Активизация познавательного интереса к иностранному языку у студентов СПО
Автор: Кукулина Юлианна Викторовна, преподаватель английского языка, ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж»Обучение в учреждениях СПО, как правило, ведётся по нескольким специальностям. В большинстве случаев иностранный язык не является профилирующим ни на одной из них. Однако в современном мире эти знания могут понадобиться в любой момент специалисту любой области, например, для чтения или оформления нормативной документации, инструкций по эксплуатации профессионального оборудования, переписке с иностранными партнёрами. Овладение коммуникативными навыками необходимы выпускникам ссузов, чтобы быть конкурентоспособными и востребованными на современном рынке труда. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с деловой лексикой общения с клиентами, названиями профессиональных инструментов, читают и переводят инструкции, документацию, для творческих работ и презентаций ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, что в свою очередь развивает интерес к выбранной профессии, стимулирует самообразование и саморазвитие.
Таким образом, одна из главных задач преподавателя, я считаю, развивать и поддерживать интерес к иностранному языку, как профессионально значимой дисциплине.
В целях успешной реализации требований ФГОС среднего профессионального образования приоритетными направлениями моей профессиональной деятельности являются: профессиональная направленность содержания учебного материала (разработка учебных программ и дидактического материала), личностно-ориентированный и дифференцированный подход, проблемное обучение на уроках, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
Важной задачей на уроке является активизация деятельности всех учащихся. Необходимо, прежде всего, выявить индивидуальный опыт каждого студента, уровень его подготовки и одновременно установить контакт – учитель-ученик на основе сотрудничества. Важно найти середину: не авторитарный подход, не сверхлиберализм, а взаимоуважение и сотрудничество. Только такой подход создаёт необходимые условия для раскрытия и развития личности. Например, на первых же уроках я сталкиваюсь с проблемой при выявлении уровня подготовки учащихся, когда прошу просто прочесть фразу, предложение. Некоторые студенты сразу отказываются. Моя задача показать, что мне неважно, на каком уровне обученности они находятся, или кто в этом виноват. Для студентов важно сделать первый шаг для ликвидации пробелов, для преподавателя – быстро найти точку опоры, с чего начать работу с конкретным человеком. Выявление уровня подготовки достигается разными способами: тесты, анкетирование, беседы, игровые моменты. Например, викторины с элементарными страноведческими вопросами сразу выявляют определенный уровень эрудиции, соперничество (кто больше знает), и с этим можно работать. Таким образом, учебный процесс организован так, чтобы раскрыть индивидуальный опыт студента, стимулировать к высказыванию (первоначально на родном языке), затронуть человека на эмоциональном уровне.
С этой же целью используется разнообразный наглядный материал. Работая со студентами творческих специальностей уже более 10 лет (конструирование, моделирование и технология швейных изделий, парикмахерское искусство), я имею большую подборку иллюстраций костюмов, моделей, презентаций, как в электронном виде, так и творческие работы студентов разных лет.
Профессиональная направленность и межпредментые связи играют очень большую роль. У меня, как и у преподавателя материаловедения, есть свои образцы тканей, которые студенты выбирают и описывают на английском языке, мы составляем инструкции по технике безопасности на рабочем месте или рекламу краски для волос, изучаем брендовые этикетки от одежды, читаем о новейших способах наращивания волос.
Использование разнообразных форм (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная) и методов (создание проблемных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, игровые ситуации) работы на уроке [1] является одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я провожу разнообразные виды уроков: урок-проект, урок - викторина, экскурсия. Проектная деятельность с профессиональной направленностью [2], самостоятельная работа с дифференцированными заданиями дают широкую возможность вовлечения учащихся в активную внеклассную деятельность.
На английском языке все задания строятся в коммуникативной форме, они должны быть личностно значимыми. Не просто придумать предложения с новыми словами, а, например, «опишите внешний вид кого из группы, дайте совет, что подходит к данному типу фигуры, в какой ситуации что надеть». В диалогах и монологах необходимо показать, что нравиться, трудно, скучно именно вам, например, на производственной практике.
Учебный материал часто организуется так, чтобы студент имел возможность выбора при выполнении заданий: кому-то интересно решить кроссворд, кому- то его составить. Одни готовят сообщения или презентации, другие пишут рассуждения о том, что значит иметь хороший вкус или каким должен быть хороший специалист.
Я считаю, что уроки должны быть психологически комфортны, учиться надо с удовольствием. С этой целью, а также для профилактики нарушений осанки и зрения провожу на уроках физкультминутки. Физическое напряжение снимают небольшие видеофрагменты или интересные сообщения в рамках темы урока не требующие выполнения каких-то заданий, в то же время ненавязчиво расширяющие кругозор, развивающие социокультурную компетенцию студентов.
Определённую роль в создании ситуации успеха на уроке играют разнообразные формы контроля (например, система инновационной оценки «Портфолио») в результате учащиеся сравнивают не столько успехи друг друга, сколько анализируют собственные достижения, уровень индивидуального овладения разнообразными умениями и навыками. Контроль может быть направлен не только на результат, бывает важнее оценить процесс обучения.
В результате моей работы по активизации интереса студентов к иностранному языку как непрофильному предмету с опорой на коммуникативно – деятельный подход были разработаны:
- рабочие программы профессиональной направленности;
- разнообразный раздаточный материал для работы в условиях кабинета – guides (карточки для парной и индивидуальной работы с описанием ситуаций для диалогов, монологов, тексты с профессиональной направленностью, разноуровневые задания); учебное пособие «Fashion Designers»;
- методические рекомендации для студентов при выполнении индивидуальной творческой внеклассной работы;
- иллюстрации, электронные презентации, подобранные к темам.
Повышая познавательный интерес учащихся к предмету, мы улучшаем качество знаний.
Литература:
1. Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб.пособие /Я. М. Колкер, У.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 2. - С 3-10.
Скачать вложение