих ей свойств: открытость, целостность, гибкость, индивидуализация, разнообразие, сотрудничество и сотворчество.
Системно-деятельностный подход. Важным условием для развития способностей детей является реализация в образовательной деятельности системно-деятельностного подхода, который нацеливает на развитие личности ребенка в разных видах деятельности, на овладение им системой личностных, метапредметных, предметных результатов образования.
Организационными мероприятиями в рамках разработки модели развития и сопровождения одаренных детей коллективом МБОУ «Школа № 66» г. Рязани стали:
1. Создание нормативной правовой базы, регламентирующей работу с одаренными детьми: Положение о работе с одаренными детьми, Положение о школьном научном обществе обучающихся, Положение о внеурочной деятельности, Положение о школьных предметных неделях, Положение о метапредметной неделе, Положение о школьной предметной олимпиаде, Положение о Дне науки, Положение о научно-практической конференции и др.
2. Разработка подпрограммы развития и поддержки одаренных детей «Одаренные дети: невозможное возможно».
3. Подготовка кадров к работе с одаренными детьми в рамках ФГОС.
Ежегодно педагоги школы посещают семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеурочные занятия на базе ЦМиСО, интернет-вебинары по темам: «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», «Современные образовательные технологии в обучении одаренных и талантливых детей». Учитель начальных классов Королева Е.В. прошла обучение на курсах повышения квалификации на базе РИРО по теме «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО», стажировку по теме «Исследовательская деятельность как средство развития одаренности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
4. Cоставление рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.
В рабочих программах по учебным предметам педагогами выделены темы для углубленного изучения одаренными и мотивированными к образовательной деятельности детьми, определены требования к результатам их образовательной деятельности – в разделе «Ученик получит возможность научиться».
Большинство рабочих программ курсов внеурочной деятельности, реализуемых педагогами школы, ориентированы на развитие талантливых детей, повышение их мотивации к интеллектуальной, творческой и психомоторной деятельности: «Умники и умницы» (Райская Г.А., Моисеева Е.В.), «Юный исследователь» (Читаева Н.Н., Королева Е.В., Пономарева Л.Л.), «Юный изобретатель» (Посмитная Г.Н.), «В мире книг» (Кочетова Е.П.), «Умелые руки» (Михайленко С.А., Кочетова Е.П.), «Путь к Олимпу» (Пахомова О.Ю.).
5. Материально-техническое сопровождение.
Для повышения эффективности работы с одаренными детьми используются учебные кабинеты, мобильный компьютерный и мультимедийный классы, спортивный и хореографический залы с использованием современных средств обучения, предоставленных школе в рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2013 г. (наглядные пособия, раздаточный дидактический материал, наборы для исследовательской деятельности и др.).
6. Выявление одаренных детей с помощью психолого-педагогических методик диагностики, поддержка и развитие одаренных детей.
Выявление одаренных детей проводится с помощью анкеты «Выявление детей с признаками одаренности» и методики оценки общей одаренности. Для педагогов разработан опросник для определения мотивационной готовности педагога к работе с одаренными детьми.
7. Информационное сопровождение.
Информационное сопровождение педагогов и обучающихся обеспечивается посредством научно-методических и учебных пособий, публикаций в периодической печати, в сети Интернет: образовательные порталы «Мой университет», «Инфоурок», «Школа 2100», издательский дом «Первое сентября» и др. Для учеников полезны: детские порталы «Солнышко», «Карусель», «Мурзилка», «Галилео», «Грамота.ру», школьная лаборатория «Globallab» и др.
Ведущими направлениями в системе работы с одаренными детьми школы в свете требований ФГОС являются:
В работе с детьми обязательно должны реализовываться следующие законы развития одаренности.
Закон 1. Необходимость выраженных положительных эмоций для развития любых способностей. Интерес и положительное отношение к выполняемой деятельности – главные двигатели развития способностей. Если деятельность не вызывает интереса и не нравится, ребенок приобретает знания, но способности при этом не развиваются. Если вовремя заметить, что ребенок любит делать с удовольствием, можно безошибочно определить, в каком направлении его нужно развивать.
Закон 2. Необходимость повышения уровня оптимальной сложности деятельности. Легкая деятельность ребенка не развивает, даже если она нравится. Непосильная деятельность приводит к стрессам и переутомлению. Деятельность по силам и дающая возможность преодолеть трудности, развивает способности.
Закон 3. Высокий ранг ценности развития (саморазвития) в общей системе ценностей личности. Этот закон развития одаренности работает в подростковом возрасте. Деятельность, которая позволяет ребенку реализоваться и важна для его жизни, развивает способности.
Формула детской одаренности: мотивация + интеллект + креативность.
Следующим шагом разработки модели развития и сопровождения одаренных детей является выбор подходов к организации этого процесса. Модель «Одаренные дети: невозможное возможно», разработанная МБОУ «Школа № 66» г. Рязани, основывается на следующих современных подходах.
Потребностно-инструментальный подход. В развитии одаренности важна роль потребностей – «мотора» развития личности, способностей любого ребенка. Они различны: познавательная, в интеллектуальной сложности, творческой деятельности (креативности), самовозрастании (самореализации) и др. Познавательная способность есть у всех детей, кроме умственно отсталых. Ребенок должен желать стать участником той или иной деятельности. Насилие уничтожает потребности. Лишь понимая потребности ребенка, можно успешно его развивать и воспитывать. Если ребенок не захочет (не будет иметь потребности), формирование и развитие способностей происходить не будет, какие бы усилия не прилагал педагог.
Синергетический подход. Образование ребенка (в широком смысле) – создание условий и специальной развивающей среды, в которых у ребенка появляется потребность двигаться в том направлении, которое задает эта среда за счет интеграции видов деятельности (учебная, внеурочная, внеклассная, внешкольная, воспитательная) и присущих ей свойств: открытость, целостность, гибкость, индивидуализация, разнообразие, сотрудничество и сотворчество.
Системно-деятельностный подход. Важным условием для развития способностей детей является реализация в образовательной деятельности системно-деятельностного подхода, который нацеливает на развитие личности ребенка в разных видах деятельности, на овладение им системой личностных, метапредметных, предметных результатов образования.
Организационными мероприятиями в рамках разработки модели развития и сопровождения одаренных детей коллективом МБОУ «Школа № 66» г. Рязани стали:
1. Создание нормативной правовой базы, регламентирующей работу с одаренными детьми: Положение о работе с одаренными детьми, Положение о школьном научном обществе обучающихся, Положение о внеурочной деятельности, Положение о школьных предметных неделях, Положение о метапредметной неделе, Положение о школьной предметной олимпиаде, Положение о Дне науки, Положение о научно-практической конференции и др.
2. Разработка подпрограммы развития и поддержки одаренных детей «Одаренные дети: невозможное возможно».
3. Подготовка кадров к работе с одаренными детьми в рамках ФГОС.
Ежегодно педагоги школы посещают семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеурочные занятия на базе ЦМиСО, интернет-вебинары по темам: «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», «Современные образовательные технологии в обучении одаренных и талантливых детей». Учитель начальных классов Королева Е.В. прошла обучение на курсах повышения квалификации на базе РИРО по теме «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО», стажировку по теме «Исследовательская деятельность как средство развития одаренности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
4. Cоставление рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.
В рабочих программах по учебным предметам педагогами выделены темы для углубленного изучения одаренными и мотивированными к образовательной деятельности детьми, определены требования к результатам их образовательной деятельности – в разделе «Ученик получит возможность научиться».
Большинство рабочих программ курсов внеурочной деятельности, реализуемых педагогами школы, ориентированы на развитие талантливых детей, повышение их мотивации к интеллектуальной, творческой и психомоторной деятельности: «Умники и умницы» (Райская Г.А., Моисеева Е.В.), «Юный исследователь» (Читаева Н.Н., Королева Е.В., Пономарева Л.Л.), «Юный изобретатель» (Посмитная Г.Н.), «В мире книг» (Кочетова Е.П.), «Умелые руки» (Михайленко С.А., Кочетова Е.П.), «Путь к Олимпу» (Пахомова О.Ю.).
5. Материально-техническое сопровождение.
Для повышения эффективности работы с одаренными детьми используются учебные кабинеты, мобильный компьютерный и мультимедийный классы, спортивный и хореографический залы с использованием современных средств обучения, предоставленных школе в рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2013 г. (наглядные пособия, раздаточный дидактический материал, наборы для исследовательской деятельности и др.).
6. Выявление одаренных детей с помощью психолого-педагогических методик диагностики, поддержка и развитие одаренных детей.
Выявление одаренных детей проводится с помощью анкеты «Выявление детей с признаками одаренности» и методики оценки общей одаренности. Для педагогов разработан опросник для определения мотивационной готовности педагога к работе с одаренными детьми.
7. Информационное сопровождение.
Информационное сопровождение педагогов и обучающихся обеспечивается посредством научно-методических и учебных пособий, публикаций в периодической печати, в сети Интернет: образовательные порталы «Мой университет», «Инфоурок», «Школа 2100», издательский дом «Первое сентября» и др. Для учеников полезны: детские порталы «Солнышко», «Карусель», «Мурзилка», «Галилео», «Грамота.ру», школьная лаборатория «Globallab» и др.
1) учебная деятельность;
2) внеурочная деятельность;
3) внеклассная деятельность;
4) психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся и их родителей.
Модель развития и сопровождения одаренных детей «Одаренные дети: невозможное возможно» разработана на 7 лет и реализуется в рамках трех этапов:
1. Организационный этап (проектно-мобилизационный).
2. Основной этап (практический).
3. Завершающий этап (рефлексивно-обобщающий).
Участники реализации модели:
• администрация школы (директор, заместители директора);
• руководители школьных предметных кафедр;
• классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог;
• медицинский работник;
• библиотекарь;
• одаренные обучающиеся;
• родители (законные представители) обучающихся.
В обучении детей используются развивающая и активизирующая образовательные модели. Первая ориентирована на формирование способов деятельности, развитие теоретического мышления. Вторая – на повышение познавательного интереса, уровня познавательной активности ученика за счет включения в учебную деятельность проблемных ситуаций.
Внутренняя структура модели развития и сопровождения одаренных детей представлена тремя целевыми группами.
1. «Дети»:
• деятельность научного общества «Эврика!»;
• участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях школьного, окружного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней (очные – Всероссийская предметная олимпиада школьников, олимпиада «РОСАТОМ» (математика, физика), марафоны «Всезнайка», «Умники и умницы», олимпиада «Инфознайка», конкурсы «Мы ищем таланты», «Слово доброе посеять», «По-осеннему шепчут листья» и др.; заочные дистанционные – «ФГОСТЕСТ», «Золотое Руно», «Пегас», «КИТ», «Британский бульдог», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Интеллект-экспресс», интеллектуальные и творческие мероприятия, организованные центрами «Отличник», «Снейл» и др.);
• участие в предметных и метаредметных неделях;
• участие школьников в интеллектуально-познавательных играх («Учимся предпринимать!», «День российской Конституции и др.);
• участие в Дне науки;
• участие в Фестивале наук при РГУ им. С.А. Есенина;
• участие в научно-практических конференциях («Юные исследователи природы», «Ступени», «Ступеньки» и др.);
• посещение внеурочных занятий и организаций дополнительного образования детей;
• сотрудничество с Центрами выявления и поддержки одаренных детей («Союз патриотов Рязанской области», «Музей истории молодежного движения», ЦДТ «Стрекоза», «Феникс», «Приокский», городской Центр развития одаренных детей по истории, обществознанию, праву, Рязанская городская станция юных натуралистов, МБУК «Централизованная система детских библиотек», Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького);
• взаимодействие с организациями дополнительного образования детей: МАУДО ДЮСШ «Золотые купола» (футбол), МБОУ ДОД СДЮСШОР «Юпитер» (Самбо»), МБОУ ДОД ДЮЦРНП «Рязанский оберег» (лепка), МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» (сольфеджио, хор, изобразительное искусство, музыкальные инструменты);
2. «Учителя»:
• научно-методическая работа по вопросам одаренности детей (разработка уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий);
• обобщение и распространение опыта в рамках сотрудничества с ЦМиСО, РИРО, РГУ им. С.А. Есенина;
• публикации по вопросам развития одаренности в школе;
• разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми.
Активную деятельность по развитию одаренности детей в МБОУ «Школа № 66» г. Рязани ведут Кочетова Е.П., Королева Е.В., Райская Г.А., Посмитная Г.Н., Читаева Н.Н., Прошунина Т.Г., Курбатова Г.В., Масина О.М., Гузовская З.В., Михайленко С.А.
Обучение одаренных и мотивированных к образовательной деятельности детей осуществляется с использованием современных педагогических технологий: проблемный диалог, продуктивное чтение, ТРИЗ, организация проектной и исследовательской деятельности школьников, опережающее обучение, АМО, ИКТ, интерактивная игра и др.
Основными формами работы с одаренными детьми являются:
• групповые занятия;
• индивидуальные занятия;
• внеурочная деятельность;
• дополнительное образование;
• исследовательская и проектная деятельность;
• работа по индивидуальным планам (образовательным маршрутам).
3. «Родители»:
• организация консультаций для родителей;
• информирование родителей по вопросам критериев и показателей достижений учеников;
• проведение тематических родительских собраний и пр.
Эффективным способом определения результативности представленной модели развития и сопровождения одаренных детей является мониторинг:
• мониторинг успеваемости обучающихся по итогам четверти, полугодия, года;
• мониторинг личностного роста обучающихся посредством технологии Портфолио;
• мониторинг участия в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях и др.
Показателями эффективности модели развития и сопровождения одаренных детей служат:
• удовлетворенность детей и родителей образовательной деятельностью;
• повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в областях знаний, к которым есть способности;
• увеличение количества одаренных и мотивированных к образовательной деятельности детей;
• адаптация детей к социуму в настоящем и будущем.
Подведение итогов работы осуществляется:
• в рамках Научно-методического совета, педагогического совета, заседаний школьных предметных кафедр;
• публикаций разного уровня;
• размещения информации на школьном сайте (раздел «Работа с одаренными детьми»).
Результаты реализации модели развития и сопровождения одаренных детей таковы:
• создана система выявления одаренных и мотивированных к образовательной деятельности детей, мониторинга их результатов;
• обеспечено увеличение количества одаренных и мотивированных к образовательной деятельности детей;
• создана эффективная форма оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся посредством Портфолио;
• реализована система поощрения и стимулирования детей, вовлеченных в деятельность Научного общества обучающихся «Эврика!»;
• создана оптимизационная модель внеурочной деятельности, ориентированная на формирование и развитие интеллектуальных, творческих и психомоторных способностей детей;
• организовано сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования детей;
• обеспечено увеличение количества участников, победителей и призеров олимпиад, конкурсов и соревнований разного уровня.
Работа, направленная на создание инновационной модели развития и сопровождения одаренных детей, позволит сформировать мотивационную готовность педагогических работников к освоению и внедрению инновационного опыта, обеспечит активизацию их творческой деятельности, развитие и саморазвитие, повысит профессиональную компетентность. Педагоги, овладев новыми теоретическими знаниями и практическими умениями, смогут выстраивать индивидуальный стиль деятельности, анализировать, отслеживать результаты своей работы, находить путь к совершенствованию системы образования в городе Рязани и Рязанской области.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р.
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 № 497.
4. Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. – М.: Школа развития, 2011. – 288 с.
Вложений нет
Скачать вложение