Развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО
Автор: Соболева Ольга Владимировна, преподаватель ОГБПОУ "Сараевский многофункциональный колледж", г. РязаньПедагогическая технология
«Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я могу запомнить.
Позволь мне сделать самому это
и это станет моим навсегда».
П.П. Блонский
Введение
В современных условиях цифровизации образования особую значимость приобретает развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:
- трансформация образовательной среды: внедрение цифровых технологий требует новых подходов к организации учебного процесса;
- потребность в самообразовании: современный специалист должен уметь самостоятельно приобретать и обновлять знания;
- профессионализация обучения: необходимость формирования профессиональных компетенций в условиях СПО;
- индивидуализация образования: потребность в учете индивидуальных особенностей обучающихся;
- развитие информационных компетенций: важность формирования навыков работы с информацией.
Цель применения педагогической технологии: внедрение педагогической технологии, направленной на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО.
Задачи применения педагогической технологии:
- теоретически обосновать сущность и содержание учебно-познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы;
- разработать модель организации самостоятельной работы на уроках информатики;
- определить критерии и показатели эффективности предложенной технологии;
- экспериментально проверить результативность разработанной технологии;
- разработать методические рекомендации для преподавателей.
Объект исследования: процесс обучения информатике в системе СПО.
Предмет исследования: педагогическая технология развития учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики.
Теоретическая значимость технологии:
- расширение теоретических представлений о развитии учебно-познавательной деятельности;
- уточнение понятийного аппарата в области самостоятельной работы;
- разработка теоретических основ организации самостоятельной работы на уроках информатики;
- обоснование эффективности предложенной педагогической технологии.
Практическая значимость технологии:
- разработка методических рекомендаций для преподавателей информатики;
- создание системы заданий для самостоятельной работы;
- внедрение эффективных форм и методов организации самостоятельной деятельности;
- повышение качества подготовки специалистов в системе СПО.
1. Теоретические основы развития учебно-познавательной деятельности.
Учебно-познавательная деятельность представляет собой специально организованный процесс активного познания мира, в ходе которого происходит:
- формирование системы знаний, умений и навыков;
- развитие познавательных способностей;
- становление мировоззрения;
- формирование способов познавательной деятельности.
По структуре учебно-познавательной деятельности можно выделить следующие компоненты:
- мотивационный компонент: включает познавательные интересы, потребности, цели;
- операционный компонент: совокупность способов и приемов познавательной деятельности;
- когнитивный компонент: система знаний и представлений;
- эмоционально-волевой компонент: отношение к познавательной деятельности.
Учебно-познавательная деятельность должна обладать следующими характеристиками: целенаправленностью, активностью, системностью, процессуальностью, результативностью.
Самостоятельная работа, является важнейшим компонентом образовательного процесса, особенно в контексте обучения информатике.
Значение самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО, определяется следующими функциями, которые имеют применение в общих и профессиональных компетенциях ФГОС специальностей:
Развивающая функция:
- формирование навыков самообразования;
- развитие логического мышления;
- совершенствование алгоритмической культуры.
Образовательная функция:
- углубление и закрепление знаний;
- формирование практических навыков работы с информационными технологиями;
- развитие профессиональных компетенций.
Воспитательная функция:
- формирование самостоятельности;
- развитие ответственности;
- воспитание информационной культуры.
На уроках информатики можно выделить следующие формы самостоятельной работы:
- работа с учебными материалами;
- решение практических задач;
- выполнение лабораторных работ;
- проектная деятельность;
- исследовательская работа и другие формы.
В контексте самостоятельной работы на уроках в системе СПО можно выделить следующие особенности:
Специфика системы СПО:
- профессиональная направленность обучения;
- сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки;
- ограниченность аудиторного времени;
- необходимость формирования практических навыков.
Особенности организации самостоятельной работы в системе СПО:
- учет профессиональной направленности обучения;
- интеграция общеобразовательных и профессиональных дисциплин;
- практико-ориентированный характер заданий;
- дифференцированный подход;
- использование современных информационных технологий.
Для эффективной организации самостоятельной работы в СПО условия:
- четкая постановка целей и задач;
- адекватное планирование времени;
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- систематический контроль и оценка результатов;
- методическое сопровождение.
Существуют проблемы организации самостоятельной работы в системе СПО:
- недостаточная мотивация обучающихся;
- разный уровень подготовки студентов;
- нехватка методических материалов;
- слабая техническая оснащенность;
- необходимость постоянного обновления содержания.
2. Методические основы педагогической технологии.
Организация самостоятельной работы на уроках должна обладать следующими основными принципами:
- Принцип научности: соответствие содержания работы современным научным достижениям;
- Принцип доступности: учет уровня подготовки обучающихся;
- Принцип систематичности: регулярность и последовательность заданий;
- Принцип индивидуального подхода: учет особенностей каждого студента;
- Принцип связи теории с практикой: ориентация на профессиональную деятельность;
- Принцип контроля: регулярная проверка результатов работы;
- Принцип самостоятельности: постепенное увеличение доли самостоятельной деятельности;
- Принцип мотивации: создание условий для заинтересованности в работе.
Данные принципы нашли отражение в работах многих педагогов, в частности, в исследованиях по организации самостоятельной работы учащихся. Они являются основополагающими при планировании и проведении самостоятельных работ на уроках.
Важно отметить, что эти принципы не являются изолированными - они работают в комплексе, обеспечивая эффективное усвоение материала и развитие самостоятельности учащихся. При этом каждый принцип имеет свои особенности применения в контексте конкретной учебной дисциплины и возрастной группы учащихся.
Исторически данные принципы формировались на основе многовекового педагогического опыта, начиная с античных времен и развиваясь в трудах таких педагогов как Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и других выдающихся деятелей педагогической науки.
Формы самостоятельной работы применимые на уроках в системе СПО:
Аудиторная работа:
- работа с учебными материалами;
- выполнение практических заданий;
- лабораторные работы;
- решение задач;
- проектная деятельность.
Внеаудиторная работа:
- самостоятельное изучение материала;
- подготовка докладов и рефератов;
- выполнение домашних заданий;
- работа с электронными ресурсами;
- подготовка к практическим занятиям.
Чтобы реализовать применение самостоятельной работы на уроках СПО можно применить следующие методы:
Репродуктивные методы: работа по образцу, выполнение типовых заданий, закрепление материала.
Продуктивные методы: проблемные задания, исследовательская работа, творческие проекты, моделирование ситуаций.
Интерактивные методы: работа в группах, деловые игры, кейс-методы, проектная деятельность.
Показателями эффективности самостоятельной работы являются:
Когнитивные критерии:
- уровень усвоения знаний;
- качество выполнения заданий;
- способность к самообучению;
- овладение информационными технологиями.
Деятельностные критерии:
- умение планировать работу;
- способность к самоорганизации;
- эффективность использования ресурсов;
- качество выполнения заданий.
Личностные критерии:
- мотивация к обучению;
- самостоятельность мышления;
- творческий подход;
- ответственность за результаты.
Для оценки эффективности применения самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО используются следующие методы:
- тестирование;
- наблюдение;
- анализ выполненных работ;
- самооценка;
- экспертная оценка;
- мониторинг результатов.
Чтобы повысить эффективность применения самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО требуется применить следующие условия:
- четкая постановка целей;
- адекватное планирование заданий;
- обеспечение ресурсами;
- методическое сопровождение;
- регулярный контроль;
- обратная связь;
- дифференциация заданий;
- создание мотивации.
Полный текст во вложении (pdf 633 Kb)
Скачать вложение





