Экскурсия как способ организации профессионально-ориентированного содержания по обществознанию
Автор: Кривобокова Нелли Александровна, преподаватель АНО ПО «Колледж правосудия», г.Рязань
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения профориентационной работы со студентами СПО, методические аспекты экскурсий правовой направленности в свете требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Ключевые слова: профориентационная экскурсия, профессиональное содержание образования, судебная власть.
Среднее профессиональное образование в настоящее время направлено на формирование у обучающихся таких общих компетенций, как понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Большую роль в достижении результатов педагогической деятельности играют профориентационные экскурсии.
Понятие «экскурсия», в соответствии с Современным толковым словарем русского языка Т.Ф. Ефремовой означает коллективное посещение чего-либо - музея, достопримечательного места, выставки и т.п. - с научной, образовательной или увеселительной целью.
Для экскурсий на занятиях по обществознанию в Колледже правосудия в образовательных и профориентационных целях проводятся экскурсии в суды.
Экскурсия как элемент познавательного процесса выполняет дидактические функции:
- Реализация принципа наглядности в обучении;
- Практическое закрепление освоенных знаний, что повышает степень научности обучения.
Рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, разработанные Департаментом государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России от 1 марта 2023 года № 05-592 нацеливают преподавателей общеобразовательных дисциплин на формирование профессионально-ориентированного содержания в каждой общеобразовательной дисциплине.
Огромные возможности открывает перед преподавателем по обществознанию региональный проект «Знакомьтесь, судебная система России», который предполагает взаимодействие сотрудников Рязанского областного суда, районных судов и старшеклассников Рязанской области. В Рязанской области координаторами проекта более 15 лет являются Рязанский областной суд, Рязанский институт развития образования, Министерство образования Рязанской области. В 2022-2023 учебном году Колледж правосудия принял участие в данном проекте.
На этапе получения профессионального образования первокурсникам важно увидеть работу внутри своей специальности. Кроме того, экскурсии в суды помогают студентам выбрать место для прохождения учебной и производственной практики и дальнейшего трудоустройства.
Экскурсии в Рязанский областной суд, Октябрьский районный суд дают знания первокурсникам о функциях и устройстве судебной власти, представление об использовании судебных процедур для защиты гражданином своих прав.
Помимо учебной информации, экскурсии помогают представить работу судов изнутри. Студенты получают уникальную возможность увидеть залы судебных заседаний по гражданским и уголовным делам, в том числе с участием присяжных заседателей. Знакомятся с деятельностью работников аппарата суда, с информационными системами судопроизводства. Так экскурсии позволяют соединить учебный процесс с реальной профессиональной жизнью.
Заинтересованность судейского сообщества в участии в профориентации оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу будущего специалиста. Это повышает учебную мотивацию обучающихся. Уже на втором курсе при выборе места практической подготовки наши студенты сделают осознанный выбор.
Практика показала, что эффективность экскурсии зависит от качества выполнения следующих этапов:
1. Подготовка к экскурсии:
- выбор объекта посещения;
- определение темы и цели экскурсии;
- ознакомление студентов с вопросами до начала экскурсии (например, вопросы могут быть связаны с историей судебной реформы, историей здания, где размещается суд; с определением роли и места судьи, прокурора, адвоката, помощника судьи, секретаря судебного заседания в судебном процессе; с возможностью получения смежной профессии; перспективами карьерного роста; с содержанием трудовых функций и т.д.)
Экскурсии на правовую тематику - это не досуговое мероприятие, а учебное занятие в нетрадиционной форме. Поэтому студенты предварительно получают задание: что необходимо узнать в ходе экскурсии, в какой форме следует подготовить отчет по данному учебному занятию.
2. Основной этап. Проведение экскурсии
Во время экскурсии в районный суд преподаватель может попросить судью рассказать о трудностях и радостях работы судьей, дать практические советы по поводу обращения гражданина в суд. Особенное значение имеет присутствие студентов на слушаниях по уголовному или гражданскому делу.
3. Рефлексия.
Своеобразное подведение итогов проводится уже в учебной аудитории. Дать оценку увиденному помогает эссе, анкетирование, подготовка презентации, написание поста для соцсети или сайта колледжа
Организация профориентационных экскурсий — это возможность обучающимся 1 курса профессиональных образовательных учреждений получить непосредственное представление о выбранной специальности
Привлекательность такой формы организации учебной деятельности по предмету «Обществознания» для первокурсников заключается в том, что: во-первых, проведение экскурсий не требует от сторон больших финансовых или кадровых ресурсов, во-вторых, профориентационные экскурсии - эффективная форма сотрудничества. В-третьих, они формируют у студентов позитивное отношение к выбранной профессии.
Считаю, что экскурсии в суд для первокурсников Колледжа правосудия красноречивее любого урока по обществознанию. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Литература
-
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06115-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт.
-
Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии: сборник методических материалов и статей/ науч.ред.канд.социол.наук И.А. Газиева. Выпуск 6.-Москва: Издательский дом «дело» РАНХИГС, 2020.-190 с.
-
Панина С.В. Профессиональная ориентация : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16506-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт.
Скачать вложение