Методика изучения электронных таблиц
Автор: Расщепкина Наталья Викторовна, преподаватель ОГБПОУ Рязанский колледж электроникиТехнологическая карта урока
Обменяемся яблоками – и у каждого из нас останется по яблоку;
обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи.
Т. А. Эдисон
обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи.
Т. А. Эдисон
В своей повседневной жизни человек постоянно использует таблицы. Персональный компьютер расширяет возможности использования таблиц, так как позволяет не только представлять данные в электронном виде, но и обрабатывать их. Для этих целей существуют специальные программы, которые называются табличными процессорами или электронными таблицами.
Электронные таблицы используют экономисты, бухгалтеры, инженеры, научные работники, все те, кому приходится работать с большими массивами числовой информации. Поэтому, на какой бы специальности не учились наши студенты, с большой вероятностью, им придётся работать с табличными данными в табличных процессорах.
Для различных типов компьютеров, получивших распространение в учебных заведениях и на предприятиях, существуют электронные таблицы. Самым распространённым табличным процессором считается Microsoft Excel из офисного пакета Microsoft Office. Именно с ним мы и знакомим наших студентов на занятиях по информатике (1 курс).
Microsoft Excel - мощный профессиональный пакет с огромными возможностями. Мы не ставим цель - обучить студентов всему многообразию его возможностей и функций. Наша задача – заложить фундамент для дальнейшего изучения этой программы на вычислительной практике (2 курс) и успешного её использования в учебной и профессиональной деятельности.
На конкретных практических примерах мы знакомим студентов с определённым классом задач по обработке таблично-организованной информации, проведению расчётов на её основе, обеспечению визуального представления хранимых данных и результатов их обработки в виде диаграмм.
Не забываем и про теорию. Наибольшие затруднения здесь вызывают: чтение (интерпретация) интерфейса программы, проектирование таблицы, правила записи формул и понимание принципа относительной адресации. Этим вопросам на занятиях уделяется особое внимание.
Более того, электронные таблицы могут использоваться не только как объект изучения, но и как средство обучения для развития умственных способностей. Ведь создание электронных таблиц требует от учащегося умения выполнять абстрактные логические умозаключения. Поэтому создание проблемной ситуации является основным средством активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях по данной теме.
Интерес к изучению этой программы можно вызвать, предлагая ситуационные задачи, имитирующие реальные жизненные ситуации, которые учащиеся могут также составлять сами. Широкие возможности представляет изучение электронных таблиц для осуществления межпредметных связей. Всё это будет способствовать проникновению информационных технологий в изучение других дисциплин, формированию умений применять знания по информатике в обучении и практической деятельности.
Электронные таблицы очень просты в использовании. С их помощью можно решить широкий круг задач, для которых раньше нужно было составлять программы. Например, в электронных таблицах можно создавать тесты для контроля знаний по любой преподаваемой дисциплине.
В качестве примера предлагаем разработку открытого занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему «Упражнения в Microsoft Excel». К разработке прилагаются: презентация, документы Microsoft Excel с заданиями (для студентов и для преподавателя отдельно), компьютеризированный тест, выполненный в программе Microsoft Excel, и пояснения по проведению занятия.
Вложение содержит архив: технологическая карта с приложениями (zip, 188KB)
Электронные таблицы используют экономисты, бухгалтеры, инженеры, научные работники, все те, кому приходится работать с большими массивами числовой информации. Поэтому, на какой бы специальности не учились наши студенты, с большой вероятностью, им придётся работать с табличными данными в табличных процессорах.
Для различных типов компьютеров, получивших распространение в учебных заведениях и на предприятиях, существуют электронные таблицы. Самым распространённым табличным процессором считается Microsoft Excel из офисного пакета Microsoft Office. Именно с ним мы и знакомим наших студентов на занятиях по информатике (1 курс).
Microsoft Excel - мощный профессиональный пакет с огромными возможностями. Мы не ставим цель - обучить студентов всему многообразию его возможностей и функций. Наша задача – заложить фундамент для дальнейшего изучения этой программы на вычислительной практике (2 курс) и успешного её использования в учебной и профессиональной деятельности.
На конкретных практических примерах мы знакомим студентов с определённым классом задач по обработке таблично-организованной информации, проведению расчётов на её основе, обеспечению визуального представления хранимых данных и результатов их обработки в виде диаграмм.
Не забываем и про теорию. Наибольшие затруднения здесь вызывают: чтение (интерпретация) интерфейса программы, проектирование таблицы, правила записи формул и понимание принципа относительной адресации. Этим вопросам на занятиях уделяется особое внимание.
Более того, электронные таблицы могут использоваться не только как объект изучения, но и как средство обучения для развития умственных способностей. Ведь создание электронных таблиц требует от учащегося умения выполнять абстрактные логические умозаключения. Поэтому создание проблемной ситуации является основным средством активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях по данной теме.
Интерес к изучению этой программы можно вызвать, предлагая ситуационные задачи, имитирующие реальные жизненные ситуации, которые учащиеся могут также составлять сами. Широкие возможности представляет изучение электронных таблиц для осуществления межпредметных связей. Всё это будет способствовать проникновению информационных технологий в изучение других дисциплин, формированию умений применять знания по информатике в обучении и практической деятельности.
Электронные таблицы очень просты в использовании. С их помощью можно решить широкий круг задач, для которых раньше нужно было составлять программы. Например, в электронных таблицах можно создавать тесты для контроля знаний по любой преподаваемой дисциплине.
В качестве примера предлагаем разработку открытого занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему «Упражнения в Microsoft Excel». К разработке прилагаются: презентация, документы Microsoft Excel с заданиями (для студентов и для преподавателя отдельно), компьютеризированный тест, выполненный в программе Microsoft Excel, и пояснения по проведению занятия.
Вложение содержит архив: технологическая карта с приложениями (zip, 188KB)
Скачать вложение