РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Формирование общих и профессиональных компетенций на лабораторных работах по химии

Автор: Чекурова Наталья Владимировна, Медведева Юлия Ивановна, преподаватели ОГБПОУ Рязанский технологический колледж

Современная реформа образования в нашей стране направлена на реализацию компетентностного подхода. Формирование у обучающихся готовности к дальнейшему развитию, самостоятельности, способности к самоорганизации и сотрудничеству является важной составной частью образовательного процесса. В связи с этим необходимо усиливать практическую составляющую обучения, выстраивать тесные взаимоотношения с социальными партнерами, чтобы иметь возможность учитывать потребности рынка труда. В этом случае система знаний, умений и навыков, как результат образовательной деятельности, преобразуется в способность человека подстраиваться под изменяющиеся социально-экономические условия. Реализация данного направления требует от преподавателей новых подходов к организации образовательного процесса, т.е. перехода от передачи знаний в готовом виде к активной самостоятельной работе студентов.

Дисциплина «Химия» является обязательной для изучения при освоении специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий и 19.02.10 Технология продукции общественного питания. Как показывает практика, дисциплина «Химия» является достаточно сложной для освоения. Во многом это обусловлено низким базовым уровнем знаний (в том числе по математике и физике), с которыми студенты приходят в профессиональные учебные заведения. Поэтому прежде чем приступать к формированию компетенций, осознанных умений и функциональных знаний, необходимо устранять, по возможности, имеющиеся пробелы. Важнейшим фактором, влияющим на решение данной проблемы, может стать активная познавательная деятельность студентов, которую способен вызвать интерес к изучаемой дисциплине. Наиболее эффективными с этой точки зрения учебными занятиями являются лабораторные работы, которые традиционно интересны обучающимся.

Еще М.В. Ломоносов подчёркивал, что «химии, никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Следует отметить, что материально – техническое обеспечение химических лабораторий колледжа позволяет проводить разнообразные лабораторные работы по общей, органической, физической, коллоидной, аналитической химии, а также физико-химические анализы. В связи с этим, объем часов отведенных на дисциплину «Химия», увеличен за счет использования вариативной части, причем на лабораторные работы отводится более 50% от общего объема времени.

Лабораторные работы способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.

При проведении лабораторных работ используются методические указания по выполнению, которые включают в себя правила техники безопасности при работе в лаборатории, перечень контрольных вопросов, ответы на которые будут способствовать более осмысленному выполнению задания и закреплению учебного материала. Кроме того, в них дано описание последовательности выполнения анализа и правил составления отчета. Безусловно, методические указания позволяют структурировать учебное занятие, однако, формированию компетенций во многом способствуют и педагогические приемы, активно используемые преподавателями в ходе работы (таблица 1).

Таблица 1- Соответствие элементов организации занятия формирующимся компетенциям

Элементы организации занятия

Формирующаяся компетенция

Выполнение индивидуального задания (по вариантам)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Возможность и обоснованность выбора методики проведения анализа

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Самостоятельная работа с методикой проведения анализа, справочной и нормативно-технической документацией (например, паспорт к прибору)

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Обработка результатов с использованием компьютера

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работа в бригаде по решению общей задачи

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Возглавлять работу в бригаде по решению общей задачи

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Способность применять различные варианты (методики) для решения поставленной задачи

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Формированию профессиональных компетенций в некоторой степени способствует тематика лабораторных работ. Наибольшее значение имеют те работы, при выполнении которых рассматриваются свойства и/или процессы, лежащие в основе пищевых производств. В таблице 2 представлен перечень некоторых лабораторных работ, которые позволяют разобраться в сущности технологических процессов.

Таблица 2 – Взаимосвязь лабораторных занятий по химии с профессиональной деятельностью

Тема лабораторной работы

Элементы профессиональной деятельности

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Техника проведения химического эксперимента

правила безопасной эксплуатации оборудования;

правила и нормы охраны труда, противопожарной безопасности

Приготовление растворов.

Влияние температуры на растворимость веществ

ПК 2.2-2.3; ПК 3.2-3.3; ПК 4.2

осуществление технологического процесса производства

ПК 1.1-1.3; ПК 2.2-2.3; ПК 3.1-3.4

приготовление полуфабрикатов, сложной кулинарной продукции, соусов, десертов

Исследование свойств углеводов, белков

ПК 1.2; ПК 2.1; ПК 3.1; ПК 4.1 контролирование соблюдения требований к качеству сырья;

ПК 2.2-2.3; ПК 3.2-3.3; ПК 4.2

осуществление технологического процесса производства

ПК 1.1-1.3; ПК 2.2-2.3; ПК 3.1-3.4

приготовление полуфабрикатов, сложной кулинарной продукции, соусов, десертов

Получение коллоидов. Свойства коллоидных растворов.

Исследование устойчивости эмульсий и пен.

Набухание полимеров. Студни

ПК 2.2-2.3; ПК 3.2-3.3; ПК 4.2

осуществлять технологический процесс производства

ПК 2.3; ПК 3.2; ПК 4.4; ПК 5.1-5.2

проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, соусов, приготовление сложных десертов

Для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, где дисциплина «Химия» является вариативной, и специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, следует отметить особое значение лабораторных работ в разделе аналитической химии и физико-химических методов анализа. Именно здесь закладываются основы проведения анализов, связанных с оценкой качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и товаров. Таблица 3 содержит некоторую информацию об основных методах анализа, которые осваиваются на лабораторных занятиях, и, в дальнейшем, будут использоваться как при освоении профессиональных модулей, так и на практике.

Таблица 3 – Методы анализа, применяемые в профессиональной деятельности

Метод анализа

Приборы и оборудование

Применение в профессиональной деятельности

Титриметрический

Мерная химическая посуда

Контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции

(например, кислотность, щелочность и др.)

Гравиметрический

Весы (технические ВСТ-600/10-0, аналитические ВЛР-200-М, AGN 200), электропечь SNOL 67/350

Термогравиметрическое определение массовой доли влаги сырья, полуфабрикатов, готовой продукции (высушивание)

Рефрактометрический

Рефрактометр ИРФ-454 Б2М

Определение массовой доли влаги и сухих веществ (например, в сахаристых кондитерских изделиях, фруктовых соках и др.)

Фотометрический

ФЭК-56М,

Спектрофотометр ПЭ-5400 ВИ

Определение содержания веществ в продукции (например, содержание редуцирующих веществ)

Электрохимический (потенциометрический, кулонометрический)

рН-метр121,

рН-метр 410,

рН-метр/иономер АНИОН 4100

Определение содержания различных ионов в продукции (например, определение активной кислотности плодово-ягодного сырья, содержания нитратов и др.)

Для наиболее эффективного формирования профессиональных компетенций необходимо отслеживать изменения, которые вносятся в нормативную документацию по методам анализа и, в соответствии с этим, вносить некоторые корректировки в перечень и/или содержание лабораторных работ.

Таким образом, правильная организация лабораторных работ способствует усилению мотивации при изучении дисциплины, формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 373);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 384);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 835);

4. Саенко, О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 287 с.

5. Аналитическая химия и физико-химические метода анализа \в 2-х т., [Ю.М. Глубоков и др.] под ред. А.А. Ищенко.- М.: Изд. центр «Академия», 2010.- 352 с.

6. Лурье И.С. Скокан Л.Е Цитович А.П. Технохимический и микробиологический контроль в кондитерском производстве: Справочник.- М.: Колосс, 2003.-416с.

7. Лабораторный практикум по общей технологии пищевых производств, М.: «Агропромиздат», 1991



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru