РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Проектная деятельность как эффективное средство формирования ценностно – ориентированной личности

Автор: Шанаева Людмила Федоровна, преподаватель ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж»

Из опыта работы преподавателя истории.

Современное общество, где основными ценностями является информация, - общество, девиз которого: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», требует новую знаниевую парадигму, развитые интеллект и креативность человека. Требуется человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской действительности. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. Подготовить такого человека и требует современное общество.
Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения, адекватные вызовам времени. Одним из таких методов является метод учебного проекта. Индивидуальный проект, как особая форма организации образовательной деятельности обучающихся, был введен в учебную программу колледжа в 2015-2016 учебном году на основании письма директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО № 06-259 от 17.03.2015г. «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, разработанных совместно с федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», для использования в работе образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации».
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности учащегося в приобретении знаний для решения реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, как студентам, так и педагогам, невозможный при других формах обучения. Для учебной проектной деятельности мы взяли дисциплину «История»: работу с краеведческим материалом.
Метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея - это формирование проектных умений как одного из условий развития индивидуальности, повышения общей культуры личности за счет дополнительной информации.
Студентам 1 курса был предоставлен список тем о видных деятелях Рязанской земли. Из этого списка студенты выбирали понравившуюся тему. Им были предложены требования для выполнения работы, на специальном занятии студенты были ознакомлены со списком литературы, сайтами, где можно было получить нужную информацию. Колледж заключил 16 февраля 2016 года договор с Рязанским государственным областным художественным музеем им. И.П. Пожалостина о проведении цикла экскурсий и лекций по темам интересующих студентов для написания работы. Студентам предоставлено право пользоваться библиотекой музея. Им уже воспользовались: Фазилов Хаким, изучавший творчество художника А.Архипова, Киценко Валерия, исследовавшая жизнь и деятельность скульптора А. Голубкиной, Столяров Евгений, посвятивший свою работу промышленнику Г. Рюмину. Студенты посещают и другие музеи города и области, что позволяет на основе полученной информации лучше справиться с заданием.
При внедрении метода учебного проекта используется и проблемно – деятельностный, и личностно – ориентированный, и творческий подходы. Студенты вовлекаются в активный, сознательно спланированный познавательный процесс, вовлекаются в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, трансформированию их в необходимые знания и использованию их в своей работе.
В ходе работы над проектом формируются, в той или иной степени информационные, учебные, исследовательские, коммуникативные компетентности, мировоззрение и личностная позиция, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
При работе с проектом задействованы образовательные, воспитательные и развивающие цели:
  • самостоятельное изучение материала по интересующей теме, “предельно вычерпав”, реализовав все возможности. Планирование способов и путей достижения поставленной цели. умение работать с различными источниками информации, корректировать свои действия.
  • умение анализировать, оценивать полученную информацию, делать выводы. Осознание значимости выбранной для темы работы личности, понимание важности собственной деятельности. Аргументированность своей позиции.
  • воспитание любви к Родине, гордость за свой народ, сопереживание и сопричастность с минувшими событиями, зарождение гражданской позиции.
В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие студентов, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей.
Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя, а также интерес к изучаемому материалу.
Основная работа над проектом – это поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление. Деятельность увлекает студентов, они отыскивают новые источники информации, делятся информацией, литературой с другими. В ходе работы требовались консультации преподавателя.
Итогом работы над проектом будут презентации, которые студенты подготовят на основе своих творческих работ и представят на итоговой конференции.
Осуществление учебного проекта в целом проходит успешно. Студенты уже принесли свои первые работы, которые приятно удивили. Они очень интересные, многогранные. Большинство студентов отмечает, что были приятно удивлены вкладом своих земляков в мировую науку, искусство; военной доблестью тех, кто на полях сражений проявлял мужество и героизм, защищая свой народ, свою страну.
Работы сопровождаются объемным фактическим и иллюстративным материалом. Определяя причины выбора той или иной темы, студенты основываются личным интересом к деятельности человека, к истории своего земляка, к событиям Великой Отечественной войны.
В колледже девять групп первого курса. И в разных группах тематика выбранных заданий может совпадать, но работы отличаются одна от другой. Студенты рассказывают о необычных судьбах членов семьи баронов фон Дервиз. Трагедия в семье фон Дервизов произвела на них неизгладимое впечатление. Оказалось, что «богатые тоже плачут». Чтобы помочь больным туберкулезом, фон Дервиз передает свое поместье в Кирицах под костный санаторий. Интересна студентам стала и судьба знаменитых промышленников, выходцев из купеческой среды, семьи Живаго. О путешественнике Семенове – Тян – Шанском рассказали его земляки. Они внимательно изучили не только печатные материалы о деятельности этого человека, но и материалы местного музея. О скульпторе А.С. Голубкиной известно много. Но дополнительный материал для своих работ студенты получили, посетив Художественный музей Рязани и прослушав лекцию о творчестве нашей знаменитой землячки. С особым восторгом учащиеся рассказывают в своих работах о первом российском летчике Михаиле Ефимове, его славном пути. С гордостью повествуют о советской летчице, герое Великой Отечественной войны, штурмане ночных бомбардировщиков – Антонине Зубковой.
Читая работы студентов, понимаешь, что работа в рамках проектной деятельности стала для них полной открытий. Многие из них и не подозревали, какие талантливые и выдающиеся люди жили на Рязанской земле. Для многих это стало возможным благодаря погружению в эпоху жизни своих героев.
Проектная деятельность обогатит личностный опыт учащихся, позволит им четче осознать свои интересы, сформирует их гражданскую позицию, позволит совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, предъявлять результаты. Проектирование позволит разнообразить коммуникативные связи студентов с социумом.
Преподавателю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности студента.
Процесс работы не менее важен, чем сам результат. Для педагога – это владение искусством коммуникативности, стремление не навязывать свою точку зрения, способность генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем. Для учащихся - знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем); - умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания: - свобода в выражении мыслей, идей инновационного поиска новых средств.
В ходе работы над проектом возникли вопросы по оформлению Так, в соответствии с требованиями к оформлению, фотографии, иллюстрации должны быть в приложении. Но разве можно говорить о картинах художников, скульптурах, не сопровождая их иллюстрациями. Пришлось внести коррективы. Вероятно, по ходу представления работ студентов возникнут и другие вопросы. Но это сделает работу преподавателя не только сложной, но и интересной.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению студентами прошлого и настоящего своей малой Родины, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления, способствует формированию самостоятельно мыслящей и творческой личности. Надеемся, что и для студентов, и для преподавателей работа над проектами и в дальнейшем будет интересной и плодотворной.
Литература
1. Ступницкая Н.А. Что такое учебный проект.- М.: Первое сентября, 2010.-162 с.
2. Евдокимова А.Н. Применение метода проектов в начальной школе в рамках гражданско-правового образования//Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции РИРО «Гражданско-правовое образование: проблемы модернизации и перспективы развития». 2007. С.119-122.
3. МачехинаО.Н.Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании// Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции РИРО «Гражданско-правовое образование: проблемы модернизации и перспективы развития». 2007. С.156-160.
5. Кудряшова В.С. Проектная деятельность на уроках истории, истории и культуры Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] //nsportal.ru/ shkola/ istoriya /library/2011/11/27/ proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii/ (дата обращения: 25.03.2016г.).
6. Шарипова С.С. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании [Электронный ресурс] //nsportal.ru/shkola/ istoriya/ library/2011/11/27/ proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii/(дата обращения: 25.03.2016г.).

Исследовательская работа студента группы ГО-11 Сегина А.В. во вложении (docx, 2MB)








Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru