Опыт разработки контрольно-оценочных средств
Автор: Смирнова О.В., Чаплина С.М.
Смирнова О. В. - преподаватель, Чаплина С. М. - методист.ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г.Кораблино».
Контрольно-оценочные средства по ПМ.01 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции (ОПОП) по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой подготовки. Данный материал предлагается в помощь разработчикам КОС в системе среднего профессионального образования.
В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО. Приступая к разработке комплекса оценочных средств в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения, разработчики руководствовались следующими принципиальными моментами: а) оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций; б) оценочные средства, как неотъемлемая часть образовательных технологий, должны стать действенным средством не только оценки, но и обучения. Группе педагогов была поручена разработка комплекта контрольно - оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю ПМ.01 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой подготовки. В авторский коллектив вошли: Смирнова О.В. - преподаватель профессионального модуля, первая квалификационная категория; Калачева Т.Г. - мастер производственного обучения (стаж работы в должности директора ресторана -15 лет), высшая квалификационная категория; Чаплина С.М - методист, высшая квалификационная категория. Контрольно-оценочные средства для аттестации обучающихся составлялись в соответствии со следующими регламентирующими документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273
-Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 г. № 543;
-Федеральным законом № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
-Федеральными государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования ФГОС СПО;
-Разъяснениями ФИРО по формированию контрольно-оценочных средств. Оценочные средства по профессиональному модулю формировались на основе ключевых принципов оценивания: валидность, надежность, объективность. Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю установлены: паспорт комплекта контрольно-оценочных средств; оценка освоения междисциплинарного курса; оценка по учебной и (или) производственной практике; контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного). Аттестация обучающихся по междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения изучения междисциплинарного курса и позволяет определить качество и уровень его освоения. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной и производственной практикам осуществляется в рамках учебной и производственной практик. Предметом оценки по учебной и производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». По итогам производственной практики и учебной возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций. Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности. Обязательна констатация сформированности всех профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом. В ходе экзамена (квалификационного) предполагается комплексное оценивание компетенций (ПК1, ПК2, ПК3, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6) с указанием показателей. Общие компетенции ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10 формируются в процессе освоения ОПОП в целом, поэтому по результатам освоения профессионального модуля оценивается положительная динамика их формирования, которая подтверждаются документами портфолио. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик. Результаты экзамена вносятся в бланк оценочного листа. Разработчики подготовили оценочные средства разнопланового и практико-ориентированного характера, соответствующие будущей профессиональной деятельности обучающихся: тестовые вопросы, проблемные ситуации, задачи по сборнику рецептур, заполнение технологических схем. При оформлении комплекта КОС использовались фотоматериалы Интернет. При согласовании и утверждении комплекта КОС учитывалось его соответствие ФГОС СПО, основной профессиональной образовательной программе (ОПОП), учебному плану соответствующей специальности СПО, рабочей программе профессионального модуля, образовательным технологиям, используемым в преподавании данного профессионального модуля. Проект КОС обсуждался представителями образовательных учреждений соответствующего профиля в 2012-13 на областной методической секции РИРО и был рекомендован к распространению. Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ01 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции был согласован со специалистами по профилю получаемого образования (работодателем). Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств хранится в составе учебно-методических комплексов по профессиональному модулю в кабинете преподавателя и методическом кабинете. Электронный вариант (аналог) оценочных средств хранится в электронной базе данных техникума. Решение об изменении, включении новых оценочных средств принимается на заседании методической комиссии, отражается в листе регистрации изменений в комплекте КОС и оформляется протоколом заседания МК.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 6.1MB)
Скачать вложение