Профессиональный стандарт и независимая оценка квалификации на соответствие профстандарту в России
Автор: Фатеева Алла Александровна, преподаватель специальных дисциплин ФГОПОУ Рязанского колледжа электроники
Согласно вступившим в силу изменениям в Трудовом кодексе (ТК РФ) об особенностях применения профессиональных стандартов в РФ с 01.07.2016 г., прошло около 1,5лет.
Хотелось бы напомнить о Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" и закреплении в ст. 195.1 ТК РФ двух новых понятий: "квалификация работника" и "профессиональный стандарт (Пф Ст)", из текста которого следует, что Пф Ст - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Пф Ст разработаны согласно ст.195.1 ТК РФ Минтрудом РФ для применения работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.07. 2016 г. Причем, подчеркну, что требования установлены к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, а профессиональные стандарты в части названных требований будут обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 ТК РФ), если ТК РФ или иными нормативными актами не установлены особые требования к квалификации работников [1].
Рисунок 1. ‒ Процесс применения профессиональных стандартов
Причем, для государственных и муниципальных организаций особенности применения Пф установлены Правительством РФ (ст. 4 закона N 122-ФЗ) в связи с важностью внедрения Пф Ст, а также с целью повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг).
Попробуем рассмотреть процесс перехода на Пф Ст с различных сторон: с одной стороны, как ряд свобод и разрешающих мер, прав, а также возможностей работодателя и работника; а с другой стороны, возникающей ответственности за принятые решения и порядок штрафных санкций, распространяющихся на работодателя.
Переход от единых квалификационных требований к Пф Ст упростит подбор кадров, а работодателю не придется подробно расписывать требования для вакансий, можно будет просто сослаться на типовые нормы. Они, кстати, могут быть прописаны в трудовом договоре и / или эффективном контракте.
Предполагается, что Пф Ст должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда работника, а эффективный контракт – в качестве инструмента соединения интересов работника и руководителя для решения задач конкретной организации. Стоит сказать, что во многих учреждениях перешли от трудового договора к эффективному контракту, который начинает более четко регламентировать трудовые функции каждого работника, квалификационное соответствие должности, критерии оценки эффективности его деятельности, а также размер поощрения за результаты труда [2, с.221].
Особо отметим, что обязательность применения требований Пф Ст установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф за нарушение ТК РФ; для юрлиц по общему правилу это составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб. [1].
Особая ответственность возникает в случае оформления трудового договора ненадлежащим образом (руководителю организации грозит привлечение к ответственности, например, если должность, предполагающая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника, юрлица оплачивают нарушение данной нормы от 50 тыс. до 100 тыс. руб.).
Подводя итог совокупности возможностей работодателя и правоприменительной практики, следует напомнить, что в связи с вступлением в силу закона N122-ФЗ с 01.07.2016г., основная работа по принятию решения большинством работодателей в части применения Пф Ст в своей практике и проведению ряда необходимых мероприятий сделана. А именно, сопоставлены штатное расписание организации и наличие должностей и профессий, по которым уже приняты Пф Ст согласно имеющемуся реестру (причем, на 01.11.2017г. утверждено 1086 Пф Ст), также сопоставлены соответствия сотрудников требованиям, утвержденным Пф Ст, а результаты проверки при выявленных несоответствиях реализуются согласно разработанной программе перехода на профстандарты (раздел «Обучение работников») [2].
Напомним, что во многих стандартах установлено требование наличия профессиональной переподготовки (обязательные условия для такой переподготовки - объем курса не менее 250 ак.часов); если у работника нет специального базового образования, данного работника необходимо обучать.
Важно отметить, что в случае выявления несоответствия наименований должностей штатного расписания, установленных стандартами, должностным инструкциям и трудовым договорам, необходимо привести их в соответствие.
Ряд работодателей пересмотрели оплату труда работников и, исходя из требований ст. 129 и 132 ТК РФ, установили такую систему оплаты труда, при которой работники с более высокой квалификацией имеют более высокий квалификационный уровень по Пф Ст, получают большую заработную плату, чем работники с более низкой квалификацией /квалификационным уровнем [1].
В ходе перехода на профстандарты, большинство участников этого процесса (работодатели, специалисты кадровой службы, общественные организации, контрольно-надзорные органы, работники предприятий, граждане, профессиональные образовательные организации разного уровня и др.) сталкиваются со сложностью отслеживания актуальной нормативно-правовой информации данного вида реформы.
В этой связи правительством и профильными министерствами в помощь всем участникам упомянутого процесса разработан ряд программ и мероприятий консультативно-разъяснительного порядка, с которыми можно ознакомиться на информационных ресурсах/ официальных сайтах Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) или ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). К примеру, на этих ресурсах можно отслеживать самую свежую информацию о профстандартах (принятых, разрабатываемых и планируемых к разработке); можно узнать о: датах бесплатных вебинарах профильных министерств (по поручению Минтруда и соцзащиты РФ на площадке «Российское общество «Знание», 14.12.2017 г. в 10.00 по московскому времени пройдет вебинар «Применение профессиональных стандартов», который будет транслироваться в сети «Интернет» по адресу:https://www.youtube.com/watch?v=FmYN87I1ZwQ), вступлении законодательных норм и проч. [3].
Невозможно оставить без рассмотрения и такой вопрос, как система независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. С 01.01.2017 в трудовые отношения введена независимая оценка квалификации (оценка квалификации, НОК). В силу вступили сразу три Закона, формирующие систему НОК, устанавливающие процедуру ее проведения и регулирующие отношения работника, проходящего НОК, и работодателя. Согласно ст. 3 Закона об оценке квалификации система НОК включает в себя следующих участников, представленных в Таблице 1. [4,5].
Участники системы НОК
|
Национальный совет
|
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профсоюзов и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере НОК
|
Национальное агентство развития квалификаций (НАРК)
|
базовый центр профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров - осуществляет организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку участников системы (автономная НКО, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти)
|
Советы по
профессиональным квалификациям
(СПК)
|
органы управления, полномочные организовывать проведение НОК по определенному виду профессиональной деятельности (например, Совет по профессиональным квалификациям в области фармации, Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении, - в настоящее время создано 28 советов)
|
Центры оценки квалификаций
(ЦОК)
|
юридические лица, проводящие независимую оценку, которые создаются по решению Национального совета. Каждый ЦОК имеет свой перечень квалификаций, по которым проводит экзамены. Устанавливает этот перечень совет по профессиональным квалификациям (п. 1 ст. 8 Закона об оценке квалификации)
|
Работодатели
|
предприятия (организации), проводящие НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры (причем, работодатель может направить на прохождение НОК и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации, однако в дальнейшем связанные с этим расходы нельзя будет признать при исчислении налога на прибыль)
|
Соискатели
|
работники или претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности лица (например, претенденты на вакансию), обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки для подтверждения своей квалификации
|
Минтруд России
|
уполномоченный орган исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (после одобрения Национальным советом утверждает примерное положение о совете, требования к ЦОК, форму бланка свидетельства о квалификации, положения об апелляционной комиссии, о проведении профэкзамена, о разработке оценочных средств для проведения экзаменов и т.д.)
|
Попробуем разобраться, что представляет собой независимая оценка квалификации (НОК). Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ под независимой оценкой квалификации понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ [6].
Независимая оценка квалификации проводится (ЦОК) в соответствии с правилами Закона № 238-ФЗ, а работодатель проводит НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры.
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования, в том числе на НОК, перечислены в ст. 187 ТК РФ и включают сохранение за сотрудником места работы (должности, выплаты средней заработной по основному месту работы, возмещения расходов, предусмотренных для служебных командировок(суточные, стоимость проезда и проживания).
В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе оценки квалификации законопроектом предусмотрено: расходы на оценку квалификации относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), согласно пп. 23 п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ [6].
Расходы на проведение НОК и налогообложение предполагают следующее. В связи с вступлением в силу Закона № 238-ФЗ в Налоговый кодекс Законом № 251-ФЗ был внесен ряд поправок, в частности, в ст. 217, 219, 264. Данные изменения начали действовать 01.01.2017 года.
А теперь о налоге на прибыль. Как уже было отмечено, на основании ст. 187 ТК РФ прохождение работником НОК по инициативе работодателя оплачивается за счет его средств. Федеральным законом № 251-ФЗ в расходы на обучение, учитываемые в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ, включены также расходы на прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика [7, с. 4-5] .
Аналогичные условия должны быть соблюдены при признании расходов на НОК «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации.
В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Законом № 251-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы оплаты за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, согласно законодательству РФ.
Суммы оплаты прохождения работниками НОК не перечислены среди расходов, освобожденных от обложения страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Из данных норм следует, что на такие суммы нужно начислять страховые взносы. Вероятно, в данной ситуации взносы не начисляются, как и в отношении стоимости обучения работника, если оно проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (письма Минфина РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, а также информация ФСС, размещенная на сайте http://fss.ru 04.03.2016). Возможно, в ближайшее время законодатели исправят данный пробел, а пока во избежание разногласий с проверяющими желательно обратиться за разъяснениями в инспекцию ФНС и территориальное отделение ФСС по месту регистрации организации.
В случае, когда НОК проводится по инициативе работника, как ранее отмечалось, она финансируется за счет его средств (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ прямо предусматривает эту возможность) В частности, работник может выступить в роли инициатора проведения оценки в случае, если он претендует на ту или иную должность. При этом следует обратить внимание на пп. 6, который был введен в п. 1 ст. 219 НК РФ Законом № 251-ФЗ, где предусмотрено предоставление социального вычета по НДФЛ.
Прохождение НОК является добровольной процедурой, то есть работодателю необходимо получить письменное согласие работника. В частности, согласие можно получить на уведомлении. Спецформа уведомления законодательством не установлена, так что оно составляется в произвольном виде. Порядок и условия направления работников на НОК необходимо прописать в коллективном или трудовом договоре. Такое требование установлено в ст. 196 ТК РФ.
Теперь перейдем к вопросу о правилах проведения экзамена по НОК. С 01.01.2017 года действуют Правила проведения ЦОК на независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена (далее – профэкзамен), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204). Согласно п. 6 Правил № 1204 лицо, за счет средств которого проводится профэкзамен (работодатель, соискатель, иное физическое или юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профэкзамена на основании заключенного между ним и ЦОК договора о возмездном оказании услуг. Для прохождения профэкзамена соискатель лично или через законного представителя подает в ЦОК на бумажном или электронном носителе комплект документов (подробный перечень в п. 7 Правил № 1204) [6, 7, с. 7-8].
В течение 10 календарных дней после получения комплекта документов ЦОК информирует соискателя или работодателя способом, указанным в заявлении. Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами для проведения НОК по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям (причем, при проведении профэкзамена вправе присутствовать представители Минтруда, совета по профессиональным квалификациям). В соответствии с п. 15 Правил № 1204 результаты профэкзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. По итогам профэкзамена ЦОК выдает (ч. 4, 5 ст. 4 Закона № 238-ФЗ) свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена - с внесением сведений в специальный реестр) или заключение о результатах профэкзамена с рекомендациями соискателю(при неудовлетворительном результате экзамена). По правилам ч. 6 ст. 4 Закона № 238-ФЗ работник и работодатель, если они не согласны с результатами экзамена, в течение 30 кал. дней с даты их информирования вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию СПК. [7, с. 8-9
В целях информирования работодателей и граждан о проведении экзамена на сайтах ЦОК и СПК, а также в реестре сведений о проведении НОК размещаются соответствующие сведения.
В заключении статьи хотелось бы отметить, что с нормативной точки зрения в ней рассмотрена лишь малая часть ответственного и достаточно сложного процесса перехода на профессиональные стандарты и независимую оценку квалификации на соответствие профстандарту.
Нашей стране и всем участникам упомянутых реформ предстоит достаточно длинный и напряженный путь, который может выйти за рамки намеченных расчётов, так как сейчас только начался процесс его апробации. Причем, на текущий момент еще сохраняется тенденция значительной доли перевеса противоречивых вопросов адаптационного и нормативно-консультационного плана, нежели ответов по внедрению текущих реформ в РФ.
Для ускорения хода процесса рассматриваемых реформ при возникновении вопросов, на мой взгляд, очень важна и необходима достойная методическая поддержка, организация обстоятельных консультаций как для работодателей, так и для соискателей (физлиц), с проведением НОК и применением профстандартов, а также доработка ряда нормативных мер. Стоит отметить, что сейчас эти вопросы уполномочены разъяснять Национальное агентство развития квалификаций и Минтруд.
Однако, надо заметить, что при грамотном подходе к данным реформам в рамках их плавного внедрения, обнародованная ранее концепция досрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года может дать реальный импульс движению вперед.
Литература
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) СПБ "Консультант плюс" [Электронный ресурс] (дата обращения 20.11.2017г.)
2. Фатеева А.А. Профессиональный стандарт в России, как соответствовать новым требованиям. Система независимой оценки квалификации на соответствие профстандарту в РФ// Новые технологии в науке, образовании, производстве: сб. науч. тр. По материалам Междунар. науч.-практ. конференции. 27– 30 сентября 2016 г. – Рязань: изд-во Коняхин А.В., 2016. – С. 209-217.
3. Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения 27.11.2017г.)
4. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям [Электронный ресурс]. URL: http://nspkrf.ru/news-nspk/item/67-fz_nok.html (дата обращения 27.11.2017г.)
5. Панина Д.Ю. Кто, как и кому теперь оценивает квалификацию? // Руководитель бюджетной организации. 2017. N 1. С. 55 - 62. [Электронный ресурс]. в СПБ «Консультант Плюс» № в ИБ 26864 (дата обращения 28.11.2017г.)
6. СПБ «Консультант Плюс», Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», от 03.07.2016г., (дата обращения 27-28.11.2017г.)
7. Абросимова Ю. В. Направляем работников на независимую оценку квалификации //эл.журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" /2017.№ 3.[Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a61/899558.html (дата обращения 27.11.2017г.)