Анализ анкетирования родителей обучающихся 4-х классов 2015/2016 учебного года на предмет добровольности выбора модулей курса ОРКСЭ
Автор: Девятова Галина Николаевна, старший преподаватель кафедры ДиНО РИРОС 4 по 10 марта 2016 года проведено на сайте ОГБУ ДПО "РИРО" http://rirorzn.ru/votes/ анкетирование родителей обучающихся 4-х классов о добровольности выбора модулей ОРКСЭ.
В каждом муниципальном образовании органами управления образованием были назначены муниципальные координаторы, ответственные за организацию и проведение анкетирования в своем муниципалитете. Координаторами были сформированы списки школ муниципалитета, в которых планировалось проведение анкетирования родителей учащихся 4-х классов. Для проведения опроса было выбрано 5 общеобразовательных организаций в каждом муниципальном образовании. В анкетировании могло участвовать от 5 человек от муниципалитета.
Дистанционный и электронный формат проведения анкетирования предполагал наличие у родителей учащегося возможности выхода в Internet.
Анкетирование родителей обучающихся 4-х классов на предмет добровольности выбора модулей курса ОРКСЭ было анонимным. Анонимность анкетирования обеспечивалась предоставлением возможности доступа к анкете только родителю, заполняющему анкету. Заполненную анкету имел возможность видеть только сам родитель. Фамилия, имя и отчество родителя нигде не указывалось, соответственно, нельзя определить, кому из заполнявших принадлежит та или иная анкета.
В мониторинговом исследовании участвовали 257 человек из 130 общеобразовательных организаций.
1. О репрезентативности выборки.
Ответы на вопрос«Какой модуль изучает Ваш ребенок?» подтвердили репрезентативность выборки, в опросе приняли участие родители обучающихся по всем 6 модулям в соответствии с тенденцией выбора модулей на начало учебного года.
2.О добровольности выбора.
1. На вопрос «Считаете ли Ваш выбор модуля добровольным?» положительно ответили 99,6%родителей четвероклассников, отрицательно – 1 человек (0,4%). В анкете был предложен подобный вопрос закрытого типа, но с вариантами более двух ответов: «Является ли Ваш выбор самостоятельным и добровольным?» Были получены следующие ответы:
· «Да» - 98,8 % .
· «Нет» – 0 %.
· Соответствует условиям, ситуации, сложившейся в школе (был предложен только этот модуль) – 1,2 % (3чел.).
2. Под влиянием обстоятельств пришлось поменять первоначальный выбор модуля– так ответили5% участников анкетирования (13 человек), причем2 респондентам (0,8%) пришлось изменить свое мнение попричине отсутствия возможности обеспечить преподавание выбранного первоначально модуля.
3. 86 % родителей отвечают, что их выбор был продиктован только их желанием,
10,9 % родителей (28 чел.) решили, что ребенок не должен выделяться из общей массы, а изучать тот же модуль, что и большинство в классе.
4. Подавляющая часть родителей 99% написали, что их выбор поддержан ребенком.
О соблюдении нормативно - инструктивных рекомендаций МинобрнаукиРоссии по обеспечению выбора.
1. 81 % всех респондентов указали, что им было предложены все шесть модулей курса ОРКСЭ, 9% - три модуля, 7 % имели возможность познакомиться с содержанием только 1 или 2 модулей.
2. 93 % родителей подтверждают проведение родительских собраний в конце учебного года для третьеклассников в соответствии с установленным регламентом выбора модуля по ОРКСЭ. Остальные отмечают, что родительское собрание, на котором произошел выбор, было проведено или перед началом или в начале текущего учебного года.
3. Согласно методическим рекомендациям Минобрнауки России выбор модуля должен быть закреплен письменным заявлением родителя. Большинство респондентов (95,7 %) написали, что их выбор был оформлен письменно. И только 4,3 % родителей заявили о выборе в устной форме или открытым голосованием.
4. Большая часть ответов на вопрос «От кого вы узнали о содержании модулей?»свидетельствует о том, что родители получили информацию в школе: от учителей – 68,1%, администрации школы – 86,8%. Только 0,8% (2 чел.) - от представителя религиозной конфессии.
Таким образом, в основном, в Рязани и Рязанской области обеспечена добровольность выбора модулей и соблюдаются нормативно - инструктивные рекомендацииМинобрнауки России по обеспечению выбора. Однако в ряде школ родители не имели возможности познакомиться с содержанием всех модулей (7 %), а также не во всех образовательных учреждениях (4,3 %) в соответствии с рекомендациями были проведены родительский собрания и оформлен выбор модуля.
3. Об отношении к курсу, удовлетворенности преподаванием
1. Подавляющее большинство респондентов ответило на вопрос «Поддержан ли выбор модуля Вашим ребенком» положительно – 99%.
2. 94,6 % родителей считают, что их дети проявляют интерес к предмету. Только 1,9 % ответили «нет».
3,5 % выбрало ответ: мы не разговариваем с ребенком на эту тему.
3. Более 98% ответов свидетельствуют о том, что дети рассказывают родителям о содержании урока или о домашнем задании по модулю курса ОРКСЭ.Только 2 % опрошенных родителей ответили, что не интересуются данным вопросом.
4. Подавляющее число (94%) родителей удовлетворены качеством преподавания курса ОРКСЭ. Только 6 % от всех полученных анкет (ответы«нет» и «не вполне») свидетельствуют о неудовлетворенности преподаванием модуля курса ОРКСЭ, который изучает их ребенок.
4. О перспективах курса
1. На вопрос «Считаете ли Вы, что курс ОРКСЭ нужно расширить и изучать его в основной школе?» мнения родителей разделились примерно поровну: 52% респондентов – за дальнейшее изучение курса, 48 % ответили «нет».
2. На вопрос «Какая форма реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», на Ваш взгляд, была бы наиболее эффективной в основной школе?» большая часть родителей (44,4%), считает,что необходимо обучение по модулям. Хотя треть респондентов (36,6 %) предлагают как наиболее эффективную – работу в рамках воспитательных мероприятий. 14,8 % опрошенных высказались за интегрированный с другими предметами курс.
Скачать вложение