Русский танец
Автор: Корчагина Е. Н.Методическая разработка конспекта открытого урока
преподаватель хореографических дисциплин
ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»
ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»
Пояснительная записка
В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи.
Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия русским народным танцем.
Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
Тема: Дробные выстукивания в русском танце.
Цель:
Направлением реализации компетентностного подхода подготовки специалистов нового поколения выделено:
Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия русским народным танцем.
Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
Тема: Дробные выстукивания в русском танце.
Цель:
- овладеть методикой исполнения дробных выстукиваний;
- выучить комбинацию дробных выстукиваний в характере русского танца у станка;
Направлением реализации компетентностного подхода подготовки специалистов нового поколения выделено:
- развитие базовых творческих способностей;
- активизация творческой и методической сторон обучения;
- перманентное оттачивание элементов различных видов танца с глубоким осознанием проделанных действий;
Задачи:
Образовательные:
Вид урока: традиционный
Форма обучения: коллективная
Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.
Перечень литературы:
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.
Иноземцева Г. Народный танец. М.. "Знание", 1971.
Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 116 / 2009.
Ткаченко Т. Народный танец. М. "Искусство", 1967.
Ткаченко Т. Народные танцы. М., "Искусство", 1975.
Устинова Т. Русский народный танец. М.. "Искусство". 1976.
Перечень методического обеспечения:
2. Проверка и отработка пройденного материала.
3. Методика исполнения дробных выстукиваний.
4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
5. Анализ результата урока.
6. Задание студентам.
Место проведения: хореографический класс
Время проведения: два академических часа
Ход урока:
1. Организационный момент:
В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».
Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.
В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.
В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.
Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах.
Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
Исполняются преимущественно в характере русского, испанского, мексиканского и других народных танцев, в которых много различных дробных элементов движений.
Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.
Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.
Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.
Притопы выполняются весело, задорно, лихо.
Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т.д.
Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.
4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
Музыкальный размер- 2/4, исходное положение - 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.
1такт - 1 - шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом
-и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом
-2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять
-и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять
2такт - 1- удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола
-и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять
-2- наступить с силой на правую ногу
-и- наступить на левуюногу
3такт - как 1-ый такт
4такт -1и –как "1и" 2-го такта
-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию
-и- пауза
5такт - 1и2 - "горох" с правой ноги
-и- удар левой ногой по 6-ой позиции
6такт-1и2 - "горох" с левой ноги
-и- удар правой ногой по 6-ой позиции
7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем припод¬нять правую ногу над полом
-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
-2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
-и- приставить левую ногу в 6-уго позицию
8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол
-и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс
-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол
-и- пауза
9такт -1- с акцентом в пол наступить на правую ногу, левую ногу приподнять до середины икры правой ноги
-и - два переступания по 6-ой позиции на левую, затем на правую ногу
-2- сесть с акцентом на левую ногу, правую ногу поднять над полом до середины икры левой ноги
-и- два переступания по 6-ой позиции, сначала на правую, затем на левую ногу
10такт -1 - с акценту сесть на правую ногу,левую ногу приподнять
-и2 - два подскока на правой ноге, левая нога согнута
-и - два переступания по 6-ой позиции, сначала с левой, затем с правой ноги
11такт -1- удар левой ногой с акцентом по 6-ой позиции, правую ногу приподнять до середины икры левой ноги
-и- два переступания по 6-ой позиции сначала на правую, затем на левую ногу
-2- удар правой ногой с акцентом в пол, левую ногу приподнять
-и- два переступания по 6-ой позиции сначала с левой, затем с правой ноги
12такт -1- сесть с акцентом в пол на левую ногу, правую ногу согнуть
-и2 - два подскока на левой ноге, правая нога согнута
-и- подскок на левой ноге
13-14такт - 1и- "горох" по полукругу от станка на 18О градусов
-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию
-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
15такт -1- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
-и- левую ногу поставить вперед на каблук
-2- приставить правую ногу к левой ноге в 6-ую позицию на каблук
-и- переступить накаблуке левой ноги по 6-ой позиции
16такт -1- соскок в пол по 6-ой позиции
-и- поворот на каблуках по 6-ой позиции к станку на 360 градусов, руки на поясе
-2- с акцентом в пол сесть в 6-ую позицию
-и- пауза.
Всю комбинацию повторить с левой ноги.
5. Анализ результата урока.
Тема и план проведения урока соответствуют Программе учебной дисциплины «Русский танец». Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Студенты продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом осваивали методику исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.
6. Задание студентам:
Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения у станка.
- совершенствование, закрепление и отработка пройденного материала;
- совершенствование навыков манеры исполнения дробных выстукиваний;
- научить выполнять в различных темпах и ритмах дробные выстукивания;
- развитие навыков координации;
- развитие чёткости, ритмичности в выполнении упражнений;
- воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений;
- способствовать воспитанию ответственности, силы воли, дисциплинированности;
Вид урока: традиционный
Форма обучения: коллективная
Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.
Перечень литературы:
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.
Иноземцева Г. Народный танец. М.. "Знание", 1971.
Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 116 / 2009.
Ткаченко Т. Народный танец. М. "Искусство", 1967.
Ткаченко Т. Народные танцы. М., "Искусство", 1975.
Устинова Т. Русский народный танец. М.. "Искусство". 1976.
Перечень методического обеспечения:
- баян;
- подборка нотного материала;
2. Проверка и отработка пройденного материала.
3. Методика исполнения дробных выстукиваний.
4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
5. Анализ результата урока.
6. Задание студентам.
Место проведения: хореографический класс
Время проведения: два академических часа
Ход урока:
1. Организационный момент:
- приветствие;
- сообщение темы урока;
- «полуприседания» в характере мордовского танца;
- упражнение на «развитие подвижности стопы» в характере татарского танца;
- «маленькие броски» в характере молдавского танца;
- «круговые движения ногой по полу» в характере белорусского танца;
- «каблучное упражнение» в характере русского танца;
- «низкие развороты» в характере украинского танца;
В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».
Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.
В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.
В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.
Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах.
Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
Исполняются преимущественно в характере русского, испанского, мексиканского и других народных танцев, в которых много различных дробных элементов движений.
Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.
Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.
Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.
Притопы выполняются весело, задорно, лихо.
Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т.д.
Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.
4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
Музыкальный размер- 2/4, исходное положение - 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.
1такт - 1 - шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом
-и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом
-2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять
-и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять
2такт - 1- удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола
-и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять
-2- наступить с силой на правую ногу
-и- наступить на левуюногу
3такт - как 1-ый такт
4такт -1и –как "1и" 2-го такта
-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию
-и- пауза
5такт - 1и2 - "горох" с правой ноги
-и- удар левой ногой по 6-ой позиции
6такт-1и2 - "горох" с левой ноги
-и- удар правой ногой по 6-ой позиции
7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем припод¬нять правую ногу над полом
-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
-2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
-и- приставить левую ногу в 6-уго позицию
8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол
-и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс
-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол
-и- пауза
9такт -1- с акцентом в пол наступить на правую ногу, левую ногу приподнять до середины икры правой ноги
-и - два переступания по 6-ой позиции на левую, затем на правую ногу
-2- сесть с акцентом на левую ногу, правую ногу поднять над полом до середины икры левой ноги
-и- два переступания по 6-ой позиции, сначала на правую, затем на левую ногу
10такт -1 - с акценту сесть на правую ногу,левую ногу приподнять
-и2 - два подскока на правой ноге, левая нога согнута
-и - два переступания по 6-ой позиции, сначала с левой, затем с правой ноги
11такт -1- удар левой ногой с акцентом по 6-ой позиции, правую ногу приподнять до середины икры левой ноги
-и- два переступания по 6-ой позиции сначала на правую, затем на левую ногу
-2- удар правой ногой с акцентом в пол, левую ногу приподнять
-и- два переступания по 6-ой позиции сначала с левой, затем с правой ноги
12такт -1- сесть с акцентом в пол на левую ногу, правую ногу согнуть
-и2 - два подскока на левой ноге, правая нога согнута
-и- подскок на левой ноге
13-14такт - 1и- "горох" по полукругу от станка на 18О градусов
-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию
-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
15такт -1- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
-и- левую ногу поставить вперед на каблук
-2- приставить правую ногу к левой ноге в 6-ую позицию на каблук
-и- переступить накаблуке левой ноги по 6-ой позиции
16такт -1- соскок в пол по 6-ой позиции
-и- поворот на каблуках по 6-ой позиции к станку на 360 градусов, руки на поясе
-2- с акцентом в пол сесть в 6-ую позицию
-и- пауза.
Всю комбинацию повторить с левой ноги.
5. Анализ результата урока.
Тема и план проведения урока соответствуют Программе учебной дисциплины «Русский танец». Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Студенты продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом осваивали методику исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.
6. Задание студентам:
Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения у станка.
Скачать вложение