Педагогические аспекты профессиональной деятельности фельдшера бригады скорой медицинской помощи
Автор: Базовкина Ольга Анатольевна, фельдшер ГБУ РО «Городская станция скорой медицинской помощи»; Воронова Жанна Валерьевна, главный фельдшер ГБУ РО «Городская станция скорой медицинской помощи»; Шумова Александра Львовна, к.м.н., руководитель отдела по инновациям и стратегическому развитию ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»Педагогическая деятельность профессионального медицинского работника включает в себя несколько направлений, потребность в которых обусловлена современными задачами профессионального медицинского образования - тесное взаимодействие с образовательным учреждением и необходимость постоянного самосовершенствования и повышения профессионального уровня. В системе профессионального медицинского образования медицинский работник выступает как в роли преподавателя, так и обучающегося, и эти роли тесно переплетаются, дополняя друг друга.
Педагогические аспекты профессиональной деятельности фельдшера включают в себя следующие направления:
1) работа с обучающимися колледжа в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС);
2) поддержка, наставничество молодых специалистов - выпускников медицинского колледжа;
3) поддержка волонтёрского движения обучающихся колледжа;
4) проведение мастер-классов по первой помощи для населения, в том числе и для школьников;
5) проведение совместных мероприятий с преподавателями колледжа для обмена опытом и повышения педагогического мастерства;
6) анализ и коррекция результатов своей педагогической деятельности.
Для реализации данных направлений необходимо обеспечить методическую поддержку требования к которой, с одной стороны, жестко формализованы, с другой - должны отражать специфику профессиональной деятельности фельдшера в каждом отдельно взятом случае.
В раках реализации ФГОС практический медицинский работник включается на этапе учебной и производственной практики по профессиональному модулю подготовки фельдшера. При этом согласование теоретического материала и технологий отработки практических навыков происходит совместно с преподавателями колледжа. Результаты квалификационного экзамена демонстрируют не только уровень подготовки обучающихся, но и эффективность взаимодействия фельдшеров скорой помощи с преподавателями медицинского колледжа.
Подготовка материалов начинается с анализа нормативно-методической базы профессиональной деятельности фельдшера, анализа приоритетных проблем в оказании медицинской помощи пациентам с различными неотложными состояниями, подготовки информационного материала для обучения студентов. Вторым шагом является изучение уровня, как подготовки, так и мотивации к профессиональной деятельности, готовность обучающихся к работе с пациентами, работе с современными источниками информации, владение коммуникативными навыками. И третий шаг - подготовка «сценариев» проведения занятий и их методическая поддержка.
Второе направление – наставничество – также имеет свои особенности. Преемственность педагогической деятельности отражается в установлении коллегиальных отношений, закрепление и углубление знаний молодого специалиста в части принятия клинических решений, эффективной организации собственной работы и профилактике профессионального выгорания.
Третье направление достаточно новое для работников практического здравоохранения и самыми первыми в него включились именно фельдшера бригад скорой медицинской помощи. Из-за несоответствия уровня медицинской грамотности населения и требований к информации для населения системы здравоохранения, возникает острая необходимость проведения эффективного санитарного просвещения. Однако, каждый человек, не столкнувшийся с медицинскими проблемами, считает себя достаточно грамотным в вопросах здоровья и низко мотивирован для обучения.
Основная роль фельдшера включает в себя не только участие в работе волонтерских бригад, но и обучение волонтеров работе с населением, в частности, по вопросам вызова бригады скорой медицинской помощи. Именно фельдшера разрабатывают памятки для населения, с которыми в дальнейшем работают волонтеры.
Мотивация и вовлеченность являются основными условиями для обеспечения эффективной подготовки, как молодежи, так и населения в целом. Поэтому на первый план выходят интерактивные формы обучения, и наиболее привлекательным в этом плане является проведение мастер-классов. Четвертое направление – проведение мастер-классов - стало уже традиционным и реализуется как самостоятельное обучающее мероприятие, так и в рамках проведения региональных конференций, в частности ежегодной конференции «Консолидация ресурсов здравоохранения и образования в целях развития системы подготовки медицинских кадров».
Как и для любого обучающего мероприятия, необходимым обеспечением является методическая поддержка и соответствующие условия для демонстрации и отработки необходимых навыков. При этом тесное взаимодействие практического здравоохранения и медицинского колледжа позволяет разработать единые подходы к обеспечению обучающих мероприятий. Фельдшер составляет информационные образовательные материалы в соответствии с требованиями практического здравоохранения, а педагогические работники медицинского колледжа оказывают поддержку в разработке методических материалов.
Участие в мероприятиях различного уровня совместно с педагогическими работниками медицинского колледжа является необходимым условием не только для решения задач практической подготовки специалистов, но и для обмена опытом и повышения своего профессионального мастерства. Пятое направление реализуется как в организации и подготовке обучающих мероприятий, так и в их проведении и последующим анализом эффективности.
Именно анализ успехов, рисков и проблем служит базой для дальнейшего развития профессионального медицинского образования. И в этот процесс вовлечены как преподаватели медицинского колледжа, так и работники практического здравоохранения, осуществляющие педагогическую деятельность. Практическая подготовка фельдшеров не встречает сопротивления со стороны обучающихся, когда речь заходит о реальной практической деятельности. Однако, развитие клинического мышления, что является основной задачей профессионального образования будущих фельдшеров, не находит столь же единодушной поддержки. Освоение большого объема профессиональной информации, многократное решение ситуационных задач, особенно с дефицитом или избытком информации для принятия решения требуют поиска различных приемов мотивации и повышения вовлеченности обучающихся. Одним из таких приемов является вовлечение студентов при освоении профессионального модуля в совместную деятельность по всем пяти направлениям.
Участие обучающихся совместно с фельдшерами бригад скорой медицинской помощи в реальной профессиональной жизни - от оказания медицинской помощи, до наставничества и волонтёрства, от работы с населением до подготовки и проведения конференций повышает их вовлеченность и мотивацию к обучению.
Таким образом, педагогическое направление в работе фельдшера скорой медицинской помощи является эффективной поддержкой его профессионального развития и долголетия, так как создает условия для эффективной адаптации в постоянно изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 514 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело» URL: https://минобрнауки.рф/documents/7332 (дата обращения 10.04.2018)
2. Приказ Минздрава Рязанской области от 29.10.2017 №1874 «О проведении II региональной научно-практической конференции «Консолидация ресурсов здравоохранения и образования в реализации стратегии развития системы подготовки медицинских кадров» URL: https://minzdrav.ryazangov.ru/upload/iblock/e1b/prikaz-_1874.pdf (дата обращения 10.04.2018)
3. Шумова А.Л. Факторы снижения приверженности к лечению у больных кардиологического профиля/ Шумова А.Л., Литвинова Н.И., Иванова Н.А., Никифоров С.А. //Сборник тезисов XII Национального конгресса терапевтов, Москва. 2017г.- С.148-149 URL: https://congress2017.rnmot.ru/public/files/events/6/611/Cover_tez_NKT_(1).pdf (дата обращения 10.04.2018)
4. Иванова Н.А. Партнерство в обучении – территория заблуждений/ Иванова Н.А., Шумова А.Л., Журавлева Т.П.//Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 2017; 16 (июнь).-С.35 URL: http://www.cardioprevent.ru/downloads/c3m0i1789/tesisi_po_prof_2017.pdf (дата обращения 10.04.2018)
Скачать вложение