Особенности заочной подготовки специалистов
Автор: Аракчеева Лариса Николаевна, преподаватель ОГБПОУ "Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова"Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих на заочном отделении.
Подготовка специалистов среднего звена без отрыва от производства вносит значительный вклад в обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами.
Заочное образование – одна из форм подготовки и повышения квалификации специалистов с средним специальным образованием, а также получения общего среднего образования без отрыва от работы на производстве.
В отличие от очной системы образования в заочном обучении основной формой обучения является самостоятельная работа студентов.
Выпускник колледжа, получивший образование без отрыва от производства, - специалист более зрелый, период адаптации для него, уже имеющего опыт трудового общения в коллективе, не так сложен, как для выпускника очной формы обучения; знания в процессе обучения приобретались им целенаправленно, с учетом их практической значимости; у него сложились определенные навыки самостоятельного умственного труда, столь необходимые на всех этапах трудовой деятельности. Исключительно серьезное отношение к учебной деятельности отличает мастеров-практиков, бригадиров. При защите дипломных проектов эти выпускники показывают глубокие знания по изученным дисциплинам, профессиональную зрелость и заинтересованность в решении производственных вопросов.
Вместе с тем отмечается, что в последнее время уровень знаний по изучаемым дисциплинам заочники имеют недостаточно высокий. Это объясняется следующими факторами:
1. Форма обучения стала массовой, заочник «помолодел». Не все обучающиеся заочно рабочие ставят своей целью по окончании колледжа работать техниками, мастерами, однако они хотят приобрести знания по технологии производства, экономике отрасли, стремятся овладеть основами производственных процессов, наукой управления и организации. При такой самоустановке процесс обучения представляется студенту желательным, но не обязательным, а объем знаний и требования, предъявляемые к обучаемому, - завышенными для его профессии. Это порождает стремление к овладению минимум знаний. Если в учебной группе такой настрой преобладает, качество подготовки специалистов снижается.
2. Немалые трудности в заочном образовании создаются из-за низкого уровня общеобразовательной подготовки и отсутствия у них навыков самостоятельного учебного труда. Для поступающих на базе девяти классов заочное обучение зачастую оказывается непосильным: срок обучения довольно большой (4-5лет), общеобразовательная подготовка и навыки самостоятельного умственного труда слабые. Зачастую проучившись более двух лет, такие студенты прекращают обучение, так и не получив среднего образования. В лучших условиях находится этот контингент в общеобразовательной школе. Здесь обеспечивается более тесный контакт с обучающимися, очные занятия проводятся еженедельно, школы расположены близко к месту проживания. После окончания общеобразовательной школы, имея среднее образование, учащиеся могут поступить в среднее специальное учебное заведение на заочное обучение уже более подготовленными к нему.
Эти и другие факторы, а также особенности заочной подготовки специалистов, которые следует учитывать при организации заочного обучения будут рассмотрены в данной методической разработке.
1. Специфика педагогической деятельности.
Разнородность контингента студентов, их различный жизненный опыт, уровень профессиональной грамотности, устоявшиеся взгляды в оценке социальных явлений и многие другие особенности требуют особого подхода к подбору педагогических кадров для работы со студентами-заочниками. Здесь необходимо умение строить процесс обучения с учетом возрастных и профессиональных особенностей контингента. Преподаватель должен не только глубоко знать свою дисциплину, уметь ее преподнести, но и обеспечить самостоятельное изучение студентами дисциплины, прочность знаний и умений. Все это требует высокого уровня педагогического мастерства.
Применительно к заочному обучению основные функции деятельности педагога по значимости смещаются. Функции носителя и передатчика знаний в деятельности преподавателя не являются основными. Превращение общественно значимого содержания знаний, отобранных для приобщения к ним студентов, в акт индивидуального познания, переложено в значительной степени на учебную литературу. Наиболее важной является функция руководителя, организатора, проводника в лабиринте знаний, умений, навыков. Особое значение в заочном обучении имеет также превращение объекта обучения (студента) в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития. Если преподаватель с этой задачей справляется, то обеспечивается успех самостоятельной работы студентов в межсессионный период. При заочном обучении воздействие педагога на студентов, чаще косвенное, чем прямое, осуществляется через книгу, коллектив, руководителей и товарищей по работе.
Работа со взрослыми требует педагогического мастерства более высокого порядка. Для его реализации в условиях заочного обучения преподавателю необходима стажировка на предприятиях, на которых работают студенты, изучение особенностей методики заочного обучения по соответствующей программе самообразования, психологических и педагогических основ обучения взрослых, личных дел студентов, установление контактов с заочниками в межсессионный период. Особое внимание следует уделять воспитательным аспектам обучения. Деятельность преподавателя в процессе обучения начинается с некоторого условного начального состояния его готовности к реализации задач обучения, выполнению своих функций.
Существующие формы повышения квалификации преподавателей внутри колледжа – проведение открытых уроков, взаимопосещение занятий, обсуждение с коллегами педагогических проблемных ситуаций. Заслушивание докладов – играют важную роль в совершенствовании стиля педагогической деятельности.
Знание особенностей контингента студентов в значительной степени определяет эффективность процесса обучения. Недостаточное внимание к данному фактору зачастую приводит к формализму в учебном процессе, низкому коэффициенту полезного действия педагогической деятельности. Глубокое изучение особенностей контингента студентов затруднено небольшим количеством очных занятий, также субъективными факторами: различным возрастным составом студентов, уровнем их житейского и профессионального опыта, бытовыми и производственными условиями, влияющими на реальные учебные возможности каждого студента. При заочном обучении коммуникативные связи преподавателя и студентов очень ограничены, воспитательное воздействие аккумулировано и потому особенно ответственно. Отношения преподавателя с группой студентов должны сложиться быстро; выправлять их, корректировать нет времени. Чаще всего эти отношения внешне благополучны – воспитанность, житейская мудрость взрослых студентов предотвращает возможные эксцессы. Преподавателя редко приходится испытывать трудности в работе из-за отношений с заочниками; если эти трудности возникают, то испытываются другой стороной – студентами. И здесь особенно важно в каждом студенте видеть специалиста, уважать его профессиональные знания и умения. Необходимо глубокое понимание каждого как личности и строгое критическое отношение к себе. Особое значение имеет умение преподавателя установить контакт, создать особый настрой, определяющий положительную мотивацию учения.
Организация труда преподавателя на заочном отделении имеет свою специфику. То, что каждое занятие требует тщательной подготовки, больших затрат времени, - бесспорно. Руководство же самостоятельной работой студентов, результатом которой являются домашние контрольные работы, должен также обеспечивать преподаватель: составлять дифференцированные задания, осуществлять индивидуальный подход.
2. Методика проведения установочного занятия.
От правильной организации, планирования и проведения установочных занятий, особенно для студентов первого года обучения, во многом зависит вся дальнейшая их самостоятельная учеба. Учитывая, что на установочных занятиях происходит первоначальное знакомство с дисциплиной, преподавателю необходимо кратко раскрыть основное содержание дисциплины, показать его роль в формировании профиля специалиста. Подробное введение в дисциплину должно способствовать развитию интереса студентов к его изучению. Основные знания студент приобретает самостоятельно в межсессионный период, поэтому установочные занятия должны преследовать цель ознакомить их с основными особенностями самостоятельного изучения дисциплины. Необходимо показать практическое значение данной дисциплины и ее место среди других дисциплин.
В связи с тем, что изучение общеобразовательных дисциплин на 1 курсе является продолжением изучения школьных курсов, то на установочных занятиях нет необходимости подробно раскрывать их содержание.
Основное внимание следует уделить наиболее рациональным приемам и методам самостоятельного изучения конкретной дисциплины с учетом ее особенностей: последовательность изучения отдельных тем, составление конспекта, решение задач, написание сочинений, работа со справочной литературой, инструкциями, словарями и т. д.
Необходимо разъяснить студентам, что для более глубокого усвоения программного материала большое значение имеет повторение пройденного. Можно рекомендовать студентам для повторения наиболее сложные темы и увязать эти темы с изучением нового материала по дисциплине.
Подробно следует остановиться на методике составления конспекта по дисциплине, так как многие студенты 1-го курса впервые будут составлять его самостоятельно. Отметить, что конспект должен быть кратким, четким, с записями основных определений, законов, цифровых данных. Обязательно оставлять место в конспекте для дополнений, разъяснений. Для наглядности схему ведения конспекта можно начертить на листе бумаги или классной доске.
В связи с тем, что в процессе самостоятельного изучения дисциплины, выполнения контрольной работы многие студенты встречают различного рода затруднения, необходимо рассказать студентам о тех формах помощи, которые они могут получить в межсессионный период в колледже.
К числу действенных форм помощи студентам-заочникам относятся письменные консультации по наиболее сложным вопросам или темам, недостаточно полно изложенным в учебниках. Заслуживает внимания практика обеспечения студентов консультациями, проведение индивидуальных консультаций (как письменных, так и устных), консультаций по телефону и через интернет.
Программа самостоятельно изучаемой дисциплины изложена в учебном задании. Поэтому на установочных занятиях преподаватель знакомит студентов с его содержанием. Необходимо обратить внимание на методические указания, которые даются к теме или разделу и могут оказать существенную помощь студенту в его самостоятельной работе.
К числу специфических форм учебной работы в системе заочного образования относятся домашние контрольные работы, которые являются не только средством контроля, но и способствуют более глубокому усвоению и закреплению программного материала. В связи с этим необходимо кратко рассказать студентам о том, как выполнить контрольную работу по данной дисциплине, обратить внимание на характерные для большинства студентов ошибки, допускаемые в контрольных работах.
Более подробно необходимо остановиться на формах и методах организации самостоятельной учебы: режиме занятий, систематичности, расписании занятий, подборе литературы.
Для успешной самостоятельной учебы студенты должны иметь четкий план работы над программным материалом с использованием литературы, которую преподаватель перечисляет, сопровождая показом учебников — основных и дополнительных. При этом обязательно рекомендуются учебники последних лет издания, указывается, что студенты могут получить их в библиотеке колледжа.
Особо следует остановиться на выполнении практических работ в межсессионный период. Перечень практических навыков, которыми студенты должны овладеть при изучении дисциплины, дан в учебных заданиях. В методических указаниях приводятся советы по самостоятельному выполнению практических работ в межсессионный период. Необходимые указания о порядке работы и заполнении рабочей тетради студенты должны получить на установочных занятиях. Если же по дисциплине учебным планом предусмотрена работа с практическим подтверждением, надо обязательно объяснить студентам, с какой целью она проводится, ознакомить их с подготовкой к ней и выполнением.
Подобные же разъяснения следует дать и по курсовому проекту (работе). Задания на курсовое проектирование должны быть разработаны преподавателем в период подготовки к установочным занятиям, рекомендуется продемонстрировать ранее выполненный курсовой проект (работу) и кратко рассказать о его оформлении, подчеркнуть, что работа над курсовым проектом является генеральной репетицией выполнения дипломного проекта.
На установочных занятиях целесообразно продемонстрировать наглядные пособия, изготовленные предыдущими студентами в межсессионный период, и предложить изготовить новые.
Учебный план предполагает приобретение студентами навыков самостоятельной работы при переходе на старшие курсы, поэтому советы, которые необходимы начинающим учиться, не обязательно повторять старшекурсникам. На старших курсах введение в дисциплину должно быть более обоснованным, шире иллюстрироваться примерами из работы передовых предприятий, больше опираться на опыт работы студентов-заочников. Студентам старших курсов целесообразно рекомендовать при изучении дисциплины использовать отдельные статьи из специальных журналов, привлечь их внимание к наиболее важным и проблемным вопросам курса.
На установочных занятиях целесообразно также ознакомить студентов с тематикой обзорных занятий, лабораторных и практических работ, предусматриваемых на предстоящую лабораторно-экзаменационную сессию.
В заключение занятий рекомендуется выяснить, насколько студенты усвоили изложенные рекомендации и требования, остановиться на отдельных моментах рассмотренных тем, подвести итоги установочных занятий, выдать студентам письменные консультации по трудным темам дисциплины, графики консультаций, темы рефератов и т. д.
3. Требования к выполнению контрольных работ.
Основными формами руководства самостоятельной работы студентов-заочников со стороны преподавателей, средством контроля и оказания индивидуальной помощи студентам в их работе над учебным материалом в течение года являются: выполнение заочником контрольных работ и рецензирование их преподавателями колледжа.
Рецезирование имеет целью проверить качество работы студента по данной дисциплине и умение применять теоретические знания при решении практических вопросов. В рецензии отмечаются положительные стороны работы заочника, указываются ошибки и недостатки, рекомендуются пути их исправления, даются методические советы.
Контрольная работа, в которой не раскрыто основное содержание вопросов задания или имеются грубые ошибки в освещении вопроса, в решении задач, в выполнении графической части задания, а также выполненная не самостоятельно, не зачитывается и возвращается студенту с подробной рецензией для повторной работы над заданием.
Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по установленному варианту, возвращается студенту без проверки с указанием причин.
Стремясь достигнуть высокого качества выполнения контрольных работ, студент должен помнить о требованиях, предъявляемых к их выполнению.
1. К выполнению контрольной работы следует приступать лишь после того, как весь учебный материал задания будет тщательно и глубоко изучен и продуман.
2. Выбор варианта зависит от присвоенного личному делу заочника шифра. В методических указаниях по данной дисциплине указано, какой вариант в зависимости от шифра необходимо выбрать.
3. Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно и полностью, т.е. необходимо решить все задачи и примеры, выполнить все чертежи, дать обстоятельно и систематически изложенные ответы на все вопросы. Если предложенный вопрос или задача непонятны, не следует их пропускать, а нужно написать вопрос или условие задачи и обратиться за консультацией к преподавателю колледжа. Также необходимо помещать в контрольной работе и решения задач, не доведенные до конца.
4. Перед изложением ответа необходимо написать формулировку вопроса или условие задачи, причем в той последовательности, в какой они даны в контрольном задании.
5. Ответы на контрольные вопросы надо излагать ясно, точно и полно, чтобы преподавателю был виден весь ход рассуждений. При решении технических задач рекомендуется пользоваться калькуляторами. Контрольные вопросы по техническим дисциплинам следует сопровождать чертежами, диаграммами, схемами, помня, что чертеж – язык техники.
6. Контрольные работы должны представляться в сроки, указанные в учебном графике. Писать контрольные работы необходимо четким, разборчивым почерком, либо выполнять в компьютерном варианте. Объем работы по возможности не должен превышать ученической тетради (12-15 листов печатного текста). В тетради следует оставлять поля для замечаний рецензентов. Страницы нужно пронумеровать.
7. Нельзя изменять формулировку вопросов, списывать текст с учебников или другого источника. Откуда бы ни были те или иные сведения, они должны быть изложены своими словами. Цитаты нужно приводить дословно и заключать в кавычки. После каждой цитаты необходимо в скобках указывать ее источник (автор, наименование книги, том, год издания, страницы). Цитатами не следует злоупотреблять. Они должны приводиться только в исключительных случаях, когда мысль автора трудно передать своими словами.
8. В конце контрольной работы студент должен привести список книг и учебных пособий, которыми он пользовался при выполнении работы. Указывается фамилия автора, название книги и год ее издания.
Работа должна быть подписана студентом с обязательным указанием даты ее выполнения. В конце работы необходимо оставить 1-2 чистые страницы для рецензии.
9. На обложке контрольной работы должна быть наклейка с указанием дисциплины, номера контрольной работы, личного шифра, фамилии, имени и отчества студента, домашнего адреса.
10. Контрольная работа после ее выполнения должна быть отправлена в колледж. После рецензирования контрольные работы возвращаются студенту. После получения работы следует внимательно прочитать замечания рецензента, выполнить все, что он рекомендует.
Все прорецезированные и зачтенные контрольные работы необходимо сохранять, так как они представляются преподавателю при сдаче зачета или экзамена по соответствующей дисциплине.
11. Неудовлетворительно выполненные работы по указанию преподавателя переделываются. Повторно выполненная контрольная работа предоставляется в колледж вместе с работой, выполненной ранее неудовлетворительно.
Совмещать работу с учебой трудно, но не совмещать их в наше время невозможно. Ускорение научно-технического прогресса, моральное старение профессий приводят к тому, что повышение образования превращается в постоянную черту жизнедеятельности человека.
Заочной системы подготовки специалистов имеет свои особенности:
- недостаточная мотивированность к обучению у студентов-заочников;
- немалые трудности в заочном образовании создаются из-за низкого уровня общеобразовательной подготовки и отсутствия у них навыков самостоятельного учебного труда;
- заочное обучение требует от студентов самоконтроля, умения организовывать свое время, умения работать с книгой, конспектировать.
- разнородность контингента студентов, их различный жизненный опыт, уровень профессиональной грамотности, устоявшиеся взгляды в оценке социальных явлений и многие другие особенности требуют особого подхода к организации заочного обучения;
Заочная форма подготовки кадров предусматривает в основном самостоятельное изучение программного материала. Важное значение, в этом деле, имеют установочные занятия – настоящий фундамент самостоятельной учебы студента-заочника. Пути совершенствования установочных занятий различны, однако, главным, прежде всего, является подготовка преподавателя к их проведению. В данной методической разработке мы рассмотрели методику проведения установочного занятия.
Основными формами руководства самостоятельной работой заочников со стороны преподавателей, средством контроля и оказания индивидуальной помощи студентам в их работе над учебным материалом в течение года являются домашние контрольные работы. Мы также рассмотрели требования, предъявляемые к выполнению домашних контрольных работ.
Преподаватель должен помнить, что чем лучше организовано учебное занятие, тем большей организованности вправе требовать преподаватель от студентов. Исключительно широки воспитательные возможности личности преподавателя, его компетентность и убежденность, эмоциональность и эстетичность, умение сочетать глубокое уважение к личности студента с разумной требовательностью к нему.
Список литературы.
1. Громкова М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях. М.: Высш. шк., 1990.
2. Громкова М.Т. Актуальные вопросы совершенствования заочного обучения в ССУЗах // Вопросы совершенствования подготовки специалистов со средним специальным образованием: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1987.
3. Громкова М.Т. Организационно-педагогические условия повышения эффективности заочного обучения в техникуме: Дис. канд. пед. наук. Москва. 1990.
4. Денисенков А.Г. Организация самостоятельной работы. Методические указания.Загорск, 1981.
5. Коваленко О.М. Основные требования к учебной литературе для студентов заочников // Проблемы вузовского учебника: Материалы IV Всерос. научно-методич. конф. М.: Из-во МГАП, "Мир книги", 1995.
6. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987.
7. Фальковская Н.И. Методика формирования умений самостоятельной работы: Дис. . канд. пед. наук. Казань
Скачать вложение