Особенности проектной деятельности в рамках реализации общеобразовательной подготовки
Автор: Рогачкова Евгения Александровна, методист ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова»Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной и познавательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), проект - направлен на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата оптимальным способом.
Индивидуальный (учебный) проект - это самостоятельная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающегося по освоению и применению на практике полученных знаний, умений и навыков в рамках изученных одной или нескольких дисциплин на основе междисциплинарных связей.
Индивидуальный проект (далее - проект) выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Проектные навыки - это необходимые обучающемуся навыки целенаправленной работы, предусматривающие вариативность целедостижения и выбор наиболее эффективного сценария из возможных с учетом имеющихся ресурсов и ситуации.
Требования к выполнению и защите индивидуального проекта по дисциплинам общеобразовательного цикла, критерии оценки проекта должны быть прописаны в учебной программе дисциплины и фонде оценочных средств по дисциплине.
Общие цели разработки, реализации и защиты проекта:
- создание условий для личностного развития и расширения творческого потенциала обучающихся;
- формирование навыков коммуникативной, практической, исследовательской деятельности;
- формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.
Задачи, решаемые в ходе проектирования:
- формирование умения достигать поставленной практической цели через последовательность (технологию) действий;
- формирование умения оформлять результаты проектной деятельности в виде продукта;
- формирование общих компетенций в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям и специальностям.
Основой разработки индивидуального проекта является проектный метод, предполагающий способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод включает совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Разработка индивидуального проекта позволяет обучающимся самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, находить нужные в каждом случае методы решения задач, эффективно используя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
В процессе работы над проектом обучающийся учится ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.
Руководит процессом разработки проекта преподаватель, которому в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.
Виды проектов:
- Предметный проект - проект в рамках одной учебной дисциплины;
- Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний и умений по двум и более дисциплинам.
В зависимости от целей, типа деятельности, формируемых компетенций, предполагаемого конечного продукта и других факторов выделяют различные типы проектов:
Практико-ориентированный. Цель - решение практических задач, например, заказчика проекта. Предполагает практическую деятельность в заданной области по разработке и реализации проекта. Практико- ориентированный проект может быть социальным, социокультурным, коммерческим и т.д. в зависимости от проектной области.
Исследовательский. Цель - решение какой-либо научно- исследовательской задачи или проблемы. Предполагает деятельность, связанную с экспериментированием, логическими мыслительными операциями с целью доказательства или опровержения какой-либо гипотезы. Подходит для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
Информационный. Цель - сбор информации о каком-либо объекте или явлении, проверкой, ранжирование информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации. Работа с информацией в любом виде является доминирующей стороной деятельности. По результатам разработки проекта получаются статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.
Творческий. Цель - решение какой-либо творческой задачи или проблемы, презентация продукта и налаживание обратной связи с аудиторией. Предполагает творческую деятельность, конечным продуктом которой являются литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы, видеоролики, сценарии мероприятий и др.
Игровой (ролевой). Цель - разработка и (или) проведение оргдеятельностной, деловой, проблемной и т.д. игры. Цель - предоставление опыта участия в решении проблемы в имитационно-игровой форме. Деятельность связана с организацией и групповой коммуникацией. Выбор типа учебного проекта основан на балансе интересов преподавателя и обучающегося.
Ценным для обучающихся и преподавателей, важным для учебного процесса в целом, является как результат, так и сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, средство обучения и развития обучающихся.
Подбирая определенный тип проекта, преподаватель способен направлять деятельность обучающихся на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у них необходимые знания, умения, навыки, необходимые компетенции.
Главная цель выполнения и защиты проекта - формирование различных ключевых компетенций у обучающегося, комплексных свойств личности, включающих взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также готовности мобилизовать их и направить в нужном ключе в необходимой ситуации.
Главная отличительная особенность проекта — наличие результата, имеющего личностную значимость для обучающегося. Это связано с потребностью обучающегося в активном освоении действительности. Практическая значимость таких работ заключается в повышении личной потребности обучающегося в самосовершенствовании во всех видах жизнедеятельности, что обеспечивает его успешную адаптацию к требованиям современной жизни.
В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются следующие умения и навыки:
1. рефлексия;
2. исследовательские навыки;
3. проектные навыки целенаправленной работы, предусматривающие вариативность целедостижения и выбор наиболее эффективного сценария из возможных;
4. управленческие умения и навыки;
5. коммуникативные навыки;
6. презентационные умения.
Проект - это самостоятельное, развернутое решение обучающимся какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического (в том числе социокультурного) характера.
Преподаватель должен планировать и организовывать предметную и проектную деятельность так, чтобы заинтересовать и вовлечь обучающихся в активную работу над проектом не только на занятиях, но и во внеурочное время.
Необходимо обеспечить такие условия для образовательной деятельности, чтобы желание работать над проектом должно исходило от обучающегося.
Работа над проектом включает в себя следующие основные этапы:
1. Выбор проблемы.
2. Постановка целей.
3. Постановка задач.
4. Информационная подготовка, поиск и проработка установочной информации.
5. Учет имеющихся ресурсов и оценка ситуации.
6. Индивидуальная работа над вариантами проекта и выбор наиболее эффективного варианта, исходя из ресурсов, ситуации, других факторов.
7. Выработка и формулировка основных положений, этапов, результатов проектной деятельности.
8. Практическая реализация проекта (если это предусмотрено) и анализ результатов.
9. Презентация проекта (защита проекта).
Итоговый продукт индивидуального проекта может быть представлен в форме:
- письменной работы, где проект изложен теоретическом виде;
- доклада, сопровождающегося презентацией PowerPoint;
- видеоролика или видеофильма;
- виртуальной экскурсии;
- Web-сайта;
- статьи, газеты, журнала;
- социального плаката;
- рекламного продукта;
- научно-исследовательской работы;
- папки с информационными материалами;
- данных проведенного обучающимся социологического опроса, анализа данных;
- сценария мероприятия или реализованного мероприятия;
- буклета;
- другое - по согласованию с преподавателем.
Проектная деятельность в обязательном порядке завершается процедурой публичной защиты проекта, которая предполагает изложение основных параметров проекта, демонстрацию полученных результатов и процедуру ответа на вопросы в соответствии с установленным регламентом.
Тематическое поле проекта формируется в соответствии с ОПОП СПО. В соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности определяется и перечень дисциплин, на базе которых будет выполняться индивидуальный проект.
Для формирования примерного перечня тем индивидуального проекта с учетом специфики осваиваемой образовательной программы необходимо выявить дисциплины общеобразовательного цикла, в рамках которых формируется наибольшее число межпредметных связей и планируемые результаты обучения, по видам деятельности будущих выпускников в соответствии с ФГОС СПО.
На основании выбранных дисциплин формируются планируемые результаты выполнения индивидуального проекта.
Далее формируется примерный перечень тем индивидуального проекта в соответствии с выявленными междисциплинарными связями на основе соотнесения планируемых результатов обучения ФГОС СОО, ФГОС СПО и ОПОП с трудовыми функциями профессионального стандарта.
Перечень тем индивидуальных проектов разрабатывается преподавателем, обсуждается и согласовывается на заседании методической комиссии до начала семестра, в котором будет реализовываться индивидуальный проект. Сроки выбора тем каждым студентом, осваивающим программу среднего общего образования, и сроки его подготовки определяются календарно-тематическим планом ИП. Обучающийся может предложить свою тему проекта с обоснованием целесообразности ее разработки. Тема должна быть актуальной, выполнимой, оригинальной, доступной, соответствовать содержанию и учитывать профессиональную направленность ОПОП СПО. Изменение тем проекта закрепляется протоколом заседания МК.
Для открытой защиты при наличии соответствующей возможности у колледжа в качестве экспертов могут приглашаться представители профессионального сообщества в соответствии со спецификой ОПОП СПО.
Для приглашенных экспертов может разрабатываться отдельный экспертный лист оценки выполнения индивидуального проекта, с помощью которого обучающимся может быть получена обратная связь по актуальности темы, глубине проработки проекта и возможности применения полученного интеллектуального продукта в прикладных задачах профессиональной сферы.
Конечной целью проектной деятельности как технологии обучения является освоение обучающимися комплекса проектных умений, навыков и предметных знаний, формирование у них компетенций, предусмотренных в рабочей программе учебной дисциплины.
Эта цель находит свое отражение в критериях оценивания проектов обучающихся.
Критерии оценки проекта:
1. Обоснование проблемы и постановка цели.
2. Планирование путей достижения цели, решения проблемы, актуальность и сложность проблемы.
3. Глубина и подробность разработки проекта на теоретическом уровне, реализация его на прикладном уровне (если это предусмотрено)
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов достижения цели содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие оформления письменной части обозначенным требованиям.
9. Качество и оригинальность проектного продукта.
10. Уровень публичной защиты проекта, качество проведения презентации, убедительность.
В целях оценки эффективности работы над проектом и достижения результатов формируется эталонный учебные проект, характеризующийся следующими параметрами и заслуживающий оценки «отлично»:
- цель определена, сформулирована четко, обоснована;
- развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
- работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
- способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;
- представлен исчерпывающий анализ ситуаций, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;
- работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к проекту;
- работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями;
- на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
- конечный проектный продукт соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям и т.д.).
Общая оценка проекта выставляется преподавателем (или комиссией) по результатам выполнения проекта и процедуры публичной защиты проекта в установленном порядке в соответствии с графиком учебного процесса.
Общие критерии оценки выполнения проекта и процедуры защиты:
- аргументированность актуальности и значимости индивидуального проекта;
- чёткость и логичность разработки проекта, понимание содержания, его целей и задач;
- качество презентации:
- чёткость, правильность речи, умение отвечать на вопросы;
- законченность, содержательность, эстетика оформления продукта.
В случае неявки на защиту индивидуального проекта по неуважительной причине обучающийся получает неудовлетворительную оценку.
В случае неявки на защиту индивидуального проекта по уважительной причине обучающемуся будет предоставлено право на защиту в другое время.
Руководитель проекта (или комиссия) фиксирует достижения обучающихся в журнале и ведомости защиты индивидуального проекта, которая по завершении проекта сдается на хранение в учебную часть.
Список использованной литературы:
1. Потапова О.А., Колмыкова Е.А., Андреева В.Н. Методические рекомендации по реализации индивидуального проекта в рамках общеобразовательного цикла, реализуемого в среднем профессиональном образовании.- М.: ИРПО, 2023.
2. Чашникова М.П. Методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов в процесс реализации требований ФГОС.- Среднее профессиональное образование, №7, 2014.
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?-М.: Первое сентября URL: http://project.1september.ru
Скачать вложение