Методические указания по внедрению рейтинговой оценки студентов
Автор: Бозванова Нина Николаевна, преподаватель ОГБПОУ "Рязанский строительный колледж"Методическая разработка по дисциплине «Основы экономической теории».
Методическая разработка представляет собой методические указания по внедрению рейтинговой оценки знаний студентов по отдельно взятой дисциплине.
По опыту применения такой методики в процессе преподавания основных экономических дисциплин в рязанском политехническом институте считаю, что она позволяет активизировать познавательный процесс студентов и как следствие повысить на этой основе качество образовательного процесса.
На современном этапе развития экономики в России как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.
Новые требования общества к уровню образованности и развития личности приводят к необходимости изменения технологий обучения будущих специалистов. Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает студентов, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Сегодня продуктивными является технологии позволяющие организовать учебный процесс с ориентацией на личность студента, учитывая его интересы, склонности и способности.
Значительную роль в достижении требований к результатам обучения, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений студента.
Одна из важнейших проблем решения этой задачи дидактическая, т.е. – проблема определения и выбора наиболее рациональных методов обучения. Успех обучения зависит в основном от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степени самостоятельности, проявления творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода обучения.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала студенты не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки.
Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контроль и оценка являются непременными спутниками образовательного процесса, сопровождают его развитие. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся.
Недостаток традиционного семестрового контроля заключаются в том, что он слабо стимулирует текущую работу студентов, позволяя надеяться на «счастливый билетик». Внутри семестровая аттестация студентов зачастую носит формальный характер и не исключает так называемый
субъективизм в оценке знаний студента. Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях конкретного студента, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.
Из алгоритма, предложенного Ю.К.Бабанским «Оптимальный выбор методов обучения», я в представленной методической разработке предлагаю метод рейтинговой оценки знаний, который позволяет стимулировать деятельность обучающихся..
Рейтинг (от английского rating – уровень, разряд) – это индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая оценка системы знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов), с помощью которых можно оценить знания в течение всего контролируемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, учащийся по завершении курса получает совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить желание студента трудиться, его активность и уровень усвоения материала.
Рейтинговая система нацелена, в первую очередь, на повышение мотивации студентов к успешному освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их работы.
Как показывает анализ многих исследований и собственный опыт автора, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ, основными из которых, являются:
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- формирование ответственного отношения к своевременности выполнения заданий;
- мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;
- заинтересованность во внеаудиторной работе;
- снижение количества немотивированных пропусков аудиторных занятий;
- возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для учащихся с различными способностями, возможностями и потребностями;
- снижение уровня субъективизма в оценке знаний студентов;
- устранение экзаменационных стрессовых ситуаций.
В данной разработке предлагается пилотный проект внедрения рейтинговой оценки знаний учащихся с углубленной подготовкой конкретно по дисциплине «Основы экономической теории», в отдельно взятой группе или 2-3-х группах в рязанском строительном колледже.
Методические рекомендации для студентов разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» (углубленная подготовка).
Полный вариант статьи с рецензией во вложении (zip, 687KB)
Скачать вложение