Методическая разработка урока по теме «Сечения»
Автор: Турусикова Светлана Ивановна, преподаватель ОГБПОУ "Рязанский автотранспортный техникум имени С.А.Живаго"По учебной дисциплине «Инженерная графика».
Цели:
Образовательная:
-
ознакомиться с понятием сечения,
-
научиться отличать разрезы от сечений,
-
при помощи сечений выявлять форму изображенных на чертежах деталей.
Развивающая:
- развивать проекционное мышление, пространственное воображение.
Воспитательная:
- развивать внимательность при чтении чертежей.
Методы обучения:
тип урока: урок изучения нового материала.
вид урока: рассказ с элементами беседы, работа с карточками.
Материально – техническое оснащение:
1. Стенд «Сечения».
2. Плакаты «Сечения», «Разрез и сечение».
3. Раздаточный материал – папка с дидактическим материалом на каждый стол (16 штук).
4. Рабочие тетради по черчению.
5. Чертежный инструмент.
6. Учебник И.С. Вышнепольский, И.В. Вышнепольский «Черчение для техникумов».
7. Детали для объяснения темы «Сечения».
8. Ноутбук, проектор, экран.
9. Вал коробки передач.
Ход занятия
1. Организационная часть - 5 мин.
-
принять рапорт;
-
проверить присутствующих по журналу;
-
проверить готовность по урокам;
-
назвать тему занятия;
-
цель формулируют учащиеся (что нового вы должны узнать на уроке).
2. Повторение пройденного материала 20 мин.
(актуализация опорных знаний для изучения нового материала).
Вопрос преподавателя:
Назвать изображения и ответить на вопросы на слайдах (3 – 8):
3 слайд
а) какие изображения даны на чертеже?
Правильный ответ:(главный вид, вид сверху, профильный разрез на месте вида слева)
б) что называют видом?
Правильный ответ: (вид - это изображение обращенной к наблюдателю видимой поверхности предмета).
в) что называют разрезом?
Правильный ответ (разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечение детали одной или несколькими секущими плоскостями, на изображении показывают то, что лежит в секущей плоскости и за ней).
4 слайд
Вопрос преподавателя:
а) назвать изображения на чертеже.
Правильный ответ: (главный вид, горизонтальный разрез на месте вида сверху)
б) для чего выполняют разрез?
Правильный ответ: (показать внутреннее строение детали).
5 слайд
Вопрос преподавателя:
а) сложные или простые разрезы даны на чертеже, как это определить?
Правильный ответ: ( разрез простой, так как на чертеже показана одна секущая плоскость).
б) когда обозначают след секущей плоскости?
Правильный ответ: (когда деталь не симметрична).
в) назвать разрезы
Правильный ответ:(фронтальный на месте главного вида, профильный на месте вида слева).
6 слайд
Вопрос преподавателя:
а) назвать изображения на чертеже
Правильный ответ: (главный вид, вид сверху, наклонный разрез).
7 слайд
Вопрос преподавателя:
а) сложный или простой разрез дан на чертеже, как вы это определили?
Правильный ответ:(сложный, так как деталь рассекают 3-мя секущими плоскостями).
б) назвать разрез (сложный ломаный) почему он так называется?
Правильный ответ: (секущие плоскости пересекаются).
8 слайд
Вопрос преподавателя:
а) как расположены секущие плоскости?
Правильный ответ: (параллельно).
б) назвать разрез
Правильный ответ: (сложный ступенчатый).
9 слайд
Преподаватель:
В контрольном листе написать названия разрезов, изображенных на слайде.
10 слайд
проверь себя:
1. Горизонтальный 4. Частичный 6. Ступенчатый
2. Фронтальный 5. Наклонный 7. Ломаный
3. Профильный
3. Объяснение новой темы 30 мин.
(формирование новых понятий и способов действий).
11 слайд
Преподаватель:
- Вы уже знакомы с изображениями – виды, разрезы, сегодня мы знакомимся с сечениями.
12 слайд
Преподаватель:
Обратимся к исторической справке: что нам дает рассечение детали?
Правильный ответ: (выявление формы - внешней и внутренней).
13 слайд
Преподаватель: сечения применяют для выявления внутреннего строения и наружной формы детали.
Вернуться к первому слайду и сделать запись в тетради:
1 слайд
тема урока "СЕЧЕНИЯ".
Преподаватель: сделать запись в тетради:
Сечение – это изображение фигуры, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, на котором показано только то, что расположено в секущей плоскости.
14 слайд
Преподаватель: сделать запись в тетради:
Виды сечений:
1) наложенное - обводят сплошной тонкой линией.
2) вынесенное в разрыве - обводят сплошной толстой линией.
15 слайд
3) вынесенное, на продолжении следа секущей плоскости - обводят сплошной толстой линией.
4) вынесенное, на свободном поле чертежа – обводят сплошной толстой линией и обозначают (А-А).
16 -17 слайд
Преподаватель: особенности при построении сечений - в сечениях показывают границы только цилиндрических отверстий
18 слайд
Вопрос преподавателя: рационально ли выполнено сечение?
Правильный ответ: (нет, нужно выполнять сечение на продолжении следа секущей плоскости - меньше будет обозначений на чертеже).
19 слайд
Вопрос преподавателя: чем отличается разрез от сечения?
Правильный ответ: (на разрезе показывают то, что лежит в секущей плоскости и за ней, а в сечении только то, что в секущей плоскости).
20 слайд
Связь со специальностью.
Вопросы преподавателя:
а) как называется деталь с выполненными на ней сечениями?
Правильный ответ: (ведущая шестерня главной передачи).
б) назвать сечения
Правильный ответ: (наложенные).
в) что они показывают?
Правильный ответ: (вал имеет шлицы).
г) показать шлицы на валу (деталь на столе).
Диалог с обучающимися.
21 слайд
Правильно ли выполнены сечения?
Правильный ответ: (А-А, В - В)
22 слайд
Какое сечение выполнено верно?
Правильный ответ: (2)
23 слайд
Преподаватель: сделать запись в тетради:
обозначить сечения:
Правильный ответ: (1 Д-Д, 2 Г - Г, 3 Б-Б, 4 В-В, 5 Е-Е, 6 А-А ).
4. Закрепление 25 мин.
(применение полученных знаний).
Работа с дидактическим материалом из папок:
а) ответить на вопросы теста в контрольном листе
в) построить сечение на карточках
5. Заключение 5 мин.
Подвести итог урока – отметить лучшие ответы, проставить оценки.
6. Задание на дом 3 мин.
24 слайд
а) повторить тему по учебнику И.С. Вышнепольский «Черчение для техникумов» стр.129 – 133,
б) достроить сечение на карточках,
в ) построить сечения стр.131 рис.5.5.
7. Рефлексия (что нового вы узнали на уроке) 2 мин.
Закончить предложения на карточках.
Полный вариант занятия с приложениями, презентация к занятию и рецензия во вложении (zip, 3MB)
Скачать вложение