Второстепенные члены предложения
Автор: Вязкова Ольга Алексеевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ОГБПОУ "Рязанский колледж имени Героя Советского Союза Н.Н.Комарова"Конспект урока для студентов первых курсов СПО.
Цели:
- Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей студентов.
- Организовать деятельность студентов по закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения».
- Развивать способности студентов правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания о второстепенных членах предложения.
Развивающие:
- развивать речь, универсальные учебные действия студента.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение, прививать интерес к русскому языку.
Формы и методы: лингвистический эксперимент, исследовательская деятельность, элементы игровой технологии, работа по:
- составлению опорной схемы, синтаксический разбор предложения;
- фронтальная работа, групповая работа;
- индивидуальная работа, тестовые задания.
Оборудование: оформленная доска, шаблоны опорных схем, тесты, дорожный лист, учебник, компьютер.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент (тема, цели урока).
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Запишите в тетради сегодняшнее число, оставьте пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже. Сегодня мы, как обычно, будем работать с дорожными листами. Подпишите их в соответствующей графе.
Лингвистический эксперимент, исследование материала, формулировка темы.
Внимание на доску. Чем отличаются эти два предложения?
1. Котёнок играет.
2. Пушистый котёнок играет с бабушкиным клубком.
Какими членами предложения являются слова «котёнок играет»?
Сравните эти два предложения.
Какое из них содержит больше информации? За счёт чего?
Студенты (устно) разбирают предложения по членам, делают вывод, что второстепенные члены предложения служат для пояснения главных членов предложения или других второстепенных членов предложения.
О каких членах предложения пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
II. Запись даты и темы. СЛАЙД 1
Сформулируйте задачи урока.
Ключевые слова:
- повторить теоретический материал по теме,
- закрепить умение находить и выделять,
- использовать в письменной речи.
III. Работа по теме урока
1. Рассмотрите схему предложения: СЛАЙД 2
Какие второстепенные члены предложения представлены на схеме?
Запишите схему предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.
IV. Работа с теоретическим материалом
Чтобы повторить теоретический материал, я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание «Цепочка теории» СЛАЙД 3
Условие: Делимся на три варианта по рядам. Первый ряд заполняет таблицу «определение», второй «дополнение», третий «обстоятельство». Каждой парте, то есть каждой паре достается по одному вопросу. Заполнив соответствующий столбик, передаете второй парте, третьей и т.д. Как только все заполнено, один представитель выходит защищать коллективную работу.
Запишите схему предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.
IV. Работа с теоретическим материалом
Чтобы повторить теоретический материал, я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание «Цепочка теории» СЛАЙД 3
Условие: Делимся на три варианта по рядам. Первый ряд заполняет таблицу «определение», второй «дополнение», третий «обстоятельство». Каждой парте, то есть каждой паре достается по одному вопросу. Заполнив соответствующий столбик, передаете второй парте, третьей и т.д. Как только все заполнено, один представитель выходит защищать коллективную работу.
Второстепенные члены предложения
Таблица № 1
Виды второстепенных членов предложения |
Определение |
Дополнение |
Обстоятельство |
Что обозначает? |
Признак предмета |
Предмет |
Место, время, причину, образ действия |
На какие вопросы отвечает? |
Какой? Чей? |
Вопросы косвенных падежей |
Где? Когда? Почему? Как? |
Чем выражено? |
Прилагательное, местоимение |
Существительное, местоимение |
Наречие, существительное с предлогом |
От каких частей речи зависит? |
От существительных |
От глагола |
От глагола |
Как подчёркивается? |
˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ ˜ |
---------- |
_ . _ . _ . _ |
Для защиты работы предоставляется слово студенту……. СЛАЙД 4 для самопроверки
С какой целью мы выполняли это задание?
V. Закрепление
А сейчас мы обратимся к учебнику, стр 278
Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения.
Упр. 199
Три студента выполняют его на доске.
Представьте, что вы авторы учебника. Какими бы заданиями вы дополнили данное упражнение?
VI. Творческая работа. (Выполняется в группах). СЛАЙД 5
Речь образованного человека очень богата и разнообразна. Мне бы очень хотелось посмотреть, насколько разнообразна ваша речь.
Замените прилагательные в словосочетаниях одинаковыми по значению словами, например: холодный ветер – ледяной ветер.
Известный артист - знаменитый
Печальная история - грустная
Знойный день - жаркий
Увлекательный рассказ – интересный
Трудная задача – сложная
Душистый цветок – ароматный
Ласковые руки - нежные
Как называются слова, которые вы использовали? (Синонимы) Дайте им определение.
Где вам поможет такое задание? (При написании сочинения).
VII. Физкультминутка – эстафета.
Сейчас мне бы хотелось посмотреть на то, как вы умеете быстро работать у доски.
Каждому ряду предлагается по 2 предложения (записаны на доске) для разбора по членам. По очереди все студенты выходят к доске определяют и подчёркивают один член предложения. Победит тот ряд, который быстро и правильно произведёт разбор.
1 группа: Учитель работает со всеми учениками. В воскресенье я пойду в музей.
2 группа: Ваня поделился своими впечатлениями. Страшная жара препятствовала работе.
3 группа: Девочка бережно обращалась с книгами. Инженер рассказал о строительстве цеха.
СЛАЙД 6 самопроверка
VIII. Коллективное задание: Предлагаю устно поработать.
Какие слова употреблены неверно. СЛАЙД 7
Над полем зависла грозная туча.
Собака имела очень грозовой вид.
Песочный берег опустел после дождя.
В своём опыте мы использовали песчаные часы.
Утром меня разбудила дрель соловья.
За стеной слышался звук работающей трели.
В пустыне путники увидели вираж.
Гонщик совершил крутой мираж.
Ребята, мы сейчас с вами проводили лексическую работу, чтобы исправить предложения. А вы знаете, как называются такие слова, над которыми мы работали?
СЛАЙД 8
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
IX. Итог. Тест.
Цель: выяснить степень усвоения студентами темы урока.
1. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
2. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Бухгалтер вовремя сдал годовой отчёт.
б) Годовой ребёнок ещё не умеет есть самостоятельно.
в) Годовой план был выполнен на 100%.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …
а) определение;
б) обстоятельство;
в) дополнение;
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно:
а) удачный день
б) удачный игрок
в) удачный человек
Ответы
1 а
2 в
3 б
4 в
5 а
Взаимопроверка и самооценивание. Критерии оценки.
СЛАЙД 9
- 0 ошибок - «5»
- 1 ошибка - «4»
- 2 ошибки - «3»
- 3 и более - «2»
X. Итоги урока.
Какие цели ставили, чего добились, все ли успели? Оцените себя на уроке с помощью Листа самооценки.
XI. Домашнее задание: СЛАЙД 10
1) параграф 48
2) упражнение №200 + разбор предложений по членам (на «4»), из словаря паронимов взять 4 пары слов и составить с ними предложения (на «5»)
XII. Рефлексия СЛАЙД 11
У вас на листах есть смайлики. Если вам урок понравился, то выберите улыбающегося смайлика, если вам что-то осталось непонятным - то сомневающегося, если вам не понятна тема – то грустного.
Спасибо за урок!
Литература:
1. Е.Д.Ващенко. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. Автор: Александрова 3.Е. Издательство: Русский язык. Серия: Библиотека словарей русского языка, 2001.
3. Словарь паронимов русского языка. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С.Издательство М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
Полный вариант конспекта урока с презентацией и материалами к уроку во вложении (zip, 1MB)
С какой целью мы выполняли это задание?
V. Закрепление
А сейчас мы обратимся к учебнику, стр 278
Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения.
Упр. 199
Три студента выполняют его на доске.
Представьте, что вы авторы учебника. Какими бы заданиями вы дополнили данное упражнение?
VI. Творческая работа. (Выполняется в группах). СЛАЙД 5
Речь образованного человека очень богата и разнообразна. Мне бы очень хотелось посмотреть, насколько разнообразна ваша речь.
Замените прилагательные в словосочетаниях одинаковыми по значению словами, например: холодный ветер – ледяной ветер.
Известный артист - знаменитый
Печальная история - грустная
Знойный день - жаркий
Увлекательный рассказ – интересный
Трудная задача – сложная
Душистый цветок – ароматный
Ласковые руки - нежные
Как называются слова, которые вы использовали? (Синонимы) Дайте им определение.
Где вам поможет такое задание? (При написании сочинения).
VII. Физкультминутка – эстафета.
Сейчас мне бы хотелось посмотреть на то, как вы умеете быстро работать у доски.
Каждому ряду предлагается по 2 предложения (записаны на доске) для разбора по членам. По очереди все студенты выходят к доске определяют и подчёркивают один член предложения. Победит тот ряд, который быстро и правильно произведёт разбор.
1 группа: Учитель работает со всеми учениками. В воскресенье я пойду в музей.
2 группа: Ваня поделился своими впечатлениями. Страшная жара препятствовала работе.
3 группа: Девочка бережно обращалась с книгами. Инженер рассказал о строительстве цеха.
СЛАЙД 6 самопроверка
VIII. Коллективное задание: Предлагаю устно поработать.
Какие слова употреблены неверно. СЛАЙД 7
Над полем зависла грозная туча.
Собака имела очень грозовой вид.
Песочный берег опустел после дождя.
В своём опыте мы использовали песчаные часы.
Утром меня разбудила дрель соловья.
За стеной слышался звук работающей трели.
В пустыне путники увидели вираж.
Гонщик совершил крутой мираж.
Ребята, мы сейчас с вами проводили лексическую работу, чтобы исправить предложения. А вы знаете, как называются такие слова, над которыми мы работали?
СЛАЙД 8
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
IX. Итог. Тест.
Цель: выяснить степень усвоения студентами темы урока.
1. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
2. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Бухгалтер вовремя сдал годовой отчёт.
б) Годовой ребёнок ещё не умеет есть самостоятельно.
в) Годовой план был выполнен на 100%.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …
а) определение;
б) обстоятельство;
в) дополнение;
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно:
а) удачный день
б) удачный игрок
в) удачный человек
Ответы
1 а
2 в
3 б
4 в
5 а
Взаимопроверка и самооценивание. Критерии оценки.
СЛАЙД 9
- 0 ошибок - «5»
- 1 ошибка - «4»
- 2 ошибки - «3»
- 3 и более - «2»
X. Итоги урока.
Какие цели ставили, чего добились, все ли успели? Оцените себя на уроке с помощью Листа самооценки.
XI. Домашнее задание: СЛАЙД 10
1) параграф 48
2) упражнение №200 + разбор предложений по членам (на «4»), из словаря паронимов взять 4 пары слов и составить с ними предложения (на «5»)
XII. Рефлексия СЛАЙД 11
У вас на листах есть смайлики. Если вам урок понравился, то выберите улыбающегося смайлика, если вам что-то осталось непонятным - то сомневающегося, если вам не понятна тема – то грустного.
Спасибо за урок!
Литература:
1. Е.Д.Ващенко. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. Автор: Александрова 3.Е. Издательство: Русский язык. Серия: Библиотека словарей русского языка, 2001.
3. Словарь паронимов русского языка. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С.Издательство М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
Полный вариант конспекта урока с презентацией и материалами к уроку во вложении (zip, 1MB)
Скачать вложение