Опыт реализации системно - деятельностного подхода на уроках по МДК 02.02.04 "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Автор: Матросова Татьяна Алексеевна, преподаватель ОГБПОУ «Рязанский педагогический колледж»
В настоящей работе рассматриваются актуальные вопросы организации и реализации системно-деятельностного подхода на уроках по МДК 02.02.04 «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.04 «Специальное дошкольное образование».Представлен опыт по созданию макетов мини-музеев для ДОО как средство обогащения развивающей предметно-пространственной среды и активизации познавательной активности дошкольников. В разработке предложен перечень макетов мини-музеев, паспорт мини-музея «Народные промыслы».
Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.
Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Реализация системно-деятельностного подхода происходит через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;
- Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельности, а также в проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности обучающегося, подхода к решению задач.
Виды деятельности, организованные в рамках МДК 02.02.04 «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»:
1. Развитие познавательных психических процессов по средствам дидактической игры (составление картотеки дидактических игр, организация и проведение дидактических игр по подгруппам).
2. Разработка схем проведения опытов с детьми дошкольного возраста.
4. Проектирование исследований и наблюдений с детьми разных возрастных групп на прогулке.
4. Проектированиеипроведениеигр–экспериментовсдетьмиразных возрастныхгрупп.
5. Проектированиетематики, моделирование макетов мини-музеев для ДОО.
6. Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми. (Составление планов-конспектов, проведение занятий).
Описание работы по моделированию макетов мини-музеев для ДОО.
Изучение темы «Мини-музеикаксредстворазвития познавательнойактивности детейдошкольноговозраста» началось с цитаты:
Музейная педагогика является технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
К. Д. Ушинский активно развивал идею применения наглядности в обучении (именно это стало одним из стимулов создания школьных музеев в дореволюционной России). Наталья Александровна Рыжова(автор программы «Наш дом – природа») считает, что музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два направления:
- сотрудничество ДОО с музеями;
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" или мини-музея от традиционного:
- главная задача «детского музея» – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, и не только подлинники и ценные экземпляры.
- это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
- музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОО.
Понятия «мини - музей» и «музей» очень близки и их легко спутать. Однако различие между этими понятиями прослеживается уже в определении.
Что такое музей? Это отдельное помещение, учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, показом предметов и документов, характеризующих и отражающих развитие природы и человеческого общества конкретной эпохи и представляющих историческую, научную или художественную ценность. У музея должен быть режим работы, архив, картотеки экспонатов, устав.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально - организованную предметно-пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?
- Музей расположен далеко от детского сада;
- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд);
- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают утомлены);
- Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные);
- Нарушается привычный режим ДОО;
- Тема экскурсий не соответствует возрасту, программному содержанию.
Какие преимущества существуют при создании мини - музеев в ДОО?
- Мини-музей расположен в ДОО;
- Экспонаты можно трогать руками;
- Дети – создатели!
- Мини – музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду
- Посетители – родители и дети ДОО;
- Соответствует возрасту детей, разнообразят и дополняют образовательный процесс.
При построении музейной экспозиции следует придерживаться следующих принципов:
• Принцип наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
• Принцип учета возрастных особенностей: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
• Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
• Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
• Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
• Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны.
• Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий и экскурсий.
• Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка
Какие виды деятельности можно организовать с помощью мини-музея?
-Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования в шаговой доступности;
- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.);
- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.
- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;
Игры музейного содержания:
• игры-развлечения,
• игры-путешествия,
• игры-графические упражнения,
• интеллектуально-творческие игры,
• дидактические игры и др.
Цели и задачи мини-музеев в ДОО:
• позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
В ходе реализации деятельности по моделированию макетов мини-музеев для ДОО были созданы следующие работы:
«Ёлочная игрушка»
«Часы»
«Подводный мир»
«Старорусская пекарня»
«Далёкий космос»
«Русская изба»
«Чукотский народ»
«Народные промыслы»
Каждый из макетов был оснащен паспортом по плану (Приложение ):
1. Название
2. Направленность
3. Цель
4. Задачи
5. Адресность
6. Формы работы с мини-музеем
7. Характеристика экспонатов.
Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Реализация системно-деятельностного подхода происходит через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;
- Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельности, а также в проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности обучающегося, подхода к решению задач.
Виды деятельности, организованные в рамках МДК 02.02.04 «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»:
1. Развитие познавательных психических процессов по средствам дидактической игры (составление картотеки дидактических игр, организация и проведение дидактических игр по подгруппам).
2. Разработка схем проведения опытов с детьми дошкольного возраста.
4. Проектирование исследований и наблюдений с детьми разных возрастных групп на прогулке.
4. Проектированиеипроведениеигр–экспериментовсдетьмиразных возрастныхгрупп.
5. Проектированиетематики, моделирование макетов мини-музеев для ДОО.
6. Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми. (Составление планов-конспектов, проведение занятий).
Описание работы по моделированию макетов мини-музеев для ДОО.
Изучение темы «Мини-музеикаксредстворазвития познавательнойактивности детейдошкольноговозраста» началось с цитаты:
Музейная педагогика является технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
К. Д. Ушинский активно развивал идею применения наглядности в обучении (именно это стало одним из стимулов создания школьных музеев в дореволюционной России). Наталья Александровна Рыжова(автор программы «Наш дом – природа») считает, что музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два направления:
- сотрудничество ДОО с музеями;
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" или мини-музея от традиционного:
- главная задача «детского музея» – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, и не только подлинники и ценные экземпляры.
- это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
- музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОО.
Понятия «мини - музей» и «музей» очень близки и их легко спутать. Однако различие между этими понятиями прослеживается уже в определении.
Что такое музей? Это отдельное помещение, учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, показом предметов и документов, характеризующих и отражающих развитие природы и человеческого общества конкретной эпохи и представляющих историческую, научную или художественную ценность. У музея должен быть режим работы, архив, картотеки экспонатов, устав.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально - организованную предметно-пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?
- Музей расположен далеко от детского сада;
- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд);
- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают утомлены);
- Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные);
- Нарушается привычный режим ДОО;
- Тема экскурсий не соответствует возрасту, программному содержанию.
Какие преимущества существуют при создании мини - музеев в ДОО?
- Мини-музей расположен в ДОО;
- Экспонаты можно трогать руками;
- Дети – создатели!
- Мини – музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду
- Посетители – родители и дети ДОО;
- Соответствует возрасту детей, разнообразят и дополняют образовательный процесс.
При построении музейной экспозиции следует придерживаться следующих принципов:
• Принцип наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
• Принцип учета возрастных особенностей: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
• Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
• Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
• Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
• Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны.
• Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий и экскурсий.
• Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка
Какие виды деятельности можно организовать с помощью мини-музея?
-Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования в шаговой доступности;
- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.);
- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.
- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;
Игры музейного содержания:
• игры-развлечения,
• игры-путешествия,
• игры-графические упражнения,
• интеллектуально-творческие игры,
• дидактические игры и др.
Цели и задачи мини-музеев в ДОО:
• позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
В ходе реализации деятельности по моделированию макетов мини-музеев для ДОО были созданы следующие работы:
«Ёлочная игрушка»
«Часы»
«Подводный мир»
«Старорусская пекарня»
«Далёкий космос»
«Русская изба»
«Чукотский народ»
«Народные промыслы»
Каждый из макетов был оснащен паспортом по плану (Приложение ):
1. Название
2. Направленность
3. Цель
4. Задачи
5. Адресность
6. Формы работы с мини-музеем
7. Характеристика экспонатов.
Скачать вложение