Формирование системы оценки качества образовательных услуг в СПО
Автор: Кузнецова Ирина Александровна, зав. кафедрой профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС ОГБУ ДПО "РИРО" Качество профессионального образования – степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. характеристика того, насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и общества в целом [6].
Основные положения оценки качества образования даны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ. Так, в статье 95 данного закона «Независимая оценка качества образования» говорится, что независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность. Независимая оценка качества образования может осуществляться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Организации, осуществляющей оценку качества, разрешено самостоятельно устанавливать условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Также, делается акцент на том, что при проведении независимой оценки качества образования, используется общедоступная информация об организации [8].
В статье 96 регламентируются возможности профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательной организацией. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников соответствующим требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ могут формироваться рейтинги аккредитованных профессиональных образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация проводится на добровольной основе [8].
На Всероссийском уровне сформирована примерная система оценки качества образовательных услуг в системе профессионального образования (Приложение 1). Минобрнауки РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей утвердили «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования», в котором определено, что функционирование системы оценки качества профессионального образования осуществляется по следующим направлениям:
Оценка качества образовательных программ и оценка деятельности организаций в части реализации программ профессионального образования должна проводиться в соответствии с Базовыми принципами профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, утвержденными Председателем Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным 20 апреля 2015 года.
Национальный совет наделил полномочиями по проведению профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ советы по профессиональным квалификациям, общероссийские объединения работодателей, общероссийские профессиональные сообщества, крупнейших работодателей, которые могут проводить их самостоятельно или через уполномоченных ими организации. Однако, образовательные организации не могут быть такими уполномоченными организациями.
Порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ утвержден решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [5].
Далее в Базовых принципах определены основные критерии оценки и последующей профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ:
В нем говорится, что профессионально-общественная аккредитация проводится на добровольной основе по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация проводится аккредитующими организациями на основании аккредитационной экспертизы, основанной на критериях, установленных Базовыми принципами. Аккредитационная экспертиза проводится аккредитующей организацией самостоятельно. Порядок аттестации экспертов, ее проведение обеспечивается аккредитующими организациями.
Аккредитующие организации на основе Базовых принципов, настоящего Порядка разрабатывают локальную нормативную документацию по вопросам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, устанавливающую:
Следующим направлением в системе оценки качества образовательных услуг в системе СПО является оценка и сертификация квалификаций выпускников. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах утверждено Минобрнауки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Положение определяет порядок организации работы по оценке и сертификации квалификаций. Оценка и сертификация квалификаций осуществляется на основе принципов:
В Требованиям, в частности определено, что полномочиями ЦОК может быть наделено юридическое лицо, если оно не является образовательной организацией и не учреждено образовательной организацией.
Одним из главных направлений деятельности ЦОК является проведение профессионального экзамена и выдача соискателю свидетельства о профессиональной квалификации. ЦОК самостоятельно формирует квалификационную комиссию для проведения профессионального экзамена, а также его подготовку и проведение. ЦОК должен располагать составом экспертов по оценке квалификаций и технических экспертов, аттестованных в установленном порядке.
Основные положения оценки качества образования даны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ. Так, в статье 95 данного закона «Независимая оценка качества образования» говорится, что независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность. Независимая оценка качества образования может осуществляться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Организации, осуществляющей оценку качества, разрешено самостоятельно устанавливать условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Также, делается акцент на том, что при проведении независимой оценки качества образования, используется общедоступная информация об организации [8].
В статье 96 регламентируются возможности профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательной организацией. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников соответствующим требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ могут формироваться рейтинги аккредитованных профессиональных образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация проводится на добровольной основе [8].
На Всероссийском уровне сформирована примерная система оценки качества образовательных услуг в системе профессионального образования (Приложение 1). Минобрнауки РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей утвердили «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования», в котором определено, что функционирование системы оценки качества профессионального образования осуществляется по следующим направлениям:
- оценка качества образовательных программ профессионального образования;
- оценка деятельности организаций в части реализации программ профессионального образования;
- оценка и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.
Оценка качества образовательных программ и оценка деятельности организаций в части реализации программ профессионального образования должна проводиться в соответствии с Базовыми принципами профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, утвержденными Председателем Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным 20 апреля 2015 года.
Национальный совет наделил полномочиями по проведению профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ советы по профессиональным квалификациям, общероссийские объединения работодателей, общероссийские профессиональные сообщества, крупнейших работодателей, которые могут проводить их самостоятельно или через уполномоченных ими организации. Однако, образовательные организации не могут быть такими уполномоченными организациями.
Порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ утвержден решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [5].
Далее в Базовых принципах определены основные критерии оценки и последующей профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ:
- успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций;
- соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы профессиональным стандартам (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатов обучения, иных формах);
- соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, оценочных материалов запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);
- соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональных задач, к выполнению которых готовится выпускник;
- наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;
- подтверждение участие работодателей:
- в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;
- в организации проектной работы обучающихся;
- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;
- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности [1].
В нем говорится, что профессионально-общественная аккредитация проводится на добровольной основе по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация проводится аккредитующими организациями на основании аккредитационной экспертизы, основанной на критериях, установленных Базовыми принципами. Аккредитационная экспертиза проводится аккредитующей организацией самостоятельно. Порядок аттестации экспертов, ее проведение обеспечивается аккредитующими организациями.
Аккредитующие организации на основе Базовых принципов, настоящего Порядка разрабатывают локальную нормативную документацию по вопросам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, устанавливающую:
- правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заинтересованных в получении профессионально-общественной аккредитации реализуемых профессиональных образовательных программ;
- порядок проведения и методику профессионально-общественной аккредитации;
- методику расчета стоимости предоставления услуги по профессионально-общественной аккредитации;
- пороговые значения критериев для принятия решения о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в профессионально-общественной аккредитации;
- основания лишения профессионально – общественной аккредитации, правила апелляции.
Следующим направлением в системе оценки качества образовательных услуг в системе СПО является оценка и сертификация квалификаций выпускников. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах утверждено Минобрнауки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Положение определяет порядок организации работы по оценке и сертификации квалификаций. Оценка и сертификация квалификаций осуществляется на основе принципов:
- добровольности прохождения оценки и сертификации квалификаций;
- защиты прав лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, при прохождении оценки и сертификации квалификаций;
- доступности процедур оценки и сертификации квалификаций;
- обеспечения конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении оценки и сертификации квалификаций.
- общественно-государственный совет, который определяет и утверждает приоритетные направления деятельности в области оценки и сертификации квалификаций. Совет определяет базовую организацию;
- базовую организацию, которая ведет единую базу выданных сертификатов;
- экспертно-методические центры, которые формируют банк контрольно-измерительных материалов;
- центры оценки и сертификации квалификаций, которые проводят оценку квалификаций соискателей и выдают сертификаты;
- апелляционные комиссии решают спорные вопросы, возникающие в ходе проведения оценки и сертификации квалификаций [3].
- формирование регионального сегмента системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
- формирование системы общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования.
- Мониторинг качества подготовки выпускников программ профессионального образования в профессиональных образовательных организациях (Приложение 2).
В Требованиям, в частности определено, что полномочиями ЦОК может быть наделено юридическое лицо, если оно не является образовательной организацией и не учреждено образовательной организацией.
Одним из главных направлений деятельности ЦОК является проведение профессионального экзамена и выдача соискателю свидетельства о профессиональной квалификации. ЦОК самостоятельно формирует квалификационную комиссию для проведения профессионального экзамена, а также его подготовку и проведение. ЦОК должен располагать составом экспертов по оценке квалификаций и технических экспертов, аттестованных в установленном порядке.
Литература
1. Базовые принципы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, утверждены Председателем Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям 20 апреля 2015 года.
2. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утверждено Минобрнауки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей 31 июля 2009 года № АФ – 318/03.
3. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утверждено Минобрнауки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей 31 июля 2009 года № АФ – 317/03.
4. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и представления информации в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, утвержден решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10).
5. Порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ. Утвержден решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10)
6. Синицкая Н.Я. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 2.
7. Типовые требования к центру оценки квалификаций. Утверждены решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ.
9. Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций» от 22 июня 2016 года № 238-ФЗ.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 59 KB)
Скачать вложение