Об использовании метода проектов в поисково-исследовательской деятельности студентов по дисциплине "История"
Автор: Кучаева Людмила Витальевна, преподаватель истории, обществознания и географии ОГБПОУ «Ряжский дорожный техникум»Обобщение опыта работы преподавателя.
Одной из целей преподавания истории является формирование целостного мировоззрения студентов о мире, который развивается во времени и пространстве. Однако, наши студенты, закончив обучение, не видят действия тех законов, которые изучали, не всегда умеют применять полученные знания.
Поэтому, сегодня, важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир. Этому и способствуют различные методы исследовательской деятельности, в том числе и методы проекта.
Использование метода проектов в поисково-исследовательской деятельности студентов по дисциплине История" способствует развитию познавательного интереса студентов и педагогов. При помощи метода проектов можно реализовать многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогом. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
За последние 15 лет в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации исследовательской работы студентов. На всех уровнях проходят различные конкурсы, конференции студенческих работ. Наиболее серьезные и перспективные работы награждаются грамотами, дипломами, премиями. Исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности студентов, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы — воспитание социально активной личности, способной к самоутверждению и самореализации.
В Концепции модернизации российского образования указано, что "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".
Одним из эффективных методов является метод проектов, который позволяет строить обучение на активной основе, сообразуясь с личным интересом, личными ценностями студента.
Проектная методика тесно связана с жизнью, практикой, стимулирует студентов самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Хочу поделиться опытом по организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеклассной работе. Особый интерес представляют исследовательские проекты. Темы для проектно-исследовательской деятельности студентов выбираю такие, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую, региональную историю и историю края.
Цели проектно-исследовательской деятельности:
1. выявление и поддержка студентов склонных к занятию исследовательской деятельностью;
2. развитие интеллектуальных, творческих способностей студентов;
3. формирование и развитие у студентов навыков исследовательской работы;
4. развитие компетенций у студентов, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Мотивация студентов.
2. Планирование. Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, установление критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
3. Исследование. Сбор и уточнение информации основными инструментами: интервью, опросы, наблюдения, работа с источниками.
4. Формулирование результатов и выводов. Работа над проектом, анализ информации, оформление проекта.
5. Представление и защита проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Рефлексия.
7. Определение потенциала продолжения работы над проектом.
Работаю со студентами поэтапно. Самым трудным этапом считаю выявление способных ребят, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия. Сотрудничество на уровне: преподаватель — студент — это одно из условий успеха в проектно-исследовательской работе со студентами. Им интересно самим прийти к выводам и обобщениям. Они ждут знакомства с новым материалом, в котором воплощаются их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Я даю студентам возможность работать с тем историческим материалом, который им интересен, является личностно значимым, вызывает переживания, сочувствие. Построенная таким образом познавательная деятельность влияет на эмоциональную сферу студентов, способствует формированию ценностных ориентаций. Выполняя проекты, студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Таким образом, ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения студентов на основе:
Специфика истории, как науки, предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и специфику развития религии, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность студенту соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе, почерпнутые из разных наук.
Наибольший интерес у студентов для изучения вызывает ХХ век. Он стал одним из самых драматических в истории России. Кроме того, вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Исследовательская работа моих студентов — это, прежде всего, история повседневности, это судьбы рядом живущих людей, семей, учреждений, поселков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны.
Я работаю со студентами по следующим направлениям исследовательской деятельности:
1. "Край, в котором мы живем. Педагогическая деятельность РДТ: история в лицах";
2. "Мое образовательное учреждение. История Ряжского дорожного техникума";
3. "Герои живут рядом с тобой";
4. "Имя героя на карте родного края";
5. "Забытые страницы нашей истории. К 100-летию начала Первой мировой войны";
6. "Великие страницы нашей истории. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне".
7. Литературное краеведение.
Хочу более подробно рассказать, как создавались эти проекты.
Работая в Ряжском дорожном техникуме, меня заинтересовала история этого учебного заведения, которому в 2011 году исполнилось 70 лет. Захотелось более близко познакомиться с преподавателями, которые всю жизнь проработали в техникуме. Своим интересом я заразила и студентов. Была создана команда единомышленников, которые задались целью через биографии преподавателей изучить историю техникума. Был составлен план работы, выбраны цели и задачи, объекты исследования, поиск информации, работа в архиве и музее техникума. Было решено, что основным источником информации будут интервью с изучаемыми объектами. Интервью и различные формы опросов позволяют получить ценные сведения о прошлом, пригодных для использования, как в теории, так и на практике. В ходе работы над проектом, состоялись встречи-интервью с преподавателями-ветеранами педагогического труда, руководителями учебного заведения. В результате исследовательской деятельности был создан проект "Край, в котором мы живем. Педагогическая деятельность РДТ: история в лицах". На конкурсе защиты исследовательских (технических, творческих) проектов 2012 года наш проект занял I место в номинации "Социокультурное направление". Работа над проектом сплотила студентов, они научились работать в команде, ответственно подходить к выполнению заданий, научились работать с архивными документами, приобрели опыт публицистической деятельности. Многие студенты по-новому взглянули на профессию преподавателя. Встречи в неформальной обстановке, непринужденность в общении, помогли студентам ближе узнать и понять педагогов. Интервью-воспоминания, о годах работы педагогов в техникуме, расширили кругозор студентов, обогатили личными впечатлениями.
Материалы исследовательской работы (аудиозаписи интервью, фотографии участников проекта) пополнили экспозиции музея техникума и легли в основу учебно-исследовательской работы "История Ряжского дорожного техникума", выполненной студентами П. Крыловым и А. Бахтиным. Эта работа была представлена в Санкт-Петербурге на II Всероссийском конкурсе среди обучающихся учреждений среднего и высшего профессионального образования, посвященном празднованию в РФ "Года российской истории" (2012 г). Студенты стали дипломантами конкурса.
Краеведческая поисково-исследовательская работа студентов по изучению истории Ряжского дорожного техникума была продолжена в 2014 году. Студенты техникума работали в направлении "Мое образовательное учреждение". Были разработаны два проекта: "История Ряжского дорожного техникума" (Д. Почкин) и "… мы ими гордимся. (выдающиеся выпускники)" (В. Уткин и Д. Фролов). Первый проект явился продолжением исследования П. Крылова и А. Бахтина. История техникума представлена на фоне истории родного города. Второй проект о выпускниках техникума, добившихся определенных высот в своей профессии. Для этого проекта студенты приглашали выпускников (С. Горбунов, Г. Овечкин, Н. Громовой, Ю. Бацких), беседовали с ними, брали интервью, посещали музей техникума, где есть стенд, посвященный прославившимся выпускникам. Новизна этой работы в том, что никто до них не изучал, не исследовал подробно биографии выпускников, не отмечал того, как техникум повлиял на их профессионализм, их дальнейшую судьбу. Проект "… мы ими гордимся. (выдающиеся выпускники)" разработан на основе интервью, которые студенты брали у выпускников. Я считаю, что интервью, воспоминания людей о своей жизни, живой диалог дают возможность получить определенные правдивые ответы на вопросы. Только в ходе беседы человек может полностью раскрыться и не сможет уйти от неудобных вопросов. В ходе интервью можно учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента, можно следить за его реакцией, его отношением к проблеме и поставленным вопросам. Оба эти проекта были представлены на заочном региональном конкурсе "Мое образовательное учреждение" в историко-краеведческой номинации. Студенты за представленные проекты получили дипломы.
С 2012 года студенты (П. Крылов, Д. Захряпин) под моим руководством ведут поисково-исследовательскую работу по направлениям "Герои живут рядом с тобой" и "Имя героя на карте родного края". Эти работы посвящены участникам локальных войн, а именно "афганцам", выполняющим свой интернациональный долг в Афганистане и погибшим в ходе войны. Тема была выбрана не случайно, так как Афганская война затронула и наш город, и наш техникум. Студентов очень заинтересовала эта тема. Конечно, об Афганской войне можно найти материалы в учебниках истории, энциклопедиях, журналах, книгах, Интернете. Но о воинах-интернационалистах из Ряжского района сведений очень мало: несколько статей в местной газете, небольшие экспозиции в школьных и Ряжском краеведческом музеях. Поэтому так интересно было ребятам работать над этими темами. Они встречались с родными погибших воинов, друзьями, одноклассниками, держали в руках награды, письма, фотографии. Материал для исследований был "добыт" и обработан студентами самостоятельно, что для них было особенно ценно. Был создан эффект соучастия в историческом процессе, история для них стала ближе, доступнее.
Проект П. Крылова "Участие ряжцев в локальных войнах и конфликтах" на областных историко-краеведческих конкурсах "Имя героя на карте родного края" в 2013 году занял III место, а в 2014 году завоевал специальный приз в номинации "Герои России — Герои Рязанской области".
Широкое использование информационно - компьютерных технологий, применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания дают новые возможности для активизации поисково-исследовательской деятельности студентов. Проекты-презентации получают все большее распространение. Не обошла эту сторону деятельности студентов и я. В 2014 и 2015 годах студенты разработали проекты-презентации по направлениям: "Забытые страницы нашей истории. К 100-летию начала Первой мировой войны" и "Великие страницы нашей истории. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне".
Проект "Забытые страницы нашей истории. К 100-летию начала Первой мировой войны" был представлен на областном историческом конкурсе в номинации "Историческая справка":
• "Георгиевский кавалер Ляпунов Василий Александрович" (автор А. Бастрычкин),
• "Участники Первой мировой войны" (автор А. Аксенова),
• "П.Н. Нестеров — русский военный летчик" (автор А. Неклюдов),
и в номинации "Электронная презентация":
• "Интересные факты о Первой мировой войне" (автор О. Власенков),
• "Боевая техника и оружие Первой мировой войны" (автор Г. Ашихин),
• "Крупнейшие сражения Первой мировой войны" (автор Д. Кобякин).
Эти проекты отмечены сертификатами участников конкурса.
Проект "Великие страницы нашей истории. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне" был представлен на областном историческом конкурсе в номинации "Историческая справка":
• "Ряпухин Алексей Семенович — участник Великой Отечественной войны" (автор И. Ряпухин),
• "Мария Зиновьевна Богомолова — радистка, участница Великой Отечественной войны" (автор А. Овчинников),
• "Бычков Иван Дмитриевич — участник Великой Отечественной войны" (автор А. Назин),
и в номинации "Электронная презентация":
• "Гвардейский миномет Катюша" (автор И. Ряпухин),
• "Танк Т-34" (автор А. Овчинников),
• "Серебряков Андрей Михайлович – Герой Советского Союза" (автор О. Власенков).
Эти проекты отмечены дипломами участников конкурса.
Работа над этими проектами была интересна студентам. Темы для номинаций они выбирали сами. Было исследовано большое количество различных исторических источников, как личного (воспоминания родных, знакомых, письма, фотографии, ордена, медали), так и официального происхождения (архивные, музейные документы, статьи, подшивки газет). Частично они были использованы. Все документы были подвергнуты критическому анализу.
Еще одним видом проектно-исследовательской деятельности студентов является исторический видеофильм. Работа над таким проектом велась в 2013 году. Студенты Д. Мастюкова и А. Пронкин собрали большое количество исторического материала о русских путешественниках и первооткрывателях. Историческая литература, посещения музеев П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.М. Головнина, интервью с жительницей села Заборово Т.Г. Буровой, главным врачом Ряжской ЦРБ В.П. Чадиным. Весь собранный материал лег в основу фильмов "В.М. Головнин из рода Головниных", "П.П. Семенов-Тян-Шанский", "М.Г. Малахов — покоритель Севера".
Видеофильм об известном рязанском мореплавателе, путешественнике, первооткрывателе "В.М. Головнин из рода Головниных" в 2013 году занял I место на I открытом областном фестивале-конкурсе экранного творчества "Рязанские путешественники глазами детей" в номинации "Рязанские путешественники — первооткрыватели". В 2014 году видеофильм "П.П. Семенов-Тян-Шанский" занял II место в номинации "Видеофильм" на областной выставке научно-технического творчества молодежи "Рязанские Кулибины".
Еще одним направлением учебно-исследовательской деятельности студентов является направление "Изучаем страны и континенты". Проекты этого направления готовились специально к всероссийскому географическому конкурсу "География Африки". Учебно-исследовательские работы "Русский путешественник-исследователь Африки В.В. Юнкер" (автор О. Катюшкина),
"Южно-Африканская Республика" ( автор И. Бастрычкин), "Танзания" (автор А. Марикян), "Народы Африки" (автор А. Володин) получили награды различных региональных степеней. Проект "Этнический состав населения Африки" (автор И. Куранова) стал победителем всероссийского географического конкурса.
Богата талантами ряжская земля. Литературное краеведение — это еще один проект учебно-исследовательской деятельности студентов. Изучая биографии и творчество поэтов-земляков Ольги Козловцевой, Владимира Силкина, Галины Соломатиной, Евгения Трофимова (преподавателя русского языка и литературы РДТ), встречаясь со многими из них на творческих вечерах, студенты учатся замечать красоту родного края, поэтического слова, сопереживать, чувствовать прекрасное. В 2014 году, на областном конкурсе-фестивале литературного творчества "Родное слово" в номинации "Литературное краеведение", представленный проект "Исследование творчества ряжских поэтов" (автор Л. Назина) отмечен дипломом "За творческую работу".
Таким образом, используя метод проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время, удается:
Своим личным примером я стараюсь побуждать студентов к разнообразной творческой деятельности. В 2012 году я получила Благодарственное письмо за высокий профессионализм и активное участие студентов техникума во II Всероссийском конкурсе "Год российской истории". В 2013 году моя методическая разработка классного часа "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан", посвященная 25-летию вывода советских войск из Афганистана, заняла III место в областном конкурсе внеклассных мероприятий "Растим патриотов", посвященного воспитанию патриотизма среди молодежи. Ежегодно мои методические разработки признаются одними из лучших на конкурсе методических разработок преподавателей РДТ.
Мною накоплен богатый материал по проектно-исследовательской деятельности студентов. Я считаю, что мой педагогический опыт можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, декадах цикловых комиссий и при подготовке различного рода конкурсам.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 22KB)
Поэтому, сегодня, важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир. Этому и способствуют различные методы исследовательской деятельности, в том числе и методы проекта.
Использование метода проектов в поисково-исследовательской деятельности студентов по дисциплине История" способствует развитию познавательного интереса студентов и педагогов. При помощи метода проектов можно реализовать многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогом. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
За последние 15 лет в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации исследовательской работы студентов. На всех уровнях проходят различные конкурсы, конференции студенческих работ. Наиболее серьезные и перспективные работы награждаются грамотами, дипломами, премиями. Исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности студентов, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы — воспитание социально активной личности, способной к самоутверждению и самореализации.
В Концепции модернизации российского образования указано, что "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".
Одним из эффективных методов является метод проектов, который позволяет строить обучение на активной основе, сообразуясь с личным интересом, личными ценностями студента.
Проектная методика тесно связана с жизнью, практикой, стимулирует студентов самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Хочу поделиться опытом по организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеклассной работе. Особый интерес представляют исследовательские проекты. Темы для проектно-исследовательской деятельности студентов выбираю такие, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую, региональную историю и историю края.
Цели проектно-исследовательской деятельности:
1. выявление и поддержка студентов склонных к занятию исследовательской деятельностью;
2. развитие интеллектуальных, творческих способностей студентов;
3. формирование и развитие у студентов навыков исследовательской работы;
4. развитие компетенций у студентов, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Мотивация студентов.
2. Планирование. Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, установление критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
3. Исследование. Сбор и уточнение информации основными инструментами: интервью, опросы, наблюдения, работа с источниками.
4. Формулирование результатов и выводов. Работа над проектом, анализ информации, оформление проекта.
5. Представление и защита проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Рефлексия.
7. Определение потенциала продолжения работы над проектом.
Работаю со студентами поэтапно. Самым трудным этапом считаю выявление способных ребят, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия. Сотрудничество на уровне: преподаватель — студент — это одно из условий успеха в проектно-исследовательской работе со студентами. Им интересно самим прийти к выводам и обобщениям. Они ждут знакомства с новым материалом, в котором воплощаются их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Я даю студентам возможность работать с тем историческим материалом, который им интересен, является личностно значимым, вызывает переживания, сочувствие. Построенная таким образом познавательная деятельность влияет на эмоциональную сферу студентов, способствует формированию ценностных ориентаций. Выполняя проекты, студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Таким образом, ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения студентов на основе:
- взаимного доверия и уважения преподавателя и студента;
- обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации студента как личности;
- осуществления единства мыслительной и практической деятельности студентов;
- использования личностно-ориентированного обучения.
Специфика истории, как науки, предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и специфику развития религии, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность студенту соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе, почерпнутые из разных наук.
Наибольший интерес у студентов для изучения вызывает ХХ век. Он стал одним из самых драматических в истории России. Кроме того, вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Исследовательская работа моих студентов — это, прежде всего, история повседневности, это судьбы рядом живущих людей, семей, учреждений, поселков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны.
Я работаю со студентами по следующим направлениям исследовательской деятельности:
1. "Край, в котором мы живем. Педагогическая деятельность РДТ: история в лицах";
2. "Мое образовательное учреждение. История Ряжского дорожного техникума";
3. "Герои живут рядом с тобой";
4. "Имя героя на карте родного края";
5. "Забытые страницы нашей истории. К 100-летию начала Первой мировой войны";
6. "Великие страницы нашей истории. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне".
7. Литературное краеведение.
Хочу более подробно рассказать, как создавались эти проекты.
Работая в Ряжском дорожном техникуме, меня заинтересовала история этого учебного заведения, которому в 2011 году исполнилось 70 лет. Захотелось более близко познакомиться с преподавателями, которые всю жизнь проработали в техникуме. Своим интересом я заразила и студентов. Была создана команда единомышленников, которые задались целью через биографии преподавателей изучить историю техникума. Был составлен план работы, выбраны цели и задачи, объекты исследования, поиск информации, работа в архиве и музее техникума. Было решено, что основным источником информации будут интервью с изучаемыми объектами. Интервью и различные формы опросов позволяют получить ценные сведения о прошлом, пригодных для использования, как в теории, так и на практике. В ходе работы над проектом, состоялись встречи-интервью с преподавателями-ветеранами педагогического труда, руководителями учебного заведения. В результате исследовательской деятельности был создан проект "Край, в котором мы живем. Педагогическая деятельность РДТ: история в лицах". На конкурсе защиты исследовательских (технических, творческих) проектов 2012 года наш проект занял I место в номинации "Социокультурное направление". Работа над проектом сплотила студентов, они научились работать в команде, ответственно подходить к выполнению заданий, научились работать с архивными документами, приобрели опыт публицистической деятельности. Многие студенты по-новому взглянули на профессию преподавателя. Встречи в неформальной обстановке, непринужденность в общении, помогли студентам ближе узнать и понять педагогов. Интервью-воспоминания, о годах работы педагогов в техникуме, расширили кругозор студентов, обогатили личными впечатлениями.
Материалы исследовательской работы (аудиозаписи интервью, фотографии участников проекта) пополнили экспозиции музея техникума и легли в основу учебно-исследовательской работы "История Ряжского дорожного техникума", выполненной студентами П. Крыловым и А. Бахтиным. Эта работа была представлена в Санкт-Петербурге на II Всероссийском конкурсе среди обучающихся учреждений среднего и высшего профессионального образования, посвященном празднованию в РФ "Года российской истории" (2012 г). Студенты стали дипломантами конкурса.
Краеведческая поисково-исследовательская работа студентов по изучению истории Ряжского дорожного техникума была продолжена в 2014 году. Студенты техникума работали в направлении "Мое образовательное учреждение". Были разработаны два проекта: "История Ряжского дорожного техникума" (Д. Почкин) и "… мы ими гордимся. (выдающиеся выпускники)" (В. Уткин и Д. Фролов). Первый проект явился продолжением исследования П. Крылова и А. Бахтина. История техникума представлена на фоне истории родного города. Второй проект о выпускниках техникума, добившихся определенных высот в своей профессии. Для этого проекта студенты приглашали выпускников (С. Горбунов, Г. Овечкин, Н. Громовой, Ю. Бацких), беседовали с ними, брали интервью, посещали музей техникума, где есть стенд, посвященный прославившимся выпускникам. Новизна этой работы в том, что никто до них не изучал, не исследовал подробно биографии выпускников, не отмечал того, как техникум повлиял на их профессионализм, их дальнейшую судьбу. Проект "… мы ими гордимся. (выдающиеся выпускники)" разработан на основе интервью, которые студенты брали у выпускников. Я считаю, что интервью, воспоминания людей о своей жизни, живой диалог дают возможность получить определенные правдивые ответы на вопросы. Только в ходе беседы человек может полностью раскрыться и не сможет уйти от неудобных вопросов. В ходе интервью можно учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента, можно следить за его реакцией, его отношением к проблеме и поставленным вопросам. Оба эти проекта были представлены на заочном региональном конкурсе "Мое образовательное учреждение" в историко-краеведческой номинации. Студенты за представленные проекты получили дипломы.
С 2012 года студенты (П. Крылов, Д. Захряпин) под моим руководством ведут поисково-исследовательскую работу по направлениям "Герои живут рядом с тобой" и "Имя героя на карте родного края". Эти работы посвящены участникам локальных войн, а именно "афганцам", выполняющим свой интернациональный долг в Афганистане и погибшим в ходе войны. Тема была выбрана не случайно, так как Афганская война затронула и наш город, и наш техникум. Студентов очень заинтересовала эта тема. Конечно, об Афганской войне можно найти материалы в учебниках истории, энциклопедиях, журналах, книгах, Интернете. Но о воинах-интернационалистах из Ряжского района сведений очень мало: несколько статей в местной газете, небольшие экспозиции в школьных и Ряжском краеведческом музеях. Поэтому так интересно было ребятам работать над этими темами. Они встречались с родными погибших воинов, друзьями, одноклассниками, держали в руках награды, письма, фотографии. Материал для исследований был "добыт" и обработан студентами самостоятельно, что для них было особенно ценно. Был создан эффект соучастия в историческом процессе, история для них стала ближе, доступнее.
Проект П. Крылова "Участие ряжцев в локальных войнах и конфликтах" на областных историко-краеведческих конкурсах "Имя героя на карте родного края" в 2013 году занял III место, а в 2014 году завоевал специальный приз в номинации "Герои России — Герои Рязанской области".
Широкое использование информационно - компьютерных технологий, применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания дают новые возможности для активизации поисково-исследовательской деятельности студентов. Проекты-презентации получают все большее распространение. Не обошла эту сторону деятельности студентов и я. В 2014 и 2015 годах студенты разработали проекты-презентации по направлениям: "Забытые страницы нашей истории. К 100-летию начала Первой мировой войны" и "Великие страницы нашей истории. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне".
Проект "Забытые страницы нашей истории. К 100-летию начала Первой мировой войны" был представлен на областном историческом конкурсе в номинации "Историческая справка":
• "Георгиевский кавалер Ляпунов Василий Александрович" (автор А. Бастрычкин),
• "Участники Первой мировой войны" (автор А. Аксенова),
• "П.Н. Нестеров — русский военный летчик" (автор А. Неклюдов),
и в номинации "Электронная презентация":
• "Интересные факты о Первой мировой войне" (автор О. Власенков),
• "Боевая техника и оружие Первой мировой войны" (автор Г. Ашихин),
• "Крупнейшие сражения Первой мировой войны" (автор Д. Кобякин).
Эти проекты отмечены сертификатами участников конкурса.
Проект "Великие страницы нашей истории. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне" был представлен на областном историческом конкурсе в номинации "Историческая справка":
• "Ряпухин Алексей Семенович — участник Великой Отечественной войны" (автор И. Ряпухин),
• "Мария Зиновьевна Богомолова — радистка, участница Великой Отечественной войны" (автор А. Овчинников),
• "Бычков Иван Дмитриевич — участник Великой Отечественной войны" (автор А. Назин),
и в номинации "Электронная презентация":
• "Гвардейский миномет Катюша" (автор И. Ряпухин),
• "Танк Т-34" (автор А. Овчинников),
• "Серебряков Андрей Михайлович – Герой Советского Союза" (автор О. Власенков).
Эти проекты отмечены дипломами участников конкурса.
Работа над этими проектами была интересна студентам. Темы для номинаций они выбирали сами. Было исследовано большое количество различных исторических источников, как личного (воспоминания родных, знакомых, письма, фотографии, ордена, медали), так и официального происхождения (архивные, музейные документы, статьи, подшивки газет). Частично они были использованы. Все документы были подвергнуты критическому анализу.
Еще одним видом проектно-исследовательской деятельности студентов является исторический видеофильм. Работа над таким проектом велась в 2013 году. Студенты Д. Мастюкова и А. Пронкин собрали большое количество исторического материала о русских путешественниках и первооткрывателях. Историческая литература, посещения музеев П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.М. Головнина, интервью с жительницей села Заборово Т.Г. Буровой, главным врачом Ряжской ЦРБ В.П. Чадиным. Весь собранный материал лег в основу фильмов "В.М. Головнин из рода Головниных", "П.П. Семенов-Тян-Шанский", "М.Г. Малахов — покоритель Севера".
Видеофильм об известном рязанском мореплавателе, путешественнике, первооткрывателе "В.М. Головнин из рода Головниных" в 2013 году занял I место на I открытом областном фестивале-конкурсе экранного творчества "Рязанские путешественники глазами детей" в номинации "Рязанские путешественники — первооткрыватели". В 2014 году видеофильм "П.П. Семенов-Тян-Шанский" занял II место в номинации "Видеофильм" на областной выставке научно-технического творчества молодежи "Рязанские Кулибины".
Еще одним направлением учебно-исследовательской деятельности студентов является направление "Изучаем страны и континенты". Проекты этого направления готовились специально к всероссийскому географическому конкурсу "География Африки". Учебно-исследовательские работы "Русский путешественник-исследователь Африки В.В. Юнкер" (автор О. Катюшкина),
"Южно-Африканская Республика" ( автор И. Бастрычкин), "Танзания" (автор А. Марикян), "Народы Африки" (автор А. Володин) получили награды различных региональных степеней. Проект "Этнический состав населения Африки" (автор И. Куранова) стал победителем всероссийского географического конкурса.
Богата талантами ряжская земля. Литературное краеведение — это еще один проект учебно-исследовательской деятельности студентов. Изучая биографии и творчество поэтов-земляков Ольги Козловцевой, Владимира Силкина, Галины Соломатиной, Евгения Трофимова (преподавателя русского языка и литературы РДТ), встречаясь со многими из них на творческих вечерах, студенты учатся замечать красоту родного края, поэтического слова, сопереживать, чувствовать прекрасное. В 2014 году, на областном конкурсе-фестивале литературного творчества "Родное слово" в номинации "Литературное краеведение", представленный проект "Исследование творчества ряжских поэтов" (автор Л. Назина) отмечен дипломом "За творческую работу".
Таким образом, используя метод проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время, удается:
- повысить творческую активность студентов,
- развивать их логическое и критическое мышление,
- повысить уровень их конкурентоспособности,
- расширить кругозор студентов.
- опыт работы с большим объемом информации;
- опыт проведения презентации;
- умение оценивать ситуацию и принимать решения;
- умение работать в коллективе;
- умение структурировать информацию;
- умение индивидуально планировать работу;
- умение работать в команде.
Своим личным примером я стараюсь побуждать студентов к разнообразной творческой деятельности. В 2012 году я получила Благодарственное письмо за высокий профессионализм и активное участие студентов техникума во II Всероссийском конкурсе "Год российской истории". В 2013 году моя методическая разработка классного часа "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан", посвященная 25-летию вывода советских войск из Афганистана, заняла III место в областном конкурсе внеклассных мероприятий "Растим патриотов", посвященного воспитанию патриотизма среди молодежи. Ежегодно мои методические разработки признаются одними из лучших на конкурсе методических разработок преподавателей РДТ.
Мною накоплен богатый материал по проектно-исследовательской деятельности студентов. Я считаю, что мой педагогический опыт можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, декадах цикловых комиссий и при подготовке различного рода конкурсам.
Литература:
1. Гулин А.С. Современные формы обучения на уроке с использованием ИК-технологией// Преподавание истории в школе — 2014, №9
2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М., 2001, с.98.
3. Карма А.Е. Проектная деятельность на уроках истории: от целеполагания до реализации// Преподавание истории в школе — 2013, №1.
4. Колгаева Т.Н. Исследовательская работа студентов колледжа// Приложение к СПО — 2015, №1.
5. Короткова М.В. Методика проектирования, разработка и использование творческих заданий по истории//Преподавание истории в школе — 2015, №3.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат — М., 2005, с. 64.
7. Савельев П.А. Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа//СПО — 2015, №1.
8. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., 2001, с.103.
9. Янушевский В.Н. Учебное проектирование: методология, методика, практика//Преподавание истории в школе — 2015, №2
1. Гулин А.С. Современные формы обучения на уроке с использованием ИК-технологией// Преподавание истории в школе — 2014, №9
2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М., 2001, с.98.
3. Карма А.Е. Проектная деятельность на уроках истории: от целеполагания до реализации// Преподавание истории в школе — 2013, №1.
4. Колгаева Т.Н. Исследовательская работа студентов колледжа// Приложение к СПО — 2015, №1.
5. Короткова М.В. Методика проектирования, разработка и использование творческих заданий по истории//Преподавание истории в школе — 2015, №3.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат — М., 2005, с. 64.
7. Савельев П.А. Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа//СПО — 2015, №1.
8. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., 2001, с.103.
9. Янушевский В.Н. Учебное проектирование: методология, методика, практика//Преподавание истории в школе — 2015, №2
Полный вариант статьи во вложении (docx, 22KB)
Скачать вложение