РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

XXIX Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция по финансовому просвещению в России «Финансовая культура и движение волонтеров финансового просвещения: тренды и возможности»
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

Развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО

Автор: Соболева Ольга Владимировна, преподаватель ОГБПОУ "Сараевский многофункциональный колледж", г. Рязань

Педагогическая технология

«Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать самому это

и это станет моим навсегда».

П.П. Блонский

Введение

В современных условиях цифровизации образования особую значимость приобретает развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

-        трансформация образовательной среды: внедрение цифровых технологий требует новых подходов к организации учебного процесса;

-        потребность в самообразовании: современный специалист должен уметь самостоятельно приобретать и обновлять знания;

-        профессионализация обучения: необходимость формирования профессиональных компетенций в условиях СПО;

-        индивидуализация образования: потребность в учете индивидуальных особенностей обучающихся;

-        развитие информационных компетенций: важность формирования навыков работы с информацией.

Цель применения педагогической технологии: внедрение педагогической технологии, направленной на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО.

Задачи применения педагогической технологии:

-        теоретически обосновать сущность и содержание учебно-познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы;

-        разработать модель организации самостоятельной работы на уроках информатики;

-        определить критерии и показатели эффективности предложенной технологии;

-        экспериментально проверить результативность разработанной технологии;

-        разработать методические рекомендации для преподавателей.

Объект исследования: процесс обучения информатике в системе СПО.

Предмет исследования: педагогическая технология развития учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики.

Теоретическая значимость технологии:

-        расширение теоретических представлений о развитии учебно-познавательной деятельности;

-        уточнение понятийного аппарата в области самостоятельной работы;

-        разработка теоретических основ организации самостоятельной работы на уроках информатики;

-        обоснование эффективности предложенной педагогической технологии.

Практическая значимость технологии:

-        разработка методических рекомендаций для преподавателей информатики;

-        создание системы заданий для самостоятельной работы;

-        внедрение эффективных форм и методов организации самостоятельной деятельности;

-        повышение качества подготовки специалистов в системе СПО. 

1.    Теоретические основы развития учебно-познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность представляет собой специально организованный процесс активного познания мира, в ходе которого происходит:

-        формирование системы знаний, умений и навыков;

-        развитие познавательных способностей;

-        становление мировоззрения;

-        формирование способов познавательной деятельности.

По структуре учебно-познавательной деятельности можно выделить следующие компоненты:

-        мотивационный компонент: включает познавательные интересы, потребности, цели;

-        операционный компонент: совокупность способов и приемов познавательной деятельности;

-        когнитивный компонент: система знаний и представлений;

-        эмоционально-волевой компонент: отношение к познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность должна обладать следующими характеристиками: целенаправленностью, активностью, системностью, процессуальностью, результативностью.

Самостоятельная работа, является важнейшим компонентом образовательного процесса, особенно в контексте обучения информатике.

Значение самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО, определяется следующими функциями, которые имеют применение в общих и профессиональных компетенциях ФГОС специальностей:

Развивающая функция:

-        формирование навыков самообразования;

-        развитие логического мышления;

-        совершенствование алгоритмической культуры.

Образовательная функция:

-        углубление и закрепление знаний;

-        формирование практических навыков работы с информационными технологиями;

-        развитие профессиональных компетенций.

Воспитательная функция:

-        формирование самостоятельности;

-        развитие ответственности;

-        воспитание информационной культуры.

На уроках информатики можно выделить следующие формы самостоятельной работы:

-        работа с учебными материалами;

-        решение практических задач;

-        выполнение лабораторных работ;

-        проектная деятельность;

-        исследовательская работа и другие формы.

В контексте самостоятельной работы на уроках в системе СПО можно выделить следующие особенности:

Специфика системы СПО:

-        профессиональная направленность обучения;

-        сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки;

-        ограниченность аудиторного времени;

-        необходимость формирования практических навыков.

Особенности организации самостоятельной работы в системе СПО:

-        учет профессиональной направленности обучения;

-        интеграция общеобразовательных и профессиональных дисциплин;

-        практико-ориентированный характер заданий;

-        дифференцированный подход;

-        использование современных информационных технологий.

Для эффективной организации самостоятельной работы в СПО условия:

-        четкая постановка целей и задач;

-        адекватное планирование времени;

-        обеспечение необходимыми ресурсами;

-        систематический контроль и оценка результатов;

-        методическое сопровождение.

Существуют проблемы организации самостоятельной работы в системе СПО:

-        недостаточная мотивация обучающихся;

-        разный уровень подготовки студентов;

-        нехватка методических материалов;

-        слабая техническая оснащенность;

-        необходимость постоянного обновления содержания. 

2.    Методические основы педагогической технологии.

Организация самостоятельной работы на уроках должна обладать следующими основными принципами:

-        Принцип научности: соответствие содержания работы современным научным достижениям;

-        Принцип доступности: учет уровня подготовки обучающихся;

-        Принцип систематичности: регулярность и последовательность заданий;

-        Принцип индивидуального подхода: учет особенностей каждого студента;

-        Принцип связи теории с практикой: ориентация на профессиональную деятельность;

-        Принцип контроля: регулярная проверка результатов работы;

-        Принцип самостоятельности: постепенное увеличение доли самостоятельной деятельности;

-        Принцип мотивации: создание условий для заинтересованности в работе.

Данные принципы нашли отражение в работах многих педагогов, в частности, в исследованиях по организации самостоятельной работы учащихся. Они являются основополагающими при планировании и проведении самостоятельных работ на уроках.

Важно отметить, что эти принципы не являются изолированными - они работают в комплексе, обеспечивая эффективное усвоение материала и развитие самостоятельности учащихся. При этом каждый принцип имеет свои особенности применения в контексте конкретной учебной дисциплины и возрастной группы учащихся.

Исторически данные принципы формировались на основе многовекового педагогического опыта, начиная с античных времен и развиваясь в трудах таких педагогов как Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и других выдающихся деятелей педагогической науки.

Формы самостоятельной работы применимые на уроках в системе СПО:

Аудиторная работа:

-        работа с учебными материалами;

-        выполнение практических заданий;

-        лабораторные работы;

-        решение задач;

-        проектная деятельность.

Внеаудиторная работа:

-        самостоятельное изучение материала;

-        подготовка докладов и рефератов;

-        выполнение домашних заданий;

-        работа с электронными ресурсами;

-        подготовка к практическим занятиям.

Чтобы реализовать применение самостоятельной работы на уроках СПО можно применить следующие методы:

Репродуктивные методы: работа по образцу, выполнение типовых заданий, закрепление материала.

Продуктивные методы: проблемные задания, исследовательская работа, творческие проекты, моделирование ситуаций.

Интерактивные методы: работа в группах, деловые игры, кейс-методы, проектная деятельность.

Показателями эффективности самостоятельной работы являются:

Когнитивные критерии:

-        уровень усвоения знаний;

-        качество выполнения заданий;

-        способность к самообучению;

-        овладение информационными технологиями.

Деятельностные критерии:

-        умение планировать работу;

-        способность к самоорганизации;

-        эффективность использования ресурсов;

-        качество выполнения заданий.

Личностные критерии:

-        мотивация к обучению;

-        самостоятельность мышления;

-        творческий подход;

-        ответственность за результаты.

Для оценки эффективности применения самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО используются следующие методы:

-        тестирование;

-        наблюдение;

-        анализ выполненных работ;

-        самооценка;

-        экспертная оценка;

-        мониторинг результатов.

Чтобы повысить эффективность применения самостоятельной работы на уроках информатики в системе СПО требуется применить следующие условия:

-        четкая постановка целей;

-        адекватное планирование заданий;

-        обеспечение ресурсами;

-        методическое сопровождение;

-        регулярный контроль;

-        обратная связь;

-        дифференциация заданий;

-        создание мотивации.


Полный текст во вложении (pdf 633 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru