Приемы формирования функциональной грамотности на уроках информационно-технологической направленности в ОГБПОУ «РПК»
Автор: Кувшинкова Светлана Николаевна, Кувшинков Алексей Михайлович, преподаватели информатики ОГБПОУ «РПК»В статье приведены примеры опыта использования активных методов обучения на основе цифровых инструментов, лежащих в основе формирования функциональной грамотности обучающихся при реализации ПМ.03 Информатизация деятельности суда, для студентов группы 4а специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование.
Функциональная грамотность на сегодняшний день является важным показателем подготовки современного специалиста. Ее оценка происходит в т.ч. через решение практико-ориентированных профессиональных задач демонстрационного экзамена, в рамках которого студенты демонстрируют способность выполнять задания в условиях реальных или смоделированных производственных процессов, через определение уровня освоения материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков.
А.А. Леонтьев определяет функциональную грамотность как, выработанную в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умению находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности и воплощать найденные решения [1].
Из этого определения можно сделать вывод, что формирование функциональной грамотности невозможно без использования активной компетентной практической учебной деятельности обучающихся, направленной на поиск и реализацию решений профессиональных учебных задач.
Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования с учетом федеральных образовательных стандартов среднего общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования рассматривает в качестве основного средства формирования функциональной грамотности решение студентами специально постановленных учебных задач, учебно-практических заданий, которые должны быть обязательным содержательным компонентом учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы СПО [2].
При организации образовательного процесса на уроках информационно-технологической направленности, предпочтение отдается таким методам и формам, которые способны обеспечить формирование и развитие у обучающихся умений самостоятельно осуществлять поиск информации; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований, информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм; логически рассуждать; взаимодействовать в коллективе, общаться, дискутировать, принимать управленческие решения и др.
Специфика предмета информационных технологий, реализуемая на базе кабинетов, обеспеченных на современном уровне (средствами компьютерной техники, интерактивным демонстрационным оборудованием, скоростным доступом к сети Интернет, разнообразным базовым и специальным программным обеспечением), позволяет использовать современные педагогические технологии с применением широкого набора цифровых инструментов.
Так, при реализации ПМ.03 Информатизация деятельности суда, для студентов группы 4а специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование был разработан электронный рабочий лист (шаблон) по теме: «Подготовка информации к размещению на сайте суда. Правила исключения персональных данных при размещении на официальных сайтах судов в сети Интернет текстов судебных актов.» [Приложение №1 (Рабочий лист).pdf].
Первое задание связано с актуализацией знаний, полученных на теоретических занятиях и требует от обучающегося организовать средствами компьютерных справочно-правовых систем поиск нормативно-правовых актов, удовлетворяющих условию задачи. Задание предполагает последующую оценку по приведенным под таблицей критериям.
Второе задание связано с необходимостью прокомментировать приведенные утверждения с опорой на нормативно-правовую базу, найденную и актуализированную в задании №1, дав заключение верно утверждение или нет, подтвердив цитатой из нормативных правовых актов (НПА). Работа также предполагает оценку в соответствии с критериями. Это задание способствует формированию критического мышления, базового компонента функциональной грамотности обучающихся.
Третье задание связано с критическим анализом текстовых фрагментов, среди которых встречаются неполные предложения, которые надо дополнить на основании найденных НПА так, чтобы они стали верными утверждениями.
Задание №4 является итоговым подготовительным заданием для задания №5. Оно предполагает ввод полных развернутых ответов на четко сформулированные и поставленные вопросы. Эта работа требует хороших знаний содержания нормативных документов, регулирующих вопрос о допустимости размещения информации на сайтах судов.
Задание №5 направлено на анализ и корректировку документа (учебного характера содержащего ошибки), размещенного на сайте суда, т.е. непосредственное применение знаний на практике с имитацией области профессиональной деятельности по подготовке судебных актов к размещению на сайте судов. Это упражнение так же содержит критерии оценки.
Имея в арсенале совокупность традиционных и инновационных педагогических технологий, современные цифровые инструменты во взаимодействии с формированием общих и профессиональных компетенций можно применять этот и подобные ему рабочие листы по-разному:
- С образовательной целью - как тренировочную работу или работу, выполняемую в качестве итоговой (проверочной) по теме.
- Со стороны разнообразных форм обучения работа может быть, как фронтальной, групповой, так и индивидуальной.
- С точки зрения оценки - самооценивание, взаимооценивание, оценка преподавателем, комбинированная.
- С точки зрения использования цифровых инструментов выполнение работы на уроке в компьютерном кабинете, выполнение в дистанционном формате с использованием таких инструментов организации коллективной деятельности как Яндекс.Документы или др.
Безусловно, подобная работа направлена на формирование функциональной грамотности студентов специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование в области профессиональной деятельности по подготовке информации к размещению на сайте суда, соблюдение правил исключения персональных данных при размещении на официальных сайтах судов в сети Интернет текстов судебных актов. Этому свидетельствуют высокие результаты сдачи квалификационного экзамена по ВПД.03 Обеспечение функционирования системы автоматизированного сбора, обработки и использования информации в суде.
Положительным опытом в работе является использование телеконференций для организации дистанционного консультирования. Студент, после изучения раздела, выступает в роли эксперта и отвечает на вопросы, заданные онлайн. В таких конференциях могут принимать участие не только обучающиеся, но и преподаватели разных дисциплин, а также представители работодателей. Примером использования подобной практики (в рамках учебного процесса) может служить организация онлайн консультации по вопросам фиксации электронных доказательств для суда, где в качестве цифрового сервиса использовался Яндекс.Телемост. Подобным образом, например, могут быть реализованы социальные проекты по дистанционному консультированию населения по юридическим вопросам в рамках внеурочной деятельности. [Приложение №2 (Задание фиксация доказательств).pdf].
Процесс систематизации, структурирования знаний реализуется нами через задания, связанные с построением хронологических схем. В задании приводятся факты из истории информатизации судов общей юрисдикции Российской Федерации, но скрыта дата или временной период. Например, «В 20** году вводится обязательное аудиопротоколирование в административном судопроизводстве». Студенту необходимо, используя информационные ресурсы сети Интернет, установить точную временную дату события (для всех событий в задании) и распределить события в виде структурной схемы – временной шкалы [Приложение №3 (Задание по хронологии).pdf]. В качестве инструмента реализации могут быть использованы различные среды:
- Офисные приложения через тип рисунка «Процесс» объекта SmartArt или реализации схемы через вставку фигур [Приложение №4 (Примеры работ студентов Хронология).pdf].
- Специализированные средства инфографики. Например, Visual Paradigm Smart Board, Miro, Draw.io (реализуется как онлайн, так и может быть инсталлирована на компьютер пользователя) и др.
В завершение хотелось бы отметить, что формирование функциональной грамотности является сквозной задачей всех уроков дисциплины и ее решение ведется нами на системной основе.
Список литературы:
1. «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Вып. 6. – М: «Баласс», 2002. – 271 с.
2. Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования//Профессиональное образование и рынок труда. - 2019 - №4, с.4-21 https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-studentov-sr... (дата обращения 22.04.2024г).
Приложения во вложении (zip, 2 Mb)
Скачать вложение