РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Рабочий лист ученика как средство обучения и контроля

Автор: Пряхина Олеся Петровна, Лагутина Елена Илмировна, преподаватели ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники»

Важное место в процессе обучения занимает контроль знаний. От того, как он организован, зависят результаты усвоения знаний в изучаемой области науки. Регулярный контроль знаний повышает уровень ответственности к учебной деятельности. Приучает работать систематически, усваивать знания.
Одним из способов контроля знаний является применение рабочих листов, благодаря которым мы продолжаем формировать знания, умения и навыки по изучаемой дисциплине, развиваем творческий потенциал ученика, организуем обратную связь с учениками, контролируем знания и стимулируем мотивацию к изучению дисциплины, реализуем следующие дидактические принципы:
- наглядности;
- доступности;
- систематичности;
- прочности усвоения знаний;
- индивидуального подхода.
Объектом воздействия являются обучающиеся 1 курса среднего профессионального образования.
Ключевые слова: рабочий лист, дидактика, хронометраж, дизайн, образование, контроль, знания, умения, навыки.
Рабочий лист – это дидактическое средство организации индивидуальной учебной деятельности ученика по итогам изучения урока или этапа занятия.
Применение рабочих листов как метода контроля является отличным помощником в профессиональной деятельности педагога. Рабочий лист может быть печатным или электронным, в зависимости от оборудования в учебной аудитории.
Рациональное использование рабочих листов в образовательной деятельности позволяет нам:
- развивать прогностические, коммуникативные и организационные навыки работы с информацией;
- обучать логико – семантическим приемам обработки информации,
- алгоритмическим процессам;
- совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности;
- создавать устойчивые установки на активное восприятие информации.
Применение рабочих листов предусматривает возможность работать с обучающимися разных физиологических и психологических категорий на уроке.
Несмотря на то, что современный урок должен быть содержательным и привлекательным для обучающихся с разными образовательными способностями, при этом нельзя забывать о контроле и качестве знаний обучающихся. Поэтому контрольно-оценочная деятельность никогда не должна быть прекращена ни на каком этапе обучения. От занятия к занятию мы извлекаем из памяти необходимый материал, как отмечал Роберт Ганье: «Необходимость извлекать из памяти уже пройденный материал, говорит о важности в обучении такого фактора, как смежность. Две идеи, изученные с небольшими временными интервалами, формируют связь. В результате, когда вы сталкиваетесь с одной из идей, в памяти всплывает и вторая. В идеале новое знание должно дополнять эту цепочку ассоциаций. Это важно учитывать при проектировании учебного курса».
Контроль выявляет, устанавливает, оценивает знания обучающихся, определяет объем, уровень и качество усвоения материала, а также выявляет пробелы в знаниях, навыках и умениях у обучающихся для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации деятельности.

Стоит отметить, что применяя разные формы контроля мы открываем для себя очередную возможность привлечь внимание ученика, заинтересовать, разнообразить его деятельность, позволяем сфокусировать его внимание на активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. [1] Используя нестандартные задания, которые требуют иных путей решения, мы продолжаем формировать творческий потенциал, навыки работы с информацией, способность продуктивно мыслить, ведь применение рабочих листов задействует когнитивные процессы: внимание, память, речь, рассуждение, принятие решений, и активирует способность обучающегося воспринимать и обрабатывать информацию, и превращать ее в знание, интеллектуальное развитие и опыт, что напрямую отвечает требованиям ФГОС: «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613); 

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» [1]
Немаловажным аспектом в использовании рабочего листа как метода контроля также является и организация обратной связи с преподавателем. Можно раздать рабочие листы и по результатам выполнения заданий, проверить усвоен пройденный материал или нет.
Первое, с чего стоит начинать формирование рабочего листа — это определиться с его структурой: время, материал контроля и оформление.
Рассмотрим подробнее этапы создания:
1. Необходимо отобрать объём материала, который будет поддаваться проверке, рассчитываем примерное время.
2. Оформление. В верхней части листа указываем строки, где обучающийся напишет свои данные (фамилия, имя, номер группы или класса), дату выполнения. Затем мы указываем название темы урока, номер конкретного рабочего листа, определяем поле для решения поставленной задачи.
Составляем задания. Задания могут быть составлены по теме урока или охватывать раздел.
Стоит отметить, что наличие зрительных образов станет огромным плюсом в запоминании нового материала, например, дополнить рисунок, зарисовать схему. А также применимы и другие виды заданий: с множественным выбором, восстановить соответствие. Задания выбираются по желанию преподавателя с учетом особенностей развития данной категории обучающихся. Можно подготовить несколько рабочих листов для одного занятия.
3. Эстетично моделируем дизайн рабочего листа. Лист не должен быть перегружен текстом или изображениями. Работа должна быть сбалансированной, не стоит перегружать. Целесообразно выделить поле информативной области рабочего листа, для фокусировки внимания, добавив границы страницы, и добавить пиктограмму, как изображение, используемое в качестве символа данной дисциплины.
4. Оптимальное время. Выполняем задания сами, чтобы еще раз проверить, сколько времени потратит обучающийся для решения конкретной задачи.

Сам процесс создания можно упростить, если использовать специальные конструкторы. Примером таких программ и онлайн-сервисов являются: Microsoft Word, Power Point, Paint, Coreapp, Miro. Также существуют сервисы, которые предлагают галерею уже готовых рабочих листов по многим дисциплинам, например, Worksheets.
Одним из преимуществ использования рабочих листов является возможность для обучающегося многократно обрабатывать полученную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. А также в рабочих листах, кроме учебной, содержится и управляющая информация. Работая с ними, обучающиеся получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное – получают подкрепление правильности выполняемых действий.
Использование рабочих листов создает условия для осуществления самоконтроля и самопроверки, а также для взаимной проверки обучающихся работ друг друга, что воспитывает в них ряд важных качеств.
При проверке заданий, выполненных обучающимися, посмотрев на то, как выполнены задания, учитель может сравнительно легко и быстро «поставить диагноз» состоянию мыслительной деятельности. Анализ выполненных обучающимися заданий дает учителю полную информацию о состоянии отдельных звеньев мыслительных процессов у всех учеников и тем самым создает возможность для более совершенного формирования этих процессов.
Рабочий лист является удобным способом контроля знаний и обратной связи в процессе обучения. Данный метод применяется в помощь педагогу. Его, как может показаться на первый взгляд, простота открывает перед педагогом дополнительные возможности в реализации творческого и современного подхода к обучению, что напрямую соответствует требованиям ФГОС.

Список литературы:
1. Интерактивная онлайн-доска [Сайт]. — URL: https://miro.com/ru/ (дата обращения: 14.09.2022)
2. Информационные технологии в образовании: учебник / под ред. Т. Н. Носковой. — СПб.: Издательство «Лань», 2022. — 296 с.
3. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественно-научных дисциплин : учебное пособие / Е. Е. Минченков. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 492 с.
4. Митина, Л. М.  Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 430 с.
5. Образовательный онлайн-ресурс [Сайт]. — URL: https://worksheets.ru/uchiteljam/ (дата обращения: 14.09.2022)
6.  Онлайн-платформа для запуска курсов [Сайт]. — URL: https://coreapp.ai/app/auth (дата обращения: 14.09.2022)
7. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. —3-е изд., стер. —Москва : КНОРУС, 2022. — 432 с.
8. Журнал школьный психолог [Сайт]. — URL:    https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200800511 (Дата обращения: 28.09.2022)
9. Когнитивность и Когнитивистика [Сайт]. — URL: https://clck.ru/32a5e7 (Дата обращения: 04.11.2022)
10. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) [Сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (Дата обращения: 25.10.2022)
11. Электронная библиотека Российская Академия Наук. Институт философии [Сайт]. — URL:   https://iphras.ru/elib/Merkulov.html (Дата обращения: 30.10.2022)
[1] Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020)

Пример рабочего листа во вложении



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru