РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

III Региональный конкурс проектов (социальной рекламы) «Мы против наркотиков» для студентов среднего профессионального образования
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

Развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО

Автор: Соболева Ольга Владимировна, преподаватель ОГБПОУ "Сараевский многофункциональный колледж", г. Рязань

Педагогическая технология

«Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать самому это

и это станет моим навсегда».

П.П. Блонский

Введение

В современных условиях цифровизации образования особую значимость приобретает развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

-        трансформация образовательной среды: внедрение цифровых технологий требует новых подходов к организации учебного процесса;

-        потребность в самообразовании: современный специалист должен уметь самостоятельно приобретать и обновлять знания;

-        профессионализация обучения: необходимость формирования профессиональных компетенций в условиях СПО;

-        индивидуализация образования: потребность в учете индивидуальных особенностей обучающихся;

-        развитие информационных компетенций: важность формирования навыков работы с информацией.

Цель применения педагогической технологии: внедрение педагогической технологии, направленной на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО.

Задачи применения педагогической технологии:

-        теоретически обосновать сущность и содержание учебно-познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы;

-        разработать модель организации самостоятельной работы на уроках информатики;

-        определить критерии и показатели эффективности предложенной технологии;

-        экспериментально проверить результативность разработанной технологии;

-        разработать методические рекомендации для преподавателей.

Объект исследования: процесс обучения информатике в системе СПО.

Предмет исследования: педагогическая технология развития учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики.

Теоретическая значимость технологии:

-        расширение теоретических представлений о развитии учебно-познавательной деятельности;

-        уточнение понятийного аппарата в области самостоятельной работы;

-        разработка теоретических основ организации самостоятельной работы на уроках информатики;

-        обоснование эффективности предложенной педагогической технологии.

Практическая значимость технологии:

-        разработка методических рекомендаций для преподавателей информатики;

-        создание системы заданий для самостоятельной работы;

-        внедрение эффективных форм и методов организации самостоятельной деятельности;

-        повышение качества подготовки специалистов в системе СПО. 

1.    Теоретические основы развития учебно-познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность представляет собой специально организованный процесс активного познания мира, в ходе которого происходит:

-        формирование системы знаний, умений и навыков;

-        развитие познавательных способностей;

-        становление мировоззрения;

-        формирование способов познавательной деятельности.

По структуре учебно-познавательной деятельности можно выделить следующие компоненты:

-        мотивационный компонент: включает познавательные интересы, потребности, цели;

-        операционный компонент: совокупность способов и приемов познавательной деятельности;

-        когнитивный компонент: система знаний и представлений;

-        эмоционально-волевой компонент: отношение к познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность должна обладать следующими характеристиками: целенаправленностью, активностью, системностью, процессуальностью, результативностью.

Самостоятельная работа, является важнейшим компонентом образовательного процесса, особенно в контексте обучения информатике.

Значение самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО, определяется следующими функциями, которые имеют применение в общих и профессиональных компетенциях ФГОС специальностей:

Развивающая функция:

-        формирование навыков самообразования;

-        развитие логического мышления;

-        совершенствование алгоритмической культуры.

Образовательная функция:

-        углубление и закрепление знаний;

-        формирование практических навыков работы с информационными технологиями;

-        развитие профессиональных компетенций.

Воспитательная функция:

-        формирование самостоятельности;

-        развитие ответственности;

-        воспитание информационной культуры.

На уроках информатики можно выделить следующие формы самостоятельной работы:

-        работа с учебными материалами;

-        решение практических задач;

-        выполнение лабораторных работ;

-        проектная деятельность;

-        исследовательская работа и другие формы.

В контексте самостоятельной работы на уроках в системе СПО можно выделить следующие особенности:

Специфика системы СПО:

-        профессиональная направленность обучения;

-        сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки;

-        ограниченность аудиторного времени;

-        необходимость формирования практических навыков.

Особенности организации самостоятельной работы в системе СПО:

-        учет профессиональной направленности обучения;

-        интеграция общеобразовательных и профессиональных дисциплин;

-        практико-ориентированный характер заданий;

-        дифференцированный подход;

-        использование современных информационных технологий.

Для эффективной организации самостоятельной работы в СПО условия:

-        четкая постановка целей и задач;

-        адекватное планирование времени;

-        обеспечение необходимыми ресурсами;

-        систематический контроль и оценка результатов;

-        методическое сопровождение.

Существуют проблемы организации самостоятельной работы в системе СПО:

-        недостаточная мотивация обучающихся;

-        разный уровень подготовки студентов;

-        нехватка методических материалов;

-        слабая техническая оснащенность;

-        необходимость постоянного обновления содержания. 

2.    Методические основы педагогической технологии.

Организация самостоятельной работы на уроках должна обладать следующими основными принципами:

-        Принцип научности: соответствие содержания работы современным научным достижениям;

-        Принцип доступности: учет уровня подготовки обучающихся;

-        Принцип систематичности: регулярность и последовательность заданий;

-        Принцип индивидуального подхода: учет особенностей каждого студента;

-        Принцип связи теории с практикой: ориентация на профессиональную деятельность;

-        Принцип контроля: регулярная проверка результатов работы;

-        Принцип самостоятельности: постепенное увеличение доли самостоятельной деятельности;

-        Принцип мотивации: создание условий для заинтересованности в работе.

Данные принципы нашли отражение в работах многих педагогов, в частности, в исследованиях по организации самостоятельной работы учащихся. Они являются основополагающими при планировании и проведении самостоятельных работ на уроках.

Важно отметить, что эти принципы не являются изолированными - они работают в комплексе, обеспечивая эффективное усвоение материала и развитие самостоятельности учащихся. При этом каждый принцип имеет свои особенности применения в контексте конкретной учебной дисциплины и возрастной группы учащихся.

Исторически данные принципы формировались на основе многовекового педагогического опыта, начиная с античных времен и развиваясь в трудах таких педагогов как Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и других выдающихся деятелей педагогической науки.

Формы самостоятельной работы применимые на уроках в системе СПО:

Аудиторная работа:

-        работа с учебными материалами;

-        выполнение практических заданий;

-        лабораторные работы;

-        решение задач;

-        проектная деятельность.

Внеаудиторная работа:

-        самостоятельное изучение материала;

-        подготовка докладов и рефератов;

-        выполнение домашних заданий;

-        работа с электронными ресурсами;

-        подготовка к практическим занятиям.

Чтобы реализовать применение самостоятельной работы на уроках СПО можно применить следующие методы:

Репродуктивные методы: работа по образцу, выполнение типовых заданий, закрепление материала.

Продуктивные методы: проблемные задания, исследовательская работа, творческие проекты, моделирование ситуаций.

Интерактивные методы: работа в группах, деловые игры, кейс-методы, проектная деятельность.

Показателями эффективности самостоятельной работы являются:

Когнитивные критерии:

-        уровень усвоения знаний;

-        качество выполнения заданий;

-        способность к самообучению;

-        овладение информационными технологиями.

Деятельностные критерии:

-        умение планировать работу;

-        способность к самоорганизации;

-        эффективность использования ресурсов;

-        качество выполнения заданий.

Личностные критерии:

-        мотивация к обучению;

-        самостоятельность мышления;

-        творческий подход;

-        ответственность за результаты.

Для оценки эффективности применения самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО используются следующие методы:

-        тестирование;

-        наблюдение;

-        анализ выполненных работ;

-        самооценка;

-        экспертная оценка;

-        мониторинг результатов.

Чтобы повысить эффективность применения самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО требуется применить следующие условия:

-        четкая постановка целей;

-        адекватное планирование заданий;

-        обеспечение ресурсами;

-        методическое сопровождение;

-        регулярный контроль;

-        обратная связь;

-        дифференциация заданий;

-        создание мотивации.


Полный текст во вложении (pdf 633 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru