К вопросу об организации самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся колледжа при изучении дисциплины «Маркетинговые исследования»
Автор: Акимкин Юрий Николаевич, преподаватель ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж»Самостоятельная и научно исследовательская деятельность учащихся является одним из обязательных требований организации учебного процесса определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС).
В современных образовательных стандартах с их модульным принципом построения на практическую и самостоятельную работу студентов отводится значительное время. Эти занятия позволяет учащимся не только самостоятельно получать новые знания и навыки, но и закрепить их на практике.
Образовательный стандарт предусматривает лишь требования к знаниям, умениям и практическому опыту, а предметно-содержательное выполнение вариативной части учебного плана позволяет преподавателю самостоятельно наполнить их содержанием.
Различные авторы по разному трактуют понятие самостоятельная работа. Так, П. И. Пидкасистый, рассматривает самостоятельную работу студентов как, «…это такая работа студентов, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время [1, с 23]. Другой автор, В. И. Загвязинский определяет самостоятельную работу как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [2, с. 155]. Есть и другие трактовки этого понятия. Но из всех определений ясно, что это учебная деятельность, являющееся и способом организации учебного процесса, и средством обучения. Самостоятельная деятельность наряду с исследовательской способствует закреплению полученных знаний, формирует познавательные способности и мотивирует к такого рода деятельности. Они способствует самоорганизации, самодисциплине, развитию творческого мышления.
Всю самостоятельную и исследовательскую деятельность учащихся можно разделить на два вида – работу, выполняемую в рамках учебного плана и работу выходящая за его рамки.
Учебный план может содержать различные виды самостоятельной и исследовательской деятельности – практические, лабораторные и курсовые работы, написание рефератов и подготовка к докладам, к выступлениям на семинарах.
В рамках изучения междисциплинарного курса «Маркетинговые исследования» профессионального модуля «Оценка конкурентоспособности товаров и услуг» учащийся должен иметь практический опыт участия в маркетинговых исследованиях рынка, поведения потребителей, разработке маркетинговых мероприятий по улучшению работы торговой организации, в мероприятиях по продвижения товаров и услуг.
Организация самостоятельной и исследовательской деятельность учащихся при изучении междисциплинарного курса «Маркетинговые исследования» должна носить не только рефлексивный, но и развивающий характер. Эта дисциплина как никакая другая позволяет получить знания, навыки и опыт в проведении исследований, самостоятельно подготовить и проработать определенные вопросы.
Основное внимание на занятиях уделяется изучению, как основ маркетинга, так и основных методов исследования, сбора и обработки информации, анализа полученных данных. Теоретический материал, полученный на занятиях, с одной стороны дает базу для последующих самостоятельных исследований, а с другой закрепляет полученные знания.
Учебная, самостоятельная и исследовательская работа в рамках междисциплинарного курса «Маркетинговые исследования» построена таким образом, что включает в себя ряд этапов прямо связанных с тематикой рабочей программы модуля. В первой части рабочей программы дисциплины последовательно изучаются темы дающие представление, как о самом предмете маркетинга, так и основных элементах его составляющих. Вторая часть рабочей программы посвящена непосредственно маркетинговым исследованиям.
Самостоятельная и исследовательская работа каждого учащегося организована таким образом, что предусматривает непрерывный и последовательный порядок выполнения этапов исследования, по мере изучения предусмотренных программой тем. Оценка проделанной работы так же происходит по этапам и факту получения результатов.
Начинается работа с самостоятельного выбора темы и направления исследований из перечня вариантов предлагаемых преподавателем. При этом возможен вариант, когда темы исследования предлагается учащимся для одобрения преподавателем. Выбор темы исследований позволяет учащемуся обосновать её актуальность, теоретическую и практическую значимость. Выбрать объект исследований и предварительно самостоятельно собрать о нем информацию. В качестве объекта исследований обычно выступают торговые организации и организации общественного питания. Направления исследований - это товары, потребители, торговые организации.
На следующем этапе учащиеся ставят цели и определяют задачи последующего исследования в соответствии с выбранной темой. В зависимости от поставленной цели ими определяются методы проведения исследования, которые могут быть использованы при изучении выбранного объекта, а также способы сбора информации, её обработки и анализа полученных данных.
Уже выполнение этого этапа предполагает обращение не только к материалу, полученному на лекциях, но и самостоятельному его углублению.
Определение типа требуемой информации, методов сбора и источников ее получения влечет за собой самостоятельную разработку инструментария исследований необходимого для сбора данных. В зависимости от тематики исследований у разных учащихся это могут быть бланки наблюдений, анкеты, опросные листы и другое.
Для получения релевантной информации, практическая реализация многих полевых маркетинговых исследованиях, предполагает определение, объема выборки. Расчет такой выборки является очередным этапом исследовательской работы учащихся. Им необходимо определится и обосновать метод формирования выборки и в соответствии с ним провести её расчет.
Завершение этого этапа работы обеспечивает плавный переход к непосредственному сбору данных и их фиксации. Он может осуществляться как за счет урочных часов, так и в неурочное время. Учащиеся самостоятельно проводят сбор данных на предприятиях и организациях, которые являются базой колледжа для проведения практики и с которыми учебное заведение имеет соответствующие договоренности. Реализуя этот этап исследовательской работы, учащиеся получают не только практический опыт сбора данных, но и развивают, совершенствуют свои коммуникативные способности.
Предварительная обработка данных полученных в результате выполненного наблюдения, эксперимента, опроса, заполнения бланков наблюдений, анкет требует проведения их группировки, сопоставления, отбраковки и статистического анализа. Эта работа проводятся с целью выдвижения гипотез. Учащимся необходимо извлечь из совокупности полученных ими данных наиболее важные сведения и результаты и сформулировать выводы.
В процессе выполнения учащимися работы преподавателю следует выполнять роль наблюдателя. Он может вмешиваться лишь при необходимости, подталкивая учащегося на самостоятельный поиск ответов. Для этого им могут ставиться вопросы типа: как, для чего, когда, каким образом и тому подобное.
Еще одним этапом исследовательской работы является обобщение результатов и их представление. Учащиеся, на основе знаний, полученной на занятиях, а так же собранной самостоятельно информации оформляют результаты своей работы в виде отчёта. Отчет представляется группе для совместного обсуждения и защиты. В этом отчете должны быть освещены все этапы исследований, приведены исходные данные, выполнены расчеты, сделанные выводы и даны рекомендации. Обязательным элементом защиты работы является презентация. Общая оценка работы складывается их оценок отдельных этапов исследования и ответов на вопросы задаваемые другими учащимися
Во многом такой подход к организации самостоятельной и исследовательской деятельности заменяет курсовую работу, не предусмотренную учебным планом по данной дисциплине. Но здесь имеются и существенные различия. Если курсовая работа выполняется, как правило, в ограниченный промежуток времени и по завершении изучения большей части теоретического материала, то описанный подход позволяет выполнять исследования поэтапно по мене знакомства и той или иной темой. По времени выполнение работы также рассчитано на весь период изучения дисциплины.
Рамки данной статьи дают лишь общие представления об организации самостоятельной и исследовательской работы в рамках изучения дисциплины «Маркетинговые исследования» модуля «Оценка конкурентоспособности товаров и услуг». Каждый из описанных этапов требует отдельного, детального рассмотрения. Это и процесс выбор возможной тематики исследований, и обоснования предполагаемых методов исследований, вариантов их практической реализации, разработки инструментария, критериев оценки и многого другого.
Исходя из вышеизложенного, выполняя самостоятельную и исследовательскую работу, учащиеся закрепляет и углубляет полученный на лекциях теоретический материал, получает навыки работы с учебной и научной литературой, учатся проводить её критический отбора и анализа, приобретает опыт самостоятельной работы, получает определённые умения по своей будущей специальности.
Таким образом, хорошая организация самостоятельной и исследовательской работы учащихся при изучении дисциплины «Маркетинговые исследования» способствует подготовке грамотного и квалифицированного специалиста способного самостоятельно находить и получать нужную информацию, находить решения в нестандартных ситуациях.
Литература
1. Пидкасистый П.И., Пасекутов А.Е. Навыки самообразования – важнейшая цель обучения // Вестник высшей школы. – 1987. - №4. – С. 31– 34.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
Скачать вложение