РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках информационно-технологической направленности в ОГБПОУ «РПК»

Автор: Кувшинкова Светлана Николаевна, Кувшинков Алексей Михайлович, преподаватели информатики ОГБПОУ «РПК»

В статье приведены примеры опыта использования активных методов обучения на основе цифровых инструментов, лежащих в основе формирования функциональной грамотности обучающихся при реализации ПМ.03 Информатизация деятельности суда, для студентов группы 4а специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование. 

Функциональная грамотность на сегодняшний день является важным показателем подготовки современного специалиста. Ее оценка происходит в т.ч. через решение практико-ориентированных профессиональных задач демонстрационного экзамена, в рамках которого студенты демонстрируют способность выполнять задания в условиях реальных или смоделированных производственных процессов, через определение уровня освоения материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков.

А.А. Леонтьев определяет функциональную грамотность как, выработанную в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умению находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности и воплощать найденные решения [1].

Из этого определения можно сделать вывод, что формирование функциональной грамотности невозможно без использования активной компетентной практической учебной деятельности обучающихся, направленной на поиск и реализацию решений профессиональных учебных задач.

Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования с учетом федеральных образовательных стандартов среднего общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования рассматривает в качестве основного средства формирования функциональной грамотности решение студентами специально постановленных учебных задач, учебно-практических заданий, которые должны быть обязательным содержательным компонентом учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы СПО [2].

При организации образовательного процесса на уроках информационно-технологической направленности, предпочтение отдается таким методам и формам, которые способны обеспечить формирование и развитие у обучающихся умений самостоятельно осуществлять поиск информации; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований, информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм; логически рассуждать; взаимодействовать в коллективе, общаться, дискутировать, принимать управленческие решения и др.

Специфика предмета информационных технологий, реализуемая на базе кабинетов, обеспеченных на современном уровне (средствами компьютерной техники, интерактивным демонстрационным оборудованием, скоростным доступом к сети Интернет, разнообразным базовым и специальным программным обеспечением), позволяет использовать современные педагогические технологии с применением широкого набора цифровых инструментов.

Так, при реализации ПМ.03 Информатизация деятельности суда, для студентов группы 4а специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование был разработан электронный рабочий лист (шаблон) по теме: «Подготовка информации к размещению на сайте суда. Правила исключения персональных данных при размещении на официальных сайтах судов в сети Интернет текстов судебных актов.» [Приложение №1 (Рабочий лист).pdf].

Первое задание связано с актуализацией знаний, полученных на теоретических занятиях и требует от обучающегося организовать средствами компьютерных справочно-правовых систем поиск нормативно-правовых актов, удовлетворяющих условию задачи. Задание предполагает последующую оценку по приведенным под таблицей критериям.

Второе задание связано с необходимостью прокомментировать приведенные утверждения с опорой на нормативно-правовую базу, найденную и актуализированную в задании №1, дав заключение верно утверждение или нет, подтвердив цитатой из нормативных правовых актов (НПА). Работа также предполагает оценку в соответствии с критериями. Это задание способствует формированию критического мышления, базового компонента функциональной грамотности обучающихся.

Третье задание связано с критическим анализом текстовых фрагментов, среди которых встречаются неполные предложения, которые надо дополнить на основании найденных НПА так, чтобы они стали верными утверждениями.

Задание №4 является итоговым подготовительным заданием для задания №5. Оно предполагает ввод полных развернутых ответов на четко сформулированные и поставленные вопросы. Эта работа требует хороших знаний содержания нормативных документов, регулирующих вопрос о допустимости размещения информации на сайтах судов.

Задание №5 направлено на анализ и корректировку документа (учебного характера содержащего ошибки), размещенного на сайте суда, т.е. непосредственное применение знаний на практике с имитацией области профессиональной деятельности по подготовке судебных актов к размещению на сайте судов. Это упражнение так же содержит критерии оценки.

Имея в арсенале совокупность традиционных и инновационных педагогических технологий, современные цифровые инструменты во взаимодействии с формированием общих и профессиональных компетенций можно применять этот и подобные ему рабочие листы по-разному:

- С образовательной целью - как тренировочную работу или работу, выполняемую в качестве итоговой (проверочной) по теме.

- Со стороны разнообразных форм обучения работа может быть, как фронтальной, групповой, так и индивидуальной.

- С точки зрения оценки - самооценивание, взаимооценивание, оценка преподавателем, комбинированная.

- С точки зрения использования цифровых инструментов выполнение работы на уроке в компьютерном кабинете, выполнение в дистанционном формате с использованием таких инструментов организации коллективной деятельности как Яндекс.Документы или др.

Безусловно, подобная работа направлена на формирование функциональной грамотности студентов специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование в области профессиональной деятельности по подготовке информации к размещению на сайте суда, соблюдение правил исключения персональных данных при размещении на официальных сайтах судов в сети Интернет текстов судебных актов. Этому свидетельствуют высокие результаты сдачи квалификационного экзамена по ВПД.03 Обеспечение функционирования системы автоматизированного сбора, обработки и использования информации в суде.

Положительным опытом в работе является использование телеконференций для организации дистанционного консультирования. Студент, после изучения раздела, выступает в роли эксперта и отвечает на вопросы, заданные онлайн. В таких конференциях могут принимать участие не только обучающиеся, но и преподаватели разных дисциплин, а также представители работодателей. Примером использования подобной практики (в рамках учебного процесса) может служить организация онлайн консультации по вопросам фиксации электронных доказательств для суда, где в качестве цифрового сервиса использовался Яндекс.Телемост. Подобным образом, например, могут быть реализованы социальные проекты по дистанционному консультированию населения по юридическим вопросам в рамках внеурочной деятельности. [Приложение №2 (Задание фиксация доказательств).pdf].

Процесс систематизации, структурирования знаний реализуется нами через задания, связанные с построением хронологических схем. В задании приводятся факты из истории информатизации судов общей юрисдикции Российской Федерации, но скрыта дата или временной период. Например, «В 20** году вводится обязательное аудиопротоколирование в административном судопроизводстве». Студенту необходимо, используя информационные ресурсы сети Интернет, установить точную временную дату события (для всех событий в задании) и распределить события в виде структурной схемы – временной шкалы [Приложение №3 (Задание по хронологии).pdf]. В качестве инструмента реализации могут быть использованы различные среды:

- Офисные приложения через тип рисунка «Процесс» объекта SmartArt или реализации схемы через вставку фигур [Приложение №4 (Примеры работ студентов Хронология).pdf].

- Специализированные средства инфографики. Например, Visual Paradigm Smart Board, Miro, Draw.io (реализуется как онлайн, так и может быть инсталлирована на компьютер пользователя) и др.

В завершение хотелось бы отметить, что формирование функциональной грамотности является сквозной задачей всех уроков дисциплины и ее решение ведется нами на системной основе. 

Список литературы:

1. «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Вып. 6. – М: «Баласс», 2002. – 271 с.

2. Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования//Профессиональное образование и рынок труда. - 2019 - №4, с.4-21 https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-studentov-sr... (дата обращения 22.04.2024г).

Приложения во вложении (zip, 2 Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru