РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

К вопросу об изучении основных положений Конституции Российской Федерации в колледже

Автор: Медведева Светлана Витальевна, преподаватель ОГБПОУ "Рязанский технологический колледж"

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по многим специальностям среднего профессионального образования в результате освоения учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» обучающийся должен знать основные положения Конституции Российской Федерации. В связи с этим перед преподавателем правовых дисциплин колледжа часто встает вопрос о том, как лучше донести до студентов эту важную тему, как заинтересовать молодежь, чтобы она запомнила конституционные нормы на всю жизнь. Ведь Конституция Российской Федерации - это основополагающий нормативный акт, он закрепляет базисы государственного строя, формирования судебных, исполнительных и представительных органов власти. Документ имеет наивысшую юридическую силу и применяется на всей территории России.

Успешно решить этот вопрос преподавателю права могут помочь различные методы активного обучения. На практических занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» вполне уместно провести большую деловую игру или даже викторину по знанию основных положений Конституции России. Соревновательный момент, как правило, увлекает студентов, и они в игровой форме лучше усваивают материал. Вот несколько примеров заданий и конкурсов, которые были использованы мною на практике.

В качестве разминки предлагаю увлекательную игру на знание субъектов Российской Федерации. Она напоминает игру в «города», и обычно не оставляет молодых людей равнодушными. Главное, для того, чтобы соревнование было по-настоящему честным, требуется исключить любую возможность подсматривания правильного ответа. Некоторые студенты могут попробовать найти подсказку в интернете.

Группа делится на несколько частей (например, на три) и по очереди называет субъект Российской Федерации. Очередность ответов определяется жребием. Команда, затруднившаяся с ответом и пропустившая свою очередь, ответившая неправильно или повторившая уже прозвучавший ответ, выбывает из игры. Можно менять правила по своему усмотрению. Например, участвовать могут все студенты группы без исключения, каждый сам за себя. Можно предоставить право на одну ошибку (или более), чтобы игра продлилась подольше и стала более азартной.

Преподавателю или специальному жюри нужно будет тщательно следить за тем, чтобы ответы не повторялись. Для этого перед глазами необходимо иметь распечатанный точный список субъектов Российской Федерации и вычеркивать уже названные варианты.

Далее можно провести интересный творческий конкурс «Нарисуй свое государство». Здесь командам дается задание изобразить на листе бумаги государство, такое, каким они себе его представляют. Следует предупредить студентов о том, что оцениваться в конечном итоге будут не их художественные способности. Самым важным будет количество отраженных в рисунке признаков государства. От этого будет зависеть и количество полученных командой баллов.

Вообще, следует отметить, что при изучении Конституции Российской Федерации можно с успехом применять и составление интеллектуальных карт. Исходя из практики, можно сделать вывод, что составление интеллектуальных карт позволяет творчески подойти к изучению предмета, использовать новые идеи, что дает возможность быстро распределить факты и в тоже время усвоить их, выделить главное [1, с. 48].

Например, можно дать задание студентам составить интеллектуальную карту на тему «Организация государственной власти в Российской Федерации», с помощью которой схематично изобразить все высшие органы власти нашей страны. Применительно к описываемому конкурсу, можно дать задание командам составить интеллектуальные карты трех ветвей власти в России: законодательной, исполнительной и судебной. Жребий определит, кому какая ветвь власти достанется. Можно даже предложить фотографии известных политиков, чтобы студенты узнали их и вклеили в свою карту.

Что касается системы разделения властей в Российской Федерации, то можно предложить еще один интересный конкурс. Командам следует раздать по три карточки с написанными на них названиями трех ветвей власти. Можно усложнить задание и ничего не писать, а сделать карточки разноцветными и заранее договориться о том, какой цвет какую ветвь власти обозначает. Например, синяя карточка – законодательная власть, зеленая – исполнительная, а красная – судебная.

Далее преподаватель называет различные органы власти и учреждения, а команды должны мгновенно отреагировать и поднять карточку с той ветвью власти, к которой они относятся. Могут перечисляться органы, которые не относятся ни к одной из ветвей власти. В таком случае карточку поднимать не нужно. Можно не предупреждать студентов о возможном подвохе, это усложнит задание. За каждую правильно поднятую карточку начисляются баллы, а за ошибку баллы снимаются. Возможны и другие варианты проведения игры. Например, баллы выставлять только той команде, которая первая правильно ответила. Или провести игру вообще без карточек. Каждую из трех команд назначить представлять определенную ветвь власти, и если прозвучит название органа, имеющего к ней отношение, нужно будет быстро подняться с места.

Возможны, например, следующие варианты заданий для этого конкурса.

Совет Федерации Российской Федерации (законодательная власть), Правительство Российской Федерации (исполнительная власть), Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть), Генеральная Прокуратура Российской Федерации (не входит ни в одну из ветвей власти), Государственная Дума Российской Федерации (законодательная власть), Рязанский областной суд (судебная власть).

Далее можно провести конкурс капитанов в виде 10 блиц-вопросов. Отвечать нужно быстро и только да или нет. Вопросы для всех капитанов одинаковые, отвечают они по очереди. Необходимо сделать так, чтобы капитаны не слышали ответов друг друга. Преподаватель или жюри отмечают правильные ответы, например, в таком бланке.

№№

Вопросы

Правильные ответы

11

22

33

11.

Правда ли, что действующая Конституция РФ была принята в 1991 году?

нет




22.

Правда ли, что в Конституцию РФ ни разу не вносились изменения?

нет




33.

Правда ли, что Конституция РФ гарантирует гражданам право на бесплатное медицинское обслуживание?

да




44.

Правда ли, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?

да




55.

Правда ли, что Президент РФ единолично назначает Председателя Правительства РФ?

нет




66.

Правда ли, что в России двухпалатный Парламент?

да




77.

Правда ли, что Государственная Дума РФ обязательно должна состоять из 450 депутатов?

да




88.

Правда ли, что в Конституции РФ прописана процедура отрешения от должности Президента РФ?

да




99.

Правда ли, что в России в настоящее время существует Высший Арбитражный Суд?

нет




110.

Правда ли, что прокуратура входит в судебную систему РФ?

нет




В заключение можно дать командам задание объяснить, как они понимают значение того или иного конституционного права (например, права на жизнь, на жилище, на образование), как эти права претворяются в жизнь в нашей стране.

Таким образом, в игровой форме можно с успехом закреплять знания даже по такой серьезной и непростой теме, как «Основные положения Конституции Российской Федерации». Важно дать понять студентам, что знание Конституции обязательно пригодится им в жизни, например, в процессе их трудовой или другой общественной деятельности. И даже в бытовой сфере знание своих конституционных прав и обязанностей никому не помешает.

Литература

1. Медведева С.В., Клюева Е.Б. Интеллектуальные карты и их использование в учебном процессе // Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования: материалы VIII междунар. научно-практ. конф. – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2014. – С. 43-48.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru